Наука и образование в Древней Греции
Тема сегодняшнего урока - "Наука и образование в Древней Греции." Вы узнаете, какие великие открытия совершили древнегреческие ученые, что этому способствовало. Познакомитесь с системой образования в Афинах, сможете сравнить её с современным обучением.
-
Гиперссылка:
-
Видеоурок
-
Внимательно послушайте объяснение нового материала. Уже во время просмотра, вы можете начать выполнять задание 1. Для этого перечертите в тетрадь таблицу, расположенную ниже.
-
Нажмите на ссылку https://www.youtube.com/watch?v=XEVb9iuptzU, чтобы открыть ресурс.
Внимательно послушайте объяснение нового материала. Уже во время просмотра, вы можете начать выполнять задание 1. Для этого перечертите в тетрадь таблицу, расположенную ниже.
По материалам видеоурока и учебника заполните таблицу "Ученые Древней Греции"
Ученые | Область деятельности и достижения |
| |
| |
| |
Образование в Афинах
В отличие от государств древнего Востока в Греции было очень много грамотных людей. Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование требовались, главным образом, только чиновникам, основная масса людей была неграмотной. Но разве неграмотный и необразованный человек мог быть достойным гражданином своего полиса?
Представьте себе народное собрание в Афинах, на котором на голосование поставлен вопрос, кто из граждан подозревается в стремлении нарушить афинские законы и захватить всю власть в свои руки? Каждый из граждан должен написать имя такого человека на черепке от сосуда и бросить его в специальную урну. Голосование тайное – после подсчета черепков человек, чье имя будет упомянуто больше других, изгоняется из города на 10 лет. Сможет ли проголосовать неграмотный человек? А ведь решается важнейший вопрос о судьбе государства! А кто будет слушать на народном собрании человека, который не умеет связать двух слов и четко выразить свою мысль словами, даже если он предлагает что-то хорошее и полезное для граждан?
Дети в Греции начинали учебу в 6–7 лет. Мальчики учились в школах, девочек обучали дома – в семье. Целью школьного обучения было воспитание достойного гражданина. Такой человек, по представлениям греков, должен быть всœесторонне развитым – он должен быть образованным, физически развитым, должен ценить искусство и сам заниматься им.
В начальной школе мальчиков учили читать, писать, считать. Наизусть они заучивали стихи поэтов, в которых прославлялась любовь к родинœе и свободе. Школьников учили петь и играть на музыкальных инструментах. Много времени отводилось на занятия спортом, на которых занимались борьбой, бегом, прыжками, метанием диска, копья., плаванием. Тот, кто не умел плавать, у греков считался необразованным человеком.
Дети, чьи родители имели достаточно денег, оплачивали учебу в средних школах. Там главное внимание уделялось красноречию – умению красиво и правильно произносить речи. Учеников обучали умению вести споры, геометрии, астрономии, они изучали греческую литературу. Такое образование и воспитание приводило к тому, что гражданин греческого полиса был образованным человеком, физически развитым и умелым воином, мог понятно и убедительно излагать свои мысли (что особенно важно было на народных собраниях). Он прекрасно разбирался в литературе и искусстве.
Девочек же обучали дома. Их учили, главным образом, домоводству: ткать, прясть, шить, готовить еду и т.д. Но и они обучались чтению и письму, пению и танцам.
Воспитание в Спарте имело свои особенности. Из мальчиков и юношей готовили прежде всœего воинов, и основное время отводилось на физические упражнения. Их тоже учили читать и писать, но не обучали красноречию и наукам. Дети спартиатов учились петь, но только военные марши. Зато спартанские девочки не сидели взаперти дома за шитьем или прядением, а, как и мальчики, много занимались спортом.
Образование в Греции было доступно только свободным людям. Рабов к образованию не допускали, им запрещалось заниматься даже физическими упражнениями.
Прочтите §36, выполните ОДНО задание НА ВЫБОР:
1. Представьте, что вы - ученик древнегреческой школы. Опишите свой день.
2. Представьте, что вы - учитель афинской школы. Чему бы вы учили своих учеников?
3. Сравните современную школу и школу в Древней Греции. Что общего в них? Каковы различия?