Наука и образование
Компоненты культуры
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, самом познании и имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов
Этапы развития науки
1. Предыстория науки – до XVI в.
2. Классическая наука – XVII–XIX вв.
3. Неклассическая наука – с конца XIX в. до середины XX в.
4. Постнеклассическая наука – со второй половины XX вв.
Наука выполняет
- культурно-мировоззренческую :
формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры
- социально-производственную:
наука стала фактором производственного процесса, развитие техники всё больше зависит от успехов научных исследований
- познавательно-прогностическую:
данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п.
Классификация науки по отношению к практике
Фундаментальная наука
область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав…
наука
Прикладная
используется для применения существующих научных знаний с целью разработки практических применений, например: технологий или изобретений.
Классификация науки по объекту изучения
Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других, то говорят о самообразовании .
Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащимся накопленного предшествующими поколениями опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий.
Ступени образования
- Профессиональное образование :
- послевузовское (аспирантура, докторантура),
- высшее (институты, университеты, академии),
- среднее (техникумы, колледжи),
- начальное (профессиональное училище, курсы).
- Среднее общее образование:
- полное среднее общее образование (старшая школа, 10–11 классы);
- основное общее образование (основная школа, 5–9 классы);
- начальное общее образование (младшая школа, 1–4 классы).
- Дошкольное образование (ясли, сад).
Характерные особенности современного образования:
а) интеграция – тесная связь разных областей знаний;
б) информатизация – активное использование компьютеров иинформационных технологий;
в) развитие непрерывного образования без отрыва работника от основной работы;
г) развитие дистанционного образования – без непосредственного контакта преподавателя и ученика.
Принципы образовательной политики в РФ:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.