Данный материал взят с форума портала ЕГЭ
Название проблемы и аргументация проблемы
1.Проблема души, внутреннего мира…
Позиция автора: по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают
нравственные качества человека.
1 аргумент: если в основе наших поступков лежит доброта, справедливость, стремление
помочь ближнему, то мы настроены на позитив в общении. Такое мироощущение надо
воспитывать. (Пример: детство, Наташа Ростова).
2 аргумент: Человек – часть природы. Если он живёт в гармонии с ней, то тонко
чувствует красоту мира, умеет передать её. (Пример: бабушка, Андрей Болконский и
дуб).
2. Проблема роли искусства в жизни человека.
Позиция автора: искусство воспитывает в нас чувство прекрасного.
1 аргумент: человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и
наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает
добрее, гуманнее. (Пример: музыка Чайковского, картины художников).
2 аргумент: произведения русской классики помогают нам понять, как прекрасен может
быть человек, если его помыслы, поступки благородны, чисты. (Пример: Наташа Ростова).
3. Проблема взаимосвязи человека и природы.
Позиция автора: природа – это и храм, и мастерская, и часть нас.
1 аргумент: на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую,
из которой можно черпать до бесконечности. Это привело сегодня к угрозе экологической
катастрофы. Необходимо беречь мир, в котором мы живём. (Пример: Чернобыль,
Цимлянское водохранилище, Байкал).
2 аргумент: сегодня стоит вспомнить о том, что природа – это наш дом, который надо
беречь. Чем прекраснее окружающее нас пространство, тем гуманнее мы сами. Чувство
любви к природе помогают воспитать в нас произведения русской классики. (Пример:
Наташа Ростова).
4.Проблема экологии.
Позиция автора: спасти природу, оставить потомкам цветущую планету, а не выжженную
землю – задача каждого из нас.
1 аргумент: на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую,
из которой можно черпать до бесконечности. Это привело сегодня к угрозе экологической
катастрофы. Необходимо беречь мир, в котором мы живём. (Пример: Чернобыль,
Цимлянское водохранилище, Байкал).
2 аргумент: сегодня задачу спасения экологии нужно решать на планетарном уровне. Это
союз стран, государственные программы, общественные организации, воспитание в семье.
(Пример: В. Путин с охраной заповедников, спасение уссурийских тигров). Не хочу,
чтобы мои дети, читая рассказы И .С. Тургенева «Записки охотника», спрашивали меня,
на какой планете происходит действие.
5.Проблема доброты.
Позиция автора: торопитесь делать добро.
1 аргумент: в наши дни люди всё чаще поступают, руководствуясь эгоистическими
побуждениями. Равнодушие стало чуть ли не нормой, а в обществе очень многие
нуждаются в помощи. Наше бездушие – это оружие в руках зла. (Пример: бездомные,
больные, бомжи).
2 аргумент: доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть
неотъемлемой частью личности. (Пример: Наташа Ростова).
6.Проблема чинопочитания, взяточничества, коррупции.
Позиция автора: для чиновников, которые думают только о собственной выгоде, люди с
их проблемами, горем не существуют. В современной России с этим злом нужно бороться
на государственном уровне.
1 аргумент: невозможно построить демократическое государство, в котором будут
уважать личность, не искоренив эти пороки. Прежде всего, это продуманная
государственная политика, воспитание гражданского сознание, активной жизненной
позиции. (Пример: указ Президента о борьбе с коррупцией, декларация доходов
чиновников).
2 аргумент: прекрасным оружием в борьбе с этими пороками является русская литература.
Сатира не оставляет никого равнодушными. (Пример: Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые
души», С.-Щедрин сказки, Маяковский).
7.Проблема милосердия.
Позиция автора: наше общество больно равнодушием. Нужно возрождать милосердие.
1аргумент: милосердие нужно воспитывать в человеке с детства. Сегодня __________многие
нуждаются в помощи и поддержке. (Пример: Чулпан Хаматова).
2 аргумент: уроки милосердия, доброты преподаёт нам русская литература. ( Наташа
Ростова, соня Мармеладова).
8.Проблема роли книг в жизни человека.
Позиция автора: книги – наши надёжные друзья и спутники.
1аргумент: сегодня к уровню образования человека предъявляются высокие требования.
Необходимо пополнять беспрерывно свои знания. Самообразование невозможно без
книг.(Пример: Д.Карнеги «Язык убеждения»).
2 аргумент: в формировании нравственных качеств личности большую роль играют книги
(Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).
9.Проблема чтения в современном обществе.
Позиция автора: в России стали меньше читать. Это ведёт к деградации общества.
1аргумент: люди сегодня живут в очень напряжённом ритме. Книги всё чаще
воспринимаются как отдых, развлечение. Однако такое чтение воздействует отрицательно
на эмоциональный мир человека. (Пример: фэнтези, книги-однодневки Донцовой).
2 аргумент: общество утрачивает нравственные ценности. Это ведёт к разобщённости,
равнодушию, жестокости. Нужно прививать любовь к чтению русской классики (Пример:
Л.Н. Толстой «Война и мир»).
10.Проблема развития и сохранения русского языка.
Позиция автора: сохранение русского языка - задача каждого из нас.
1аргумент: сегодня наблюдается засорение русского языка иностранными словами,
жаргонной лексикой. Речь молодёжи очень скудная, однообразная. Нужно воспитывать
любовь к слову с детства. (Пример: семья).
2 аргумент: это задача государственного уровня. Прежде всего, стоит обратить внимание
на язык СМИ. (Пример: показ фильмов – экранизация классики)
11.Проблема культуры речи.
Позиция автора: сегодня очень важно владеть культурой речи.
1аргумент: культурная речь – визитная карточка современного человека. Владение ею
требуется в любой профессии. А. П. Чехов утверждал: «Цветами красноречия устлан путь
к любой карьере».(Пример: личный).
2 аргумент: произведение русской классики- образцы культуры речи. (А. С. Пушкин и
т.д.).
12.Проблема развития науки.
Позиция автора: современная наука шагнула далеко вперёд, надо развивать её.
1аргумент: благодаря открытиям науки сегодня побеждены многие болезни, решается
вопрос продления жизни человека до нескольких столетий, совершён прорыв в космос.
Для того чтобы выйти на мировую арену Россия должна развивать науки (Пример:
создание условий для учёных, развитие молодёжи: олимпиады, конкурсы и т. д.)
2 аргумент: сегодня важно, какова моральная основа личности учёного, во благо или зло
для человечества совершаются открытия (Пример: профессор Преображенский из
произведения М. Булгакова «Собачье сердце», академик Сахаров, «отец водородной
бомбы»).
13.Проблема развития техники.
Позиция автора: сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических
достижений, однако это не всегда является благом для человека.
1аргумент: наш быт немыслим без техники. Она позволяет решить быстро и эффективно
ряд проблем. (Пример: Интернет, мобильный телефон, бытовая техника ит. д.).
2 аргумент: благодаря совершенной технике у человека освободилось время для
самоусовершенствования. Но он стал ленив. Активному отдыху, спорту, театру
предпочитает лежание на диване. (Пример: Обломов из романа И. А. Гончарова; наше
поведение на природе).
14.Проблема образования в наши дни.
Позиция автора: образование переживает период реформ, который сложно
воспринимается в обществе.
1аргумент: реформы вызваны изменениями в России. Стремление страны войти в число
ведущих европейских держав невозможно без преобразований. Но это болезненный
неоднозначный процесс. (Пример: введение ЕГЭ).
2 аргумент: важно сохранить лучшие достижения русского образования, чтобы не
утратить самобытность. Наша страна всегда славилась талантами. (Пример: лауреаты 20
века в области литературы: И. А. Бунин, М.А. Шолохов, Б.Пастернак, А. Солженицын).
15.Проблема роли дружбы в жизни человека.
Позиция автора: без настоящих друзей наша жизнь неполноценна.
1аргумент: друг – это наше второе «я», ему мы доверяем самое сокровенное, с ним
советуемся. Счастлив тот, у кого есть настоящий друг (Пример: личный).
2 аргумент: друзья всегда готовы прийти на помощь, спасти. (Пример: дружба А. С.
Пушкина с лицеистами. Поэт в стихотворении «19 октября» писал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…)
16.Проблема роли любви в жизни человека.
Позиция автора: без любви наша жизнь серая, скучная.
1аргумент: любовь многогранное чувство. Любовь к родителям и детям, Родине,
искусству, природе и т. п. Я считаю, что главное – это…. (пример личный).
2 аргумент: любовь – самое возвышенное чувство. Оно стало Музой для искусства. А. С.
Пушкин писал:
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
17.Проблема исторической памяти.
Позиция автора: невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать
предков, историю страны.
1аргумент: воспитание исторической памяти начинается в семье. Семейные архивы
хранят много рассказов о наших предках, дела которых связаны с судьбой Родины.
(Пример личный).
2 аргумент: велика роль музеев, памятников, СМИ в формировании исторических
взглядов общества.( экранизация русской классики).
18. Проблема памяти Великой Отечественной войны.
Позиция автора: эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто
погиб, и с уважением относиться к ветеранам.
1аргумент: память об этой войне живёт в каждой семье. С детства мы учимся уважению и
любви к тем, кто сражался за нашу свободу. (Пример личный).
2 аргумент: сохранить память о Великой Отечественной войне – дело государственной
важности. Нельзя забывать о роли нашей страны в победе над фашизмом. (Попытки
переосмыслить эти события, Эстония, Украина. Книги о войне).
19. Проблема взаимоотношений поколений.
Позиция автора: проблема «отцов» и «детей» существовала всегда. В наши дни она
основана на противоречиях во взглядах на жизнь.
1аргумент: сегодня происходит процесс переосмысления многих ценностей в нашем
обществе, связанный с изменениями в стране. Это сказывается на отношении поколений
(Пример личный, молодёжные субкультуры).
2 аргумент: есть то, что объединяет нас всех - это природа, вечность, нравственность.
(Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
20. Проблема патриотизма.
Позиция автора: любовь к Родине – часть нашего мировоззрения. Нам не прожить без
Отчизны.
1аргумент: патриотизм следует воспитывать с детства. Это любовь к природе, родному
краю, изучение истории. Знакомство с памятниками. (Пример личный).
2 аргумент: в воспитании любви к Родине большая роль принадлежит культуре. Постигая
произведения литературы, музыки, живописи, человек начинает понимать, как талантлив
народ, гордится этими достижениями. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир»)
21.Проблема русского национального характера.
Позиция автора: русский национальный характер противоречив, имеет два полюса.
1аргумент: я считаю, что лучшие качества русского национального характера всегда
спасали страну. Это талантливость, мужество, находчивость, ум, смекалка.( Н. Лесков «
Левша»)
2 аргумент: сегодня условия жизни таковы, что развивают положительное начало. Трудно
представить Обломова в наши дни (Пример личный).
22 Проблема роли телевидения в нашем обществе.
Позиция автора: телевидение вошло в каждый дом, овладело нашим сознанием. Его
влияние противоречиво.
1аргумент: телевидение расширяет границы мира, даёт возможность быть в курсе
последних событий, позволяет совершать заочные путешествия. (Пример личный).
2 аргумент: телевидение развлекает нас и заменяет настоящие эмоции и чувства
суррогатом. Всевозможные сериалы приучают людей жить в виртуальном мире. Это
осла:)ет человеческие связи. (Пример: больше экранизации классики).
23 Проблема Интернета.
Позиция автора: Интернет - наш незаменимый помощник и одновременно наш враг.
1аргумент: нашу жизнь невозможно представить без Интернета. Мы ищем там
разнообразную информацию, знакомимся, переписываемся (Пример __________личный).
2 аргумент: Интернет уводит в мир виртуальности, искажает личность, порождает
зависимость. Может привести к деградации (Пример друга).
24 Проблема роль рекламы в нашем обществе.
Позиция автора: реклама во многом формирует наши потребности, вкусы. Её роль в
обществе двояка.
1аргумент: реклама – незаменимый помощник в выборе товаров, услуг. Она позволяет
ориентироваться в огромном количестве рыночных продуктов. (Пример: газеты
«Блокнот», «оо7», «Работа»).
2 аргумент: реклама формирует общество потребления, вовлекает человека в общество
потребления, диктует моду. Это лишает человека индивидуальности. (Пример: модный
цвет сезона – сиреневый).
25 Проблема роль веры в жизни человека.
Позиция автора: без веры человек не может жить.
1аргумент: вера сопровождает нас с детства. Она защищает от опасностей, которые таит
жизнь. Начинается с веры во всесилие родителей. Подрастая, человек всегда ищет, во что
ему верить. Важно, чтобы в основе его чувства не лежала ненависть к людям. (Пример
личный).
2 аргумент: веру в добро, красоту, истину человеческих отношений несёт нам русская
классическая литература. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир»)
26 Проблема роли совести в нашей жизни.
Позиция автора: в наши дни люди, к сожалению, всё реже поступают по совести.
1аргумент: сегодня люди всё чаще руководствуются эгоистическими мотивами, ради
карьеры идут на всё. Это приводит к потери нравственных качеств, к ожесточению.
(Лужин, Свидригайлов из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или
пример из жизни).
2 аргумент: если люди забудут о совести, то общество деградирует. Совесть лежит в
основе нравственности. (Пример: Чулпан Хаматова, Гринёв из повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»).
27 Проблема нравственного выбора.
Позиция автора: каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор.
1аргумент: в основе нравственного выбора - борьба между эгоистическими желаниями и
стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать. (Пример из
личной жизни или Наташа Ростова).
2 аргумент: в наши дни очень важно, какой нравственный выбор совершают политики. От
этого зависят судьбы не только отдельных стран, но и всего мира. (Пример: США,
Грузия).
28 Проблема соотношения цели и средств её осуществления.
Позиция автора: нельзя идти к цели любыми средствами.
1аргумент: если человек идёт к цели любыми средствами, он несёт зло окружающим и
разрушает свою душу. (Раскольников. «Преступление и наказание»Достоевского).
2 аргумент: в современном мире неразборчивость в средствах может стать причиной
смерти и несчастия многих людей. ( Саакашвили, события вЮжной Осетии).
29 Проблема выбора жизненного пути.
Позиция автора: от того, какой путь мы выберем в юности, зависит наша дальнейшая
жизнь.
1аргумент: сегодня я и мои ровесники стоим на пороге выбора жизненного пути. От того,
какую профессию мы предпочтём, в какой общественной сфере найдём своё применение,
зависит не только наш материальный уровень, но и наше духовное развитие. (Пример
личный).
2 аргумент: в основе выбора лежат нравственные ценности, которые формируются в
детстве. Очень важно, чтобы это были доброта, справедливость, трудолюбие, а не
эгоистические побуждения. (Пьер Безухов «Война и мир»).
30 Проблема роль информационных технологий в нашей жизни.
Позиция автора: сегодня информационные технологии являются ведущими.
1аргумент: информационные технологии определяют все сферы жизни. Они соединяют
мир в одно огромное пространство, влияют на наше сознание, образование. (Пример
Интернет).
2 аргумент: развитие информационных технологий делает нашу жизнь более
совершенной, но в то же время это может стать причиной деградации нравственности,
ослабления общественных связей (Пример: перенос виртуальных игр в реальный мир).
31 Проблема совершенства мира
Позиция автора: природа вечна и совершенна в отличие от человека
1аргумент: сегодня мы утратили связь с природой. Это привело к дисгармонии в
человеческих отношениях. Нужно учиться видеть и понимать совершенство мира, тогда
будет гармония и в наших душах и отношениях (Пример личный).
2 аргумент: в 21 веке стоит задуматься над тем, что созданное общество потребления – это
тупик для человечества. Духовные ценности важнее. (Русская классическая литература).
32 Проблема человек и Вселенная
Позиция автора: пришло время покорения Вселенной.
1аргумент: сегодня наука достигла таких высот, когда уже готовятся экспедиции на
другие планеты. Человечество наконец-то найдёт ответ на вопрос, одиноки ли мы во
Вселенной. ( Фантастика Беляева, Стругацких).
2 аргумент: исследование космоса необходимо, так как ресурсы Земли истощаются. Мы
должны думать о судьбе потомков. (Марс, Венера и т. д.).
33 Проблема роль человеческой цивилизации
Позиция автора: человеческая цивилизация уникальна. Наша задача – беречь её.
1аргумент: за время своего существования мы накопили много ценностей. Это
произведение искусства, достижения науки и техники. (Памятники, музеи, литература).
2 аргумент: главная ценность цивилизации – человек. Благодаря талантливым людям и
трудолюбию всех существует культура. Развиваются государства. Главное сегодня – это
сохранить мир.(Пример: Южная Осетия).
34 Проблема одиночества
Позиция автора: в мире много одиноких людей.
1аргумент: одиночество зависит от многих причин: уход близких, отсутствие семьи,
предательство. Конечно, нужно помогать человеку преодолевать одиночество. (Пример:
Печорин – М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
2 аргумент: самое страшное – это одиночество в старости. Задача государства – создать
достойную жизнь старикам. (Программы, общества).
35 Проблема долга
Позиция автора: чувство долга, ответственности должно быть у каждого.
1аргумент: Чувство долга в человеке нужно воспитывать и развивать с детства. В наши
дни это очень важно, ведь долг – это борьба в душе между «хочу» и «надо». (личный
пример).
2 аргумент: Чувство долга очень важно для политиков, бизнесменов, тех, кто сегодня у
власти. Их поступки влияют на нашу жизнь. (Мировой кризис, Президент__________).
36 Проблема чести
Позиция автора: честь – это основа морали человека.
1аргумент: сегодня нужно возрождать понятие чести, так как многие ради достижения
карьеры, различных благ забыли о ней. (А. С. Пушкин).
2 аргумент: честь, по-моему, понятие не только для одного человека ,но и для
государства.(Грузия – Южная Осетия).
37 Проблема человеческого достоинства
Позиция автора: нужно уметь отстаивать своё человеческое достоинство.
1аргумент: какие бы ни были сложные ситуации, нельзя позволять унижать себя,
оскор:)ть. Это приводит к тому, что ты теряешь уважение окружающих, а потом и
самоуважение.(Личный пример).
2 аргумент: Чувство человеческого достоинства воспитывается с детства. Оно часть
формирования личности («Война и мир»)
38 Проблема таланта, гениальности
Позиция автора: талантливых людей нужно беречь. Именно они служат развитию
цивилизации.
1аргумент: гениальные открытия в различных сферах наук сделали нашу жизнь
комфортной, интересной. (Телевидение, Интернет ит. п.)
2 аргумент: созданные талантливыми людьми произведения искусства развивают и
обогащают духовную жизнь. (Литература, живопись)
39 Проблема толерантности
Позиция автора: сегодня невозможно строить отношения, не учитывая интересы всех
народов, наций.
1 аргумент: терпимость - одно из важных правил мира на Земле. Процесс глобализации
ведёт к смешению рас, национальностей, людей различного вероисповедания. Мы должны
учиться уважать друг друга. Иначе это ведёт к конфликтам. ( Израиль и Палестина, Грузия
иЮжная Осетия).
2 аргумент: толерантность можно расценивать и как важное профессиональное качество.
(Менеджер, политик и т. п.)
40 Проблема отношения к животным
Позиция автора: следует быть гуманными с животными.
1 аргумент. К сожалению, нередки случаи, когда надоевших домашних животных просто
выбрасывают на улицу. Люди не задумываются над тем, что калечат не только своих
питомцев, но и свои души, так как развивают в себе жестокость. (С. Есенин стих. «Дай,
Джим, на счастье лапу мне…»)
2 аргумент__________: французский писатель Сент-Экзюпери утверждал: «Мы в ответе за тех, кого
приручили». Со временем животные становятся членами семьи. Поступая жестоко с ними,
мы заставляет окружающих задуматься над нашими моральными принципами. (Пример:
личный или из жизни).__