СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука - это интересно!

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2021 год был объявлен в России годом науки и технологий. Данный конспект мероприятия в игровой форме, в форме путешествия по станциям вовлечет в увлекательный мир - языкознания. Внеклассное занятие русскому языку для средних классов  познакомит учащихся с разделом русского языка  - этимологией. Занятие должно сопровождаться презентацией, чтобы наглядно показать учащимся предметы, животных, людей, о которых идет речь на занятии. 

Просмотр содержимого документа
«Наука - это интересно!»

Внеклассное занятие по русскому языку для 5-6 классов

«Наука – это интересно»


Автор: Семёнова Елена Германовна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Кош-Елга Бижбулякский р-н Республики Башкортостан


Аннотация: 2021 год  объявлен в России годом науки и технологий. Данный конспект мероприятия в игровой форме, в форме путешествия по станциям вовлечет в увлекательный мир - языкознания. Внеклассное занятие русскому языку для средних классов  познакомит учащихся с разделом русского языка  - этимологией. Занятие должно сопровождаться презентацией, чтобы наглядно показать учащимся предметы, животных, людей, о которых идет речь на занятии. 


Цель мероприятия: привитие любови и интерес учащихся к лингвистическим наукам, как на уроках, так и на внеклассных занятиях;

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с разделом языкознания – этимологией; активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности, расширить кругозор, способствовать развитию познавательного интереса;

Воспитательная: воспитывать чувство любви и интереса к филологическим дисциплинам, формирование коллективизма и здорового соперничества; воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность; воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели, инициативность и активность;

Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку через игру, развитие мышления, внимания, творческого воображения и творческих способностей;

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

На занятии внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы

личностные универсальные учебные действия, т.е.:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”;

регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия;

познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

Форма проведения урока: урок – игра.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Технологии: игровая, ИКТ, личностно ориентированный подход;


Оборудование: проектор, компьютер, презентация (Приложение 1), жетоны «ум» (Приложение 2), песня из к/ф «Приключения Буратино», черный ящик и предметы для игры;

Участники: две команды (учащиеся 5-6 классов).


Ход мероприятия

  1. Организационный момент и беседа: (Слайд №1)

Добрый день, дорогие друзья! Друзья науки и творчества!(Слайд № 2) 2021 год объявлен в России годом науки и технологий.В течение года мы отмечаем различные праздники: День знаний, День учителя, День влюбленных, День защитника Отечества. А как вы думаете, юные друзья, есть ли в календаре День науки? (ответы)

(Слайд № 3)Ежегодно 8 февраля ученые нашей страны отмечают свой профессиональный праздник - День российской науки. История этого праздника уходит в далекий 1724 г. (Слайд № 4)Именно тогда, 8 февраля Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 г. она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 г. – в Российскую академию наук. 7 июня 1999 г. Указом президента Российской Федерации был учрежден праздник российских ученых.( Слайд №5)Российская академия наук сегодня – это крупнейший научно-исследовательский центр нашей страны. ( Слайд №6)14 российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. О важности и пользе развития и изучения наук в своё время высказывались писатели-классики.

(Слайд №7)«Дело науки – служить людям», – утверждал Л.Н. Толстой.

«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя», – утверждал А. П. Чехов.

А как вы думаете, ребята, русский язык – это наука? (ответы)

(Слайд №8)Наука о языке называется лингвистика или языкознание, наука о русском языке – русистикой. Она изучает как современное состояние языка, так и его историю.

- А какие разделы этой науки вы знаете? (Ответы). Верно. Молодцы.

(Она включает в себя такие разделы, как грамматика (морфология и синтаксис), лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование и стилистика.)

- А имена каких ученых-лигвистов вам известны? (ответы уч-ся)

(Слайд №9)Виднейшие ученые-русисты – этоУшаков, Щерба, Потебня, Ожегов и др.

- Кто же из ученых стал основателем науки о русском языке? Как вы думаете?

Основателем современной науки о русском языке считается М.В. Ломоносов, он написал «Российскую грамматику», первое развернутое описания строя русского языка, разработал теориютрех«штилей».

Ещё одним видным ученым-русистом был В.И. Даль, создавший четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка.

  1. Основная часть:

Сегодня мы посвящаем внеклассное мероприятие знакомству с очень интересным разделом русского языка. Этот раздел лингвистики не изучается, как самостоятельный разделна уроках русского языка, а лишь упоминается при изучении лексики, морфологии и словообразовании. Изучением этой науки занимались такие ученые-лингвисты, как Владимир Иванович Даль, Филипп Федорович Фортунатов, Александр Христофорович Востоков, Алексей Александрович Шахматов и др.

  1. Стихотворный экскурс:

Познакомиться с этой наукой нам поможет путешествие, которое будет не обычным, а поэтическим. Я вам советую внимательно послушать стихотворение, которое раскроет нам много интересного. Автором произведения является ваш учитель русского языка – Елена Германовна.

- Кто из вас, мои друзья,

Любит путешествия?

Вижу, руки все подняли,

Вы меня очаровали.

Если странствовать готовы,

То скорее в путь-дорогу.

(Слайд №10)

В необычную страну

Совершим экскурсию,

Называется страна –

Э - ти – мо–ло - ги - я!


Необычное названье –

Требуется толкованье:

(Слайд №11)

В этом слове корня два

Вы найдете без труда.

Слово «логос» мы встречали

И значенье объясняли,

Часто слышим мы его,

«Наука» переводится оно,

«Этим» - «происхожденье» означает –

Секреты слова раскрывает.

Этимология – наука интересная

И школьникам весьма полезная.

Как? От чего? и Почему?

Ответ найдет всегда, всему.

Есть в русском языке слова

Рассказывают сами за себя:

«Стрелять» от слова «стрелы»,

«Племянница» от слова «племя»,

У кустика шиповника

Шипы есть, как у ёжика,

У «черепахи» - корень «череп»,

«Вперёд» понятно, что от «перед»,

«Перина» слово – от «перо»,

«Петух» понятно, что поёт.

Происхожденья слов понятны

И объясненья не занятны,

А есть еще слова с секретами,

Я тайны слова вам поведаю.


(Слайд №12)

К примеру, «бабочка» и «бабушка» -

Слова уж совершенно разные,

Что общего быть может тут?

Всего лишь совпаденье букв?

Наука связь в словах нашла

И объяснение дала:

«Далёкий предок умный был,

За насекомыми следил

И подмечал один секрет:

Красавицы летят на свет,

Как души умерших к огню,

Поближе к дому и к жилью.

Быть может, бабушка летает

И из окошка наблюдает?

Предположенье поддержали,

Красавиц «бабочкой» назвали!»


Мы в зоопарке побываем,

За кенгуру понаблюдаем.

Четвероногий чужестранец

С Австралии сей иностранец

Нас удивит своим названьем,

Оно не кажется вам странным?

В происхожденье «кенгуру»

Я разобраться помогу.

(Слайд №13)

Одни ученые считают:

«Кенг» слово «прыгать» означает,

Второй наш корень слово «ру»,

Как переводится скажу:

Звучит его названье полное –

«Четвероногое животное».

Вот - объяснение второе -

Легенда смысл нам раскроет:

«Жил отважный капитан Кук,

В Австралию приплыл наш друг,

Диковинное животное увидал,

Как у туземца названье узнал:

«Кен-гу-ру» - туземец отвечал,

«Мы этого не знаем», - ответ означал,

А Кук решил так животное называется».

И эта легенда в народе повторяется.

Оба рассказа достойны вниманья,

Мы продолжим слов толкованье.

(Слайд №14)

Очень любит любой карапуз

Кушать красный сладкий арбуз.

Многие из вас, может, знают,

Арбуз большой ягодой называют.

«влага, жидкость» арбуз означает,

Простотой нас своей удивляет.

Вот и первый секрет вам раскрыт.

А второй в чем секрет состоит?

Толкованье второе – смешное,

Глуповатое, юморное

«Ослиный огурец» означает

И сравненьем своим удивляет.

Если кто-то из вас в магазине

Купит яблоки и мандарины,

После спросит у продавца

Пять кило «ослиного огурца»,

То, наверное, у продавца

Исчезнет улыбка с лица:

- Где ослиные я вам возьму?

Может, быстро слетать на Луну?

Попросите лучше обычные,

Можно с грядки, а можно тепличные.

И тогда вы, не дуя и в ус,

Попросите взвесить арбуз!


Есть пословица: «Знание – сила»,

На примерах я вас убедила:

Изучать язык интересно,

Увлекательно и полезно!

Путешествие наше продолжая,

«Этимологический словарь»полистаем.


  1. Командная игра «По страницам «Этимологического словаря»:

(Слайд №15)


Итак, мои маленькие друзья, проверим, насколько вы были внимательными во время нашего путешествия, а также попробуем присмотреться к самым знакомым словам и постараться раскрыть секреты их происхождения. А проверить свои знания готовы между собой две команды: 5-ого и 6-ого класса (по 6 человек с класса, остальные – зрители)

Слово командам для приветствия:

5кл.: Вас приветствует команда «Всезнайки»

Наш девиз: Мы «Всезнайки» - пятый класс,

Вам покажем высший класс!

Русский язык на «пять» изучаем,

Грамотными стать желаем!


6кл.: Вас приветствует команда «Любознайки»

Наш девиз: «Любознайки» любят знать,

На вопросы отвечать,

Любим русский изучать,

На уроках отвечать!

Какие у нас веселые и уверенные ребята собрались на игру! Игра покажет кто эрудированнее, кто смекалистее и быстрее. Итак, за правильный ответкоманда будет получать 1 «ум». Да-да, не удивляйтесь. 1 правильный ответ будет равен 1 уму. Мне очень интересно: сколько ума сегодня наберет каждая команда? Девизом нашей игры возьмем пословицу: «Ум хорошо, а два – лучше». А я вам желаю и два, и три, и пять «умов» набрать. Ответы на вопросы задаю по очереди каждой команде, если команда не знает ответа, то слово передается для ответа другой команде.

1 страница словаря называется «В мире животных и растений»

(Слайд № 16):

  1. Как по одной из версий переводится слово «кенгуру»? (1 версия: «мы этого не знаем», 2 версия: «четвероногое животное»)

  2. Почему бабочки получили такое название? (бабочки – души умерших предков-бабушек)

  3. Как переводится «ослиный огурец»? (арбуз)

  4. Что общего между капитаном и капустой? («кап» - голова)

  5. Почему у цветка мать-и-мачеха двойное название?

  6. Какие названия растений и животных возникли по названию цвета - голубой? (голубика, голубь)

  7. Это животное называется от общеславянского «прыгать»? (заяц)

  8. Название этой маленькой птицы прямо говорит о её родине. (канарейка)


2 страница называется «Слова-родственники»:


(Слайд № 17):

(Звучит музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?» «Ра-та-та», вносится чёрный ящик)

- Внимание: чёрный ящик! Капитаны команд, выбирают из ящика на ощупь предметы и получают слово-родственник, с которым этот предмет связан. Ваша задача - объяснить эту родственную связь. Потренируемся. Я достаю из чёрного ящика - усы и получаю слово «гусеница». В чём их родственная взаимосвязь? (Гусеница и усы, гусеница – это «волосатый червяк».)

Предмет

Слово

апельсин

Китай

мышь

мышцы

лопата

лопух

перец

пряник

эскимо

эскимосы

ветчина

ветеран

Правильные ответы:

  1. апельсин – переводится как «яблоко из Китая» (Чина),

  2. связь объясняется сходством между сокращающейся мышцей и бегущей мышью, качаешь мышцу, а кажется, что под кожей вроде как мышка бегает;

  3. лопата и лопух имеют общий корень, обозначающий «плоский, широкий конец предмета»;

  4. происхождение слово «пряник»от слова «пряный», а слово «пряный» появилось от слова «перец», перец - это и есть пряность;

  5. эскимо – это замороженное лакомство, а народы эскимосы едят замороженные продукты, это ассоциация и дала название лакомство с народом;

  6. корень «вет» означает «старый»,т.е. ветчина – это несколько дней назад приготовленное мясо, т.е. старое мясо; а ветеран – это старый человек;

Пока игроки обсуждают вопросы, мы поиграем со зрителями: у меня в руках – платок, а слово «платье»; предмет – носки, а слово «нос».


3 страница называется «О чём расскажет школьный портфель?»

(Слайд№18)

- К нам в гости пришёл ученик 1 -ого класса. Послушаем его.

Первоклассник:

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищали аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь, приятель наш.

Я учусь во первом классе, и каждый день ношу в своём портфеле школьные принадлежности. Я очень любопытный и хочу знать, почему альбом назвали альбомом, тетрадь – тетрадью. Что значит слово «пенал»? Объясните мне.

- Поможем? Доставай из своего портфеля по одному предмету и показывай, а мы постараемся вспомнить и объяснить.

Предметы: карандаш - (от тюрк. сл. кара – чёрный, и таш – камень, от чёрного камня руки пачкались и для них придумали «одёжду» - кожаную, металлическую, деревянную);

альбом - (греч.сл. альба – белый, т.е. белые листы);

азбука – (названо по первым буквам славян.алфавита – «аз» и «буки»);

резинка – ( резинка – от франц. сл. «резина», т.е. смола) ;

акварель – (лат.сл. «аква», т.е. вода = краски, разведенные водой)

тетрадь – ( греч .сл. «тетро», т.е. четыре = 4-ая часть листа. Попробуйте сложить лист пополам и ещё пополам, разрежьте эту книжицу и сшейте листы: тетрадь готова. В ней 4 листа, первые тетради были такими.)

пенал – ( лат сл. «пена», т.е. перо; коробочку для хранения перьев – пенал).

портфель – (франц. сл. «порте» - носить, «фель» - лист, т.е. в нём носят листы бумаги: тетради, книги, альбомы)

Ученик: А ещё я хочу знать, что значит слово «школа» и «каникулы».

(Школа – по-гречески «досуг», в Греции в свободное время мудрецы вели беседы с учениками о разных науках, позже стали преподавать чтение, письмо, счёт, музыку, поэзию.)

Доволен тем, что узнал? Теперь, наверно, будешь знать: что лежит в твоём портфеле и почему принадлежности так называются.


4 страничка называется «Знакомые незнакомцы»:


У нас сегодня в гостях необычные гости. Встречаем. (Под песню «Песня кота Базилио и лисы Алисы» из сказки «Приключения Буратино" входят Лиса и кот и исполняют танец)

Лиса Алиса: Здравствуйте, ребята, вы нас узнали? Мы пришли к вам не просто так, мы хотим с вами познакомиться. Как вы думаете, почему меня назвали «лисой»? Не знаете? Так вот послушайте: когда-то, в старину, был такой корень «лис», обозначающий желтоватый цвет. Из-за цвета моей шкурки я и стала «лисой».

- А кто из вас знает моё отчество? Правильно, Патрикеевна. А как вы думаете, в честь кого меня так «окрестили»? Не знаете? Вот послушайте:

700 лет назад жил новгородский князь Патрикей Нарумтович, отличившийся особой изворотливостью, хитростью. Имя Патрикей стало нарицательным. И я, отличающаяся хитростью и умом получила его в наследство от князя, вот и стала я Патрикеевна.

Кот: Теперь моя очередь, подвинься, лиса. А происхождение слова «кот», кто-нибудь знает? Название пришло из латинского языка и переводится, как «дикая кошка». Теперь я уже не дикий, а домашний, вернее, бездомный.

А ещё я хочу спросить у вас: какие фразеологизмы вы знаете со словом «кот»? (Ответы детей: кот наплакал, как кошка с собакой, кошки на душе скребут, купить кота в мешке) Молодцы, знаете вы фразеологизмы, я рад.

Лиса Алиса: Ну, все, Базилио, пойдем, пора нам. До скорой встречи, ребята.


5 страница называется «Что в имени тебе моём?»(Слайд №19)


Эта страницапосвящёна тем словам, происхождение которых связано с именами собственными: фамилиями, именами людей, географическими названиями. Просмотрев изображение, нужно вспомнить слово, связанное с этим именем. Это было вашим домашним заданием.

Итак, внимание на экран:

(Слайд №20)Перед вами портрет И.И. Георги. Кто он? И какое слово может быть связано с этим именем? (Российский учёный-ботаник, разводивший новые сорта георгин) Георги – георгин;

(Слайд №21) Это Жан Нико - французский посол при португальском дворе. (Благодаря которому во Франции стали разводить табак.Отсюда и название – никотин.)

(Слайд №22) Это Персия. (Фрукты – персики = персидское яблоко завезли из этой страны)

(Слайд №23) Это Панама - республика в Центральной Америке.

(Головной убор – панама привезен из Панамы)

(Слайд №24) Это Хулигэн. Жил он в 18 в., близ Лондона, был содержателем постоялого двора. ( Хулигэн со своими братьями терроризировал всю округу.Буяны и драчуны так прославились, что фамилию их не забыли и стали использовать, как нарицательное имя для обозначения хулиганов.)

(Слайд №25) Это Эмиль Наган. Что он изобрел?(Имя бельгийского оружейника Нагана (Naguan), изобрёл наган)


3. Итог урока и игры. Награждение команд грамотами и сладкими призами.


- Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу. Вы успешно справились со всеми испытаниями. Каждый из вас внес в общую копилку команды свой «ум», и в ходе игры вы показали знания, эрудицию и набрали много «ума» в прямом и переносном значении.

Наше путешествие в эту необычную страну не завершается сегодняшним мероприятием, а будет продолжаться и дальше на уроках и кружковых занятиях.
- Подведем итоги игры. Капитаны команд, озвучьте количество набранного «ума» командой.

- Дорогие ребята, мы посвятили сегодняшнюю игру и совершили путешествие в науку лингвистику, а точнее, в раздел - этимологию.

(Слайд №26) Спасибо за игру. Помните: Знание – сила! Наука – это интересно!

Пусть новый день в научный мир
Несет добро открытий новых,
Чтоб каждый миг удачным был,
И с каждым благодатным словом

К вам вдохновение пришло,
Идеи новые явились,
Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,
И все мечты осуществились!




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!