СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научное слово о вокальной музыке: исследовательский аспект

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье анализируется источниковедческая база отечественного музыкознания в ракурсе изучения камерно-вокальной музыки. Обзорно рассматриваются многочисленные музыковедческие исследования в контексте их содержательных направлений: изучение камерной музыки русских композиторов, историко-культурологические аспекты их романсового творчества, жанровые и композиционно-драматургические характеристики романсовой музыки.

Просмотр содержимого документа
«Научное слово о вокальной музыке: исследовательский аспект»

УДК 781 : 78.03


НАУЧНОЕ СЛОВО О ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ



Колесниченко О. В.,

Курский государственный университет

пгт Уразово Валуйского р-на Белгородской области, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье анализируется источниковедческая база отечественного музыкознания в ракурсе изучения камерно-вокальной музыки. Обзорно рассматриваются многочисленные музыковедческие исследования в контексте их содержательных направлений: изучение камерной музыки русских композиторов, историко-культурологические аспекты их романсового творчества, жанровые и композиционно-драматургические характеристики романсовой музыки.

Ключевые слова: музыковедческие исследования, вокальная музыка, русский романс, стиль.

Abstract. The article analyzes the source base of Russian musicology in the perspective of the study of chamber vocal music. Numerous musicological studies are reviewed in the context of their content areas: the study of chamber music by Russian composers, historical and cultural aspects of their romance creativity, genre and compositional and dramatic characteristics of romance music.

Keywords: musicological studies, vocal music, Russian romance, style.



Современное музыковедение накопило большой объем исследовательской литературы, которая посвящена камерно-вокальной музыке отечественных композиторов, в том числе – романсовому творчеству XIX-XX столетий. Исследования эти посвящены различным аспектам: стилевой специфике камерно-вокальной музыки, ее жанровым разновидностям, композиционно-драматургическим принципам романса и его жанровых моделей, а также исполнительской интерпретации отдельных произведений.

Вокальная музыка, а именно – романсовое творчество отечественных композиторов, постоянно находилось в поле зрения отечественных музыковедов первой половины XX века. Среди них наиболее известно имя академика, педагога, композитора, публициста Б. В. Асафьева. В ранний советский период были опубликованы работы Ю. Келдыша, который детально рассмотрел вокальное творчество М. П. Мусоргского и П. И. Чайковского.

Еще одним последователем идей Б. В. Асафьева была исследователь-музыковед В. А. Васина-Гроссман. Ею созданы фундаментальные труды в области русской вокальной лирики, такие как «Русский классический романс XIX века», а также «Романтическая песня XIX века» [Васина-Гроссман]. В 1960-1970 годах В. А. Васина-Гроссман посвятила свои исследования вопросам, касающимся ритмики, интонации и композиции вокальных образцов русской музыки эпохи романтизма и первой половины XX столетия.

Музыковедом составлена теоретическая работа в трех частях с общим названием «Музыка и поэтическое слово» [Русская]. В ней автор рассматривает различные примеры музыкальной формы русского романса и его непосредственную взаимосвязь с ритмо-поэтическими структурами. В первой части работы детально анализируются песенные и декламационные структуры, во второй части – тонкая связь речевых и музыкальных интонаций, а также принципы композиционно-драматургического строения, в третьей части – особенности вокальной лирики и поэтики вокальных циклов в музыкальном наследии XX века.

Серебряный век как отдельная эпоха – интереснейший и насыщенный период в русской музыкальной культуре – также стал предметом интереса многих современных исследователей-музыковедов. Именно в этот период времени наиболее интенсивно развивался русский романс. Как и в первой половине XIX столетия, русский романс Серебряного века становится «барометром эпохи» (определение Б. В. Асафьева). В русской вокальной лирике Серебряного века исследователи выявили принципы новой русской поэзии, которые обусловили поиски композиторами новых звукоритмов и новых звукоформул, ритмоинтонаций, новых свободных музыкальных форм. Таковыми являются «стихотворения с музыкой» на поэтические тексты А. А. Блока и К. Д. Бальмонта композиторов С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, И. Ф. Стравинского, А. С. Лурье, Н. А. Рославца, А. Н. Александрова.

Среди многочисленных монографий и концептуальных исследований камерно-вокальной музыки Серебряного века наиболее значительны труды Т. Левой, А. Порфирьевой, Л. Корабельниковой и др. Т. Левая в своем исследовании под названием «Русская музыка начала XX века в художественном «контексте эпохи»» переосмысливает творческие тенденции данного периода, его художественную эстетику [Левая]. Вокальные циклы Н. Я. Мясковского анализируются в отдельном разделе издания «История русской музыки»: здесь детально рассмотрены его сочинения на стихи таких известных русских поэтов, как Е. А. Баратынский, З. Н. Гиппиус, А. А. Блок. Автор с различных позиций анализирует сложные художественно-стилевые процессы культуры и искусства начала XX столетия.

Некоторые работы, в числе которых монография Л. Корабельниковой о творчестве композитора Н. Н. Черепнина, раскрывают «белые пятна» русской камерно-вокальной лирики начала XX века. Сюда же можно отнести исследовательские труды ряда других авторов, например: письма О. П. Ламм «Страницы творческой биографии Н. Мясковского», монографию Л. Корабельниковой о С. И. Танееве, монографию Е. Н. Долинской о Н. К. Метнере, работу А. Иконникова о творчестве Н. Я. Мясковского, монографическое исследование М. Пекелиса о А. С. Даргомыжском, Г. Хубова – о М. П. Мусоргском, М. Сабининой – о М. П. Мусоргском.

Достаточно известен и широко используется в практике коллективный научный труд «Русская музыка и XX век» под редакцией М. Арановского [Русская, с. 62]. Однако, в нем отсутствует обобщающий раздел по камерно-вокальным жанрам. В исследовании наиболее содержательной является глава, посвященная вокальному творчеству Г. В. Свиридова, составленная исследователем-музыковедом М. Аркадьевым, а также теоретические положения о творчестве М. П. Мусоргского, выполненные Г. Головинским.

За последние три десятилетия сфера камерно-вокальных жанров несколько меньше интересует исследователей, однако заслуживают внимания отдельные издания, основанные на научной разработке некоторых аспектов названной области музыки, таких, как симфонизация в вокальном цикле, исследованная Т. Курышевой, связь музыки и слова, подробно проанализированная Е. А. Ручьевской и др. Первые работы Е. А. Ручьевской посвящены, в основном, ее современникам – композиторам ленинградской школы: Л. А. Пригожину, В. А. Гаврилину, Ю. А. Фалику, Ю. В. Кочурову. Среди ее последних работ наиболее известны исследования русских классиков романса, в частности, труд по А. С. Даргомыжскому и его «Каменному гостю». В нем она детально анализирует связь пушкинского стиха и музыки А. С. Даргомыжского, используя свежие, смелые, свободные научные подходы и предопределяя тем самым новые перспективы изучения особенностей русской романсовой лирики.

Очень содержательным в контексте нашей проблемы исследования является научный труд А. Хохлова, в котором автор анализирует строфичность вокальной лирики. Иные исследования по различным аспектам анализа музыкальных произведений – это работы по ритмике В. Н. Холоповой, особенностям современной гармонии Ю. Холопова и др.

Некоторые отечественные композиторы конца XVIII – первой половины XIX века, сочинявшие первые авторские романсы, трактовали данный жанр, как «русскую песню», как бытовой жанр, либо как городскую песню. В связи с этим следует упомянуть имена таких композиторов, как Д. Кашин, А. Жилин, И. Рупин. Исследователь О. Е. Левашева считает, что в такой трактовке заключена тесная связь первых романсов с фольклорными традициями. Традиции эти нашли свое продолжение в творчестве А. Гурилева, М. Яковлева, А. Варламова и пр.

Русский романс пушкинской поры был наиболее непосредственным и чувственным, что характерно для русского сентиментализма в целом. Сентиментальна также лирика других поэтов того времени – Ю. А. Нелединского-Мелецкого, А. Ф. Мерзлякова, И. И. Дмитриева, В. В. Капниста, Г. Р. Державина, А. П. Сумарокова и др. Российский сентиментализм того времени был неотделим от романтических идей, так же, как неотделимы были и сплелись воедино городской бытовой романс и салонный романс на ранних этапах своего развития. В связи с этим уникальным явлением сформировался облик классического русского романса.

Современные исследования вокальных жанров отечественного музыкального наследия (а именно – романса и его разновидностей), обращаются к контекстным структурам, наблюдая за тем, как с течением исторического времени контекстные доминанты претерпевают изменения, а сам контекст обретает все новые и новые наслоения – времени-эпохи, семантики художественных стилей, моностилевых особенностей того или иного индивидуального художественного поля. За счет подобных историко-стилевых изменений контекста меняется и сам текст: «музыка-стих» (по определению Е. А. Ручьевской) непреложно «утяжеляется», и в результате, чем плотнее сформирована контекстная «оболочка», тем сложнее получается сам текст. И музыка, и слово обретают множественность смысловых подтекстов, наполняются ассоциативной символикой к концу XX века.

Изучение богатого наследия отечественных музыковедов в области романсового творчества имеет важное значение для вокалистов-исполнителей, поскольку позволяет им более глубоко проникаться «духом» романсовой музыки русских композиторов разных эпох, художественно точно воплощать раскрывающиеся в ней образы, соблюдая авторские стили композиторов. На наш взгляд, такое изучение целесообразно начинать уже с первых шагов вокальной подготовки обучающихся в профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Литература:

1. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Музыка, 1956. 352 с.

2. Левая Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991. 166 с.

3. Русская музыка и XX век / под ред. М. Г. Арановского. М.: Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации, 1997. 874 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!