СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: История жизни героя Ю.П. Мориц «Пузатый чайник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок: История жизни героя Ю.П. Мориц «Пузатый чайник»»

Предмер: литературное чтение

Название темы урока: История жизни героя Ю.П. Мориц «Пузатый чайник»

Цель урока: становление полноценного читателя, способного вступать в диалог с автором с помощью художественного текста.

Задачи урока:

Обучающиеся:

познакомить с новым произведением;

учить оценивать героев и выражать свое отношение;

Развивающие:

развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника;

обогащать словарный запас, кругозор;

формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать свое мнение;

воспитывающие:

развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Тип урока: урок знакомства с новым литературным произведением

Оборудование: портреты Г.Х. Андерсена, Ю.П. Мориц, учебник, карточки с пословицами.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и работа в паре.

Методы обучения: словесный, частично-поисковой, индивидуальный опрос, работа в паре.

Этапы урока:

  • Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

  • слайд 1

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Над какой большой учебной задачей мы работаем?

- Учимся читать по – взрослому.

- Что значит читать по- взрослому? (карточка на доску)

- Уметь читать целыми словами, соблюдать речевые звенья, выразительно читать, понимать прочитанное

- Что необходимо, чтобы понимать прочитанное?

- Для этого надо поработать с текстом.

-Как же мы работаем с текстом?

Слайд:

1. Определяем замысел текста,

2. Определяем сюжет.

3.Определяем позицию автора.

4.Способы выражения авторской позиции( изобразительные средства)

- Зачем необходимо проводить такую работу?

- Чтобы передать замысел автора с помощью выразительного чтения текста.



слайд 2

  • Проверка домашнего задания

- Какие изобразительные приемы использует Андерсен в сказке «Чайник»? ( Олицетворение. Рассказ от лица автора – рассказ и от лица героя – воспоминания героя )

- Понравился или нет вам главный герой сказки? Почему? (Ответы детей)

Пересказ сказки. (слайды - план)

  • Введение в тему

-Прочитайте произведение английского фольклора: (слайд)

«Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд.

Я всем напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!»

-Как вы думаете, много найдется охотников попить чай вместе с этим чайником? (Нет, он сердитый)

-Какими словами автор передает характер чайника? (ворчун, хлопотун, сумасброд, кипячу, клокочу и кричу)

- Можно ли назвать главного героя произведения доброжелательным и вежливым? Почему? (Нет...Он ворчит, кричит...)

- Какими известными вам литературными изобразительными приемами пользуется автор? (Приемом олицетворения (карточка))

- Сегодня мы продолжим разговор об изобразительных средствах, которые в своем творчестве используют авторы. Мы познакомимся со стихотворением Юнны Мориц «Пузатый чайник».

- Как вы думаете, каким изображает поэтесса героя стихотворения? (Ответы детей)

  • Первичное целостное восприятие произведения

Чтение текста в учебнике стр. 83-84 (хорошо читающие ученики)

- Какая картина возникла перед вашими глазами, когда вы читали эти строки?

- Что вы чувствовали, читая их?

- Слышится ли музыка, когда читаешь это стихотворение?

- Какая музыка: грустная или веселая, танец или марш?

  • Музыкальная пауза (песня) физминутка

Прослушивание песни на стихотворение Ю. Мориц «Пузатый чайник» в исполнении Т. И С. Никитиных

  • Вторичное чтение текста

Жужжащее чтение (коллективно)

  • 1-ая ступень анализа произведения

- Кто герои стихотворения?

Кто помогает нам узнать про чайник?

Что можете сказать про героя-рассказчика?

  • 2-ая ступень анализа стихотворения

- Кто является главным героем стихотворения?

Каким показан главный герой? (использовать выборочное чтение для анализа эмоционального состояния произведения, для анализа отношения автора)

Называют определения «характера» необычного героя живой, весёлый, дымящийся, пузатый, радостный.

- Правда ли, что чайник можно не только увидеть, но и услышать? Подтвердите это текстом. (свистит, барабанит, грохочет, хохочет, разгоняет скуку, пляшет, пыхтит...)

- Почему вы считаете, что чайник пыхтит? (Пыхтит- произносит «пых-пых»)

- Ребята, вот вы и обнаружили еще один художественный прием, которым пользуется автор стихотворения – звуковой – звукопись. (карточка)

- Как вы считаете, в чем заключается этот прием? (Проведение дискуссии)

-Как можно проверить ваши предположения? (с помощью словарика читателя в учебнике на стр. 139)

какие ещё изобразительные средства использовал автор? .

В тексте подчёркивают, находят различные изобразительные средства. Эпитеты «жаркое дело» «вкусный пар» «пузатый чайник»

Сравнения пар как шар

Как знак вопроса (во 2 четверостишии)

Олицетворение чайник летит, занят, знаменит, грохочет, хохочет, разгонит скуку и печаль.

- Обобщение прочитанного

- Как вы думаете, с какой целью автор написал произведение? Что писатель хотел сказать другим людям? Чем он хотел поделиться с нами?

Автор хотел, чтобы читатель увидел сам чайник, порадовался вместе с героем, чтоб поднялось настроение.

Выразительное чтение (3-4 ученика)

Удалось ли прочитать по-взрослому?

- Кто лучше всех прочитал?

  • Творческая работа

Работая в паре, из записанных на доске частей составьте пословицы и определите, какие из них подходят к произведению:

Лучше хорошо поступить... ... а по делам.

Добра желаешь... ...кто не делает добра никому.

Худо тому... ...чем хорошо говорить.

Что посеешь... ... добро и делай.

Судят не по словам... ... то и пожнешь.

  • Домашнее задание

Стр. 83-84 подготовить выразительное чтение стихотворения, ответить на вопросы после текста, по желанию – выучить наизусть или нарисовать иллюстрацию.

  • Рефлексия

- Как называется стихотворение, которое мы читали? Кто его написал?

- Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

- Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

- Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)

- Оцените свою работу на уроке.

- На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!