Тема четверти : «Музыкальное путешествие».
Тема урока: Web-квест «Не ручей - море ему имя».
Тип урока: знакомство с новой темой.
Цель:
Способствовать развитию личностных и музыкальных компетенций посредством современной игровой технологии web –квеста, создать условия для продолжения ознакомления учеников 4 класса с органной музыкой, её звучанием. Познакомить с творчеством композитора Иоганна Себастьяна Баха и его произведениями. Формирование первоначального представления у учащихся о композиторе.
Задачи:
Образовательные:
-
Формирование знаний о композиторе И.С.Бахе и его произведениях.
-
Актуализировать полученные раннее знания, учить самостоятельно выполнять задания.
-
Закреплять навыки вокального исполнения.
Развивающие:
-
Способствовать развитию творческих способностей детей: музыкально-ритмическому, тембровому слуху;
-
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (дыхание, звуковедение, артикуляция, интонирование).
Воспитательные:
-
Формировать интерес и любовь к музыке, обогащать музыкальные впечатления, культуру слушания.
-
Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, ноутбуки, аудио система, синтезатор, классная доска.
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Восприятие музыки: слушание произведения Иоганна Себастьяна Баха; игра на музыкальных инструментах, исполнение музыкального произведения.
Музыкальный материал: Токката и фуга ре минор. Струнный концерт для скрипки с оркестром. Менуэт.
Технологии: проектное технологическое, веб-квест.
Методы обучения: игровой, словесный, наглядный, проблемно - поисковый, мозговой штурм.
УМК (название программы): «Классическая начальная школа». Музыка, В.В. Алеев, Т.Н, Кичак. Продолжительность урока: 45 минут.
Форма проведения урока: игра веб-квест.
Место: 4 класс 2 четверть 6 урок
Формирование УУД при работе с Web -квестом:
Личностные УУД
-
проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки органа;
-
проявлять личностное отношение при восприятии музыки;
-
проявлять интерес к композитору и его произведениям, и получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
Регулятивные УУД
-
определять и формулировать тему и проблему урока;
-
определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха;
-
определять тембр музыкальных инструментов в процессе слушания произведений, в процессе рефлексии проводить самооценку.
Познавательные УУД:
-
анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
-
овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса (тембр)
Коммуникативные УУД:
-
сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;
-
продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-
слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:
-
Организация начала урока:3 мин
-
Приветствие 1 мин
-
Проверка готовности 1 мин
-
Мотивация к учебной деятельности 1 мин
-
Актуализация знаний:8 мин.
-
Открытие новых знаний:28 мин.
-
Слушание: 9 мин
-
Беседа по слушанию: 9 мин.
-
Физ. Минутка (игра): 2 мин.
-
Творческое задание:8 мин
-
Рефлексия: 4 мин.
-
Итог урока: 1 мин.
-
Домашнее задание: 1 мин.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
Ход урока;
-
Организационный момент. 3 мин.
Музыкальное приветствие.
(Дети под музыку «Светит солнышко для всех» входят на урок, здороваются с учителем).
Игра «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»: руки поднимаю на вверх.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)
Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны - «крона дерева».)
Здравствуй, утро! (Жест вправо.)
Здравствуй, день! (Жест влево.)
Нам здороваться (обе руки к груди), не лень (разводят руки в стороны!
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Скажите, ребята, что значит слово «здравствуйте»? (Дети отвечают). Правильно, значит, мы желаем здоровья! Так давайте же поздороваемся все вместе.
Учитель: Спасибо, ребята, садитесь. И я хочу, что бы такое хорошее настроение у вас было в течении всего урока, а может быть и в течении всего дня.
-
Актуализация знаний 8 мин.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили много о музыке зарубежных композиторов. С творчеством, каких композиторов мы с вами познакомились?
Ответ: (Дж. Верди., Ф.Шопен, Гайдн, Бетховен, Моцарт)
Учитель: Чья музыка вам больше понравилась?
Ответ детей.
Учитель: Давайте мы с вами вспомнил знакомую нам итальянскую народную песню и исполним ее. Перед исполнением давайте мы немного с вами распоемся, сели ровно, спинки прямые, ручки на коленки.
Распевка
( Звучит распевка: арпеджио, на одном звуке, на гамму, на разные слоги )
Учитель: Спасибо вам ребята, распелись мы не плохо. Давайте мы с вами исполним раннее разученную песню.
Вокально- хоровая работа: исполнение Итальянской народной песни «В путь».
(во время исполнения обращаю внимание на четкость исполнения. пропевание гласных звуков).
III. Открытие новых знаний 28 мин.
-
Ведение в тему:
Учитель: Сегодня ребята мы с вами продолжим знакомство с творчеством зарубежных композиторов.
Проблемный вопрос:
Учитель: Послушайте и определите композитора, о котором мы с вами будем говорить
Ложится грусть на клавиши органа,
А сердца стук пронзает тишину...
Священный звук из фуги Иоганна.
Минуя слух, стремится в глубину.
Бесценный дар святого Себастьяна,
Укажет путь... для сердца и ума...
Излечит страх... он исцелит все раны...
Пока есть музыка... я знаю, что ЖИВА!
Учитель: Ребята, вы наверно догадались, что речь сегодня пойдет, о творчестве еще одного зарубежного композитора.
(Ответ детей: И. С. Бах).
Слайд №1
Учитель: Иоганн Себастьян Бах родился в конце семнадцатого века в Германии, в музыкальной семье. В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. Им было написано множество произведений почти во всех музыкальных жанрах (кроме оперы). Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его произведениями Токката и фуга ре минор, а так же с танцем его современников Менуэтом.
Словарь определений.
Слайд №2
Токката - инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно пишется для фортепиано или органа, но встречается и для других инструментов.
Менуэт (фр. тепыеГ, от тепи — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах.
Учитель: В течение жизни Бах написал более 1000 произведений.
Учитель: А сейчас ребята, я вам предлагаю, поиграем в игру веб- квест.
Веб-квест - (webquest)- задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Готовы играть? Обратите внимание ребята, у нас сегодня 3 команды, на столах у каждой команды ноутбуки, для того что бы вы самостоятельно смогли добыть информацию о творчестве немецкого композитора И.С.Баха.
(Знакомство детей со слайдом)
Учитель: Перед каждым из вас на столе лежит карточка, куда нужно будет вписывать всю информацию, которую вы будете находить на уроке, для последнего этапа урока она вам очень пригодится. Будьте внимательны, не забывайте списывать. Командам удачи!
Слайд №3
Учитель: На этом слайде, описан алгоритм ваших следующих действий.
. Слайд №4
Команда 1. Слушатели «Знатоки мелодий» (командир команды Гереев Г.)
Команда 2. Исследователи «Историки музыки» (командир команды Гасратов Л.)
Команда 3. Хореографы «Короли танца» (командир команды Мерданова С.)
Учитель: У каждой команды есть свой банк заданий, с которым команда должна справиться самостоятельно. Капитаны команды переходят по ссылке и знакомят команду со следующими заданиями.
Слайды № 5- 7.
(У каждой команды на экране появляются задания, команда, которая дает правильные ответы в качестве поощрения получает золотую монетку)
Учитель: И так, ребята, команды могут преступить к выполнению первого задания. На первое задание у вас 3 минуты.
(Звучит музыка И.С. Баха «Маленькая ночная серенада», команды находит и готовит информацию).
Учитель: Ребята, время отведенное на первое задание закончилось, все три команды подготовились, посмотрели на меня, сели ровно, слушаем внимательно ответы. Капитанам команд будут заданы по три вопроса, не забывайте записывать нужную информацию в свои карточки.
(Время: по 1 мин. на каждую команду.)
Вопросы для команды «Знатоки мелодий», В каком году была опубликована запись рукописи нот «Токката и фуга ре минор?
Ответ: В 1830г., благодаря стараниям Ф. Мендельсона произведение получила свою популярность.
Учитель: В каких современных телевизионных передачах звучит токката и фуга ре минор?
Ответы: У.Дисней в мультфильме «Фантазия», в Российской передаче «Человек и закон». Учитель: Как нужно исполнять произведение Токката
Учитель. Вопросы для команды «Историки музыки» когда и где родился И.С.Бах?
Ответ: И. С.Бах родился в конце 17 в.. В Германии г. Эйзенахе.
Учитель. С раннего детства его обучали игре, на каких инструментах?
Ответ: Он играл на клавесине, органе, скрипке, флейте.
Учитель. Любимый инструмент И.С.Баха, в каком веке он возник, как величественно его еще называют?
Ответ: Орган, один из древнейших инструментов, возник много веков назад, его родоначальников была волынка 19в. д.н.э., величественно орган называют «Королем инструментов».
Учитель. Вопросы для команды «Короли танца». В каком веке родился танец Менуэт?
Ответ: в 16-17 веках.
Учитель. Где возник этот танец?
Ответ: г. Бретань, возник как народный танец, распространился во Франции.
Учитель. Менуэт, разновидность какого танца?
Ответ: Разновидность парного бального танца, походил на церемонию приветствия, с него начинался бал.
Учитель: Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы справились с первым заданием. За это каждая команда получает по одной золотой монетке. Не забываем, ребята, вносить нужную информацию в свои карточки.
-
Слушание музыки.
Учитель: Следующее задание для наших команд, прослушать фрагменты и дать характеристику произведению. У каждой команды своя ссылка, по которой, нужно нажав на значок, перейти и прослушать предложенный фрагмент.
У команды «Историки музыки» звучит «Струнный концерт для скрипки с оркестром».
У команды «Знатоки мелодии» звучит «Токката и фуга ре минор».
У команды «Короли танца» звучит «Менуэт»
(У каждой команды звучит свое произведение)
-
Беседа по слушанию:
Учитель: Ребята, после того как вы прослушали произведения, я думаю, вы можете ответить на следующие мои вопросы. Какой характер у музыкального произведения? Для какого инструмента написана это музыка?
(Каждая команда характеризует прослушанный фрагмент своей команды, дает ответ, для какого инструмента была написана музыка.)
Ответы детей: «Токката и фуга ре минор» написана для органа. Характер у музыки серьёзный, возвышенный.
«Струнный концерт для скрипки с оркестром» написан для струнных инструментов скрипки, альта, контрабаса. Характер легкий, воздушный, глубокий.
«Менуэт» написан для клавесина характер сдержанный, но в то же время величественный.
-
Физминутка:
Учитель: У команды «Короли танцев» был фрагмент танца менуэт. Попросим ребят продемонстрировать основные элементы: реверанс, поклоны, повороты. А мы все вместе будем повторять под музыку.
Учитель: Молодцы ребята, занимаем свои места и продолжаем наш урок.
Закрепление
Творческое задание: 10 мин
Учитель: Следующим заданием, ребята, попробуем музыку И.С.Баха украсить предложенными музыкальными инструментами (треугольник, ксилофон, металлофон).
У каждой команды на столах есть музыкальный инструмент. Мы попробуем показать первую долю такта токката и фуга ре минор.
(звучит фрагмент токката в исполнении учителя, дети показывают на инструментах первую долю такта).
Учитель: Спасибо, ребята, садитесь, из вас получились отличные исполнители. За это каждая команда получает еще по одной золотой монетке.
Вот и подошел наш урок к завершению, я предлагаю вспомнить все, о чем мы узнали сегодня на уроке и оформить это в небольшой проект каждой команды. Перед вами на столах лежат конверты, можете их открыть заполнить проект, а капитаны команд озвучат готовые ответы.
(На задание командам дается 2 минуты)
Учитель: Молодцы ребята, мне очень понравились ваши проекты и еще по одной монетке получают команды.
Подведение итогов урока
Учитель: Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
Учитель: Ребята, с каким композитором мы познакомились?
Ответ: И. С. Бах.
Учитель: С какими произведениями И.С.Баха мы сегодня познакомились?
Ответ: Токката и фуга ре минор. струнный концерт. Менуэт.
Учитель: Давайте вспомним, какая же она, музыка Баха?
Ответы: (серьезная, церковная, возвышенная, органная, заставляет задуматься, виртуозная, спокойная).
Учитель: Сегодня вы, самостоятельно искали информацию и делились ею с остальными участниками, были исполнителями, самостоятельно дополняли заданную вам мелодию, понравилось ли вам быть исследователями на уроке?
Ответы.
-
Рефлексия: 4 мин.
На уроке было интересно...
Было трудно...
Я сегодня понял(а)...
У меня получилось...
Больше всего мне понравилось...
-
Итог урока: 1 мин.
Учитель: Вы сегодня все молодцы! Мне очень приятно было с вами работать. А вам понравился наш урок?
Ответ детей.
Учитель: В завершение нашего урока хотела бы добавить, что в переводе Бах означает “ручей” и известный композитор Людвиг ван Бетховен сказал о Бахе так: “Не ручей! — Море должно быть его имя...”
Д-3. Дома послушать любое произведение Баха и зарисуйте свое впечатление об этой музыки. Большое спасибо за работу, до свидания.
использованных источников при оформлении web - квеста:
-
https://www. youtube. com / watch? v=сТ 7А1OwН34
-
https://www.youtube. com/watch?v=zUPNRC7yeJU&list=RDzUPNRC7yeJU&start_radio=1&t=20
-
https://www. youtube.com/?v=Nnuq9PXbywA
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Орган
-
https://ru.wikipedia.org(BWV_565)
-
https://www.konspekty.net/biografii/bah-biografiya-kratko-dlya-detey.html
-
https://www.sadmoy.ru/_ph/12/101151223.jpg
HH
Аннотация
методической разработки урока музыки в 4 классе но теме:
«Не ручей - море ему имя»
Алигайдаровой Индиры Гафизовны, учителя музыки высшей категории
МБОУ ГКМ Г.Дербент РД.
Методическая разработка представлена в форме конспекта и технологической карты урока « Не ручей - море ему имя» в рамках реализации ФГОС. Контингент учащихся - 4 класс. Урок является пятнадцатым в теме года «Музыкальное путешествие» и шестым в четверти по Программе В.В.Алеевой, Т.К.Кичак.
Мною поставлены цели урока по достижению учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, которые планомерно решаются в ходе урока. Тип урока: комбинированный. Структура урока построена в соответствии с избранной типологией. Этапы урока выдержаны и логически последовательны, дозированы по времени: организационный, актуализация опорных знаний, постановка целей урока, подготовка к восприятию учебного материала, изучение нового материала, подведение итогов, рефлексия, оценка деятельности на уроке. Данные этапы урока использованы для развития личности ребёнка.
Урок ориентирован на новые образовательные стандарты, нацелен на формирование у учащихся УУ Д. В процессе урока я использовала здоровье сберегающие технологии (физминутки, смена видов деятельности), игровые, компьютерные технологии (презентация, видеоролик) с применением ТСО: ноутбук, Интернет, мультимедийный проектор, синтезатор(живой звук). Построение урока соответствует его содержанию и поставленным целям и задачам. Терминология урока соответствует принципам научности доступности с учетом возрастных особенностей. В ходе урока мною использованы методы музыкального обобщения, создания художественного контекста, сравнения, исследовательский метод.
Использовались следующие формы работы: групповая, фронтальная (восприятие музыки, музыкальные размышления и обобщения, пение). Особое внимание я уделяла развитию таких качеств как - восприятие, внимание, воображение, мышление. Виды учебной деятельности чередовались для поддержания интереса, снятия напряжения и усталости учащихся.
Объем наглядного материала достаточен для решения обучающих задач и эмоциональной поддержки учащихся. В процессе урока у детей формировались навыки самоконтроля и самооценки.
Домашнее задание дано в оптимальном объеме с предоставлением выбора.