-
Открытие новых знаний (10 мин) (СЛАЙД 4) 4.Применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений 5.включение в систему знаний и повторения | Задание 1. -Отгадайте загадки! Подсказка: отгадки начинаются с НЕ. 1. Грязные руки, Помята рубаха, Волосы всклочены, Кто Я? (Неряха) 2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка) 3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа) 4. Неизвестный человек. (Незнакомец) - Как пишется НЕ с этими словами? Чтобы вам было легче понять, как правильно писать НЕ с сущетвительными, попробуйте представить эти существительные без НЕ. Что получилось? (Ряха, доучка, поседа, знакомец) (СЛАЙД 5) -Как вы думаете, эти слова существуют? (НЕТ!) - Тогда как мы их напишем слитно или раздельно? (Слитно, потому что эти существительные не употребляются без НЕ) (СЛАЙД 6) ПРАВИЛО. Не с существительным пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ. Задание 2. А) От данных слов образуйте слова с НЕ (СЛАЙД 7) О б р а з е ц : Счастье – несчастье Внимательность (невнимательность) Воля (неволя) Друг – (недруг) Правда – (неправда) Б) К образованным словам подберите синонимы (СЛАЙД 8) (не)счастье (горе). (не)внимательность (рассеянность). (Не)воля (рабство). (не)друг (враг). (не)правда (ложь). -Как пишется не с этими существительными? ПРАВИЛО. Не с существительными мы будем писать слитно, если к существительным можно подобрать синоним без НЕ.(СЛАЙД 9) несчастье (горе). невнимательность (рассеянность). Неволя (рабство). недруг (враг). неправда (ложь). (СЛАЙД 10) Записывают слова в тетради. - Мы разобрали два случая слитного написания не с существительными. Теперь нам предстоит узнать, когда НЕ с существительными пишется раздельно. Для этого случая существует правило. ПРАВИЛО. Если в предложении есть противопоставление с союзом А, то не с существительным пишется раздельно. Задание 3. -Посмотрите на эти предложения. Как НЕ с существительными пишется в этих предложениях? (СЛАЙД 11) (Не)лето, а зима. (Не)утро, а вечер. (Не)река, а море. (СЛАЙД 12) После рассуждений учащиеся приходят к выводу, что в данных предложениях НЕ с существительными пишется раздельно, затем записывают предложения в рабочие тетради. Ответ. Не лето, а зима. Не утро, а вечер. Не река, а море (Задания направлены на ознакомление учащихся с новой темой. С помощью наводящих вопросов подводила детей к самостоятельному выводу о слитном и раздельном написании НЕ с существительными) Орфографическая физминутка (СЛАЙД 13) -Ребята, после долгой напряженной работы давайте немного подвигаемся. Я сейчас буду произносить слова, ваша задача - выполнять определенные движения при этом. Я буду читать существительные с НЕ, а вам нужно внимательно послушать и выполнить следующие действия: если вы думаете, что НЕ с существительным пишется СЛИТНО, вы хлопаете в ладоши, а если НЕ с существительным пишется РАЗДЕЛЬНО – поднимаете руки вверх. Ненависть (хлопнуть в ладоши) не добро, а зло (поднять руки вверх) незабудка (хлопнуть в ладоши) не правда, а ложь (поднять руки вверх) нелепица (хлопнуть в ладоши) неряха (хлопнуть в ладоши) недруг (хлопнуть в ладоши) | (В проведении урока орфографическая физминутка играет важную роль: во-первых, она снимает эмоциональное и физическое напряжение учащихся; во-вторых, участвует в первичном закреплении нового материала). Работа с учебником, составление алгоритма действий (СЛАЙД 14) Чтение материала для самостоятельных наблюдений, разбор правила и составление алгоритма действий. Алгоритм действий: 1.Найдите существительное с частицей не; 2.Посмотрите, употребляется ли существительное без частицы не. Если не употребляется, то не существительным пишется слитно; 3. Если употребляется, то посмотрите, можно ли подобрать синоним без частицы не. Если можно подобрать синоним, то не с существительным пишется слитно. 4. Если есть противопоставление с союзом а, то не с существительным пишется РАЗДЕЛЬНО. (Составление алгоритма позволит детям лучше ориентироваться в новом материале и поможет применять правило на практике.) Игра «Собери пословицы» (СЛАЙД 16) Учитель. Ребята, давайте поиграем! Мы разделимся на три команды. Каждой команде я дам конверт, в котором будут карточки с пословицами, разделенными на две части. Вам нужно правильно собрать пословицы. Победители читают полученные пословицы и объясняют их смысл. 1). (Не) печь кормит, а руки. 2). Глупость (не) порок, а беда. 3). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью. 4) Друзья в (не)счастье познаются (СЛАЙД 17) (Целью работы в группах является формирование у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешно обучаться, сотрудничать друг с другом.) - Ребята, а ваш класс можно назвать дружным? Вы готовы в трудной ситуации прийти друг к другу на помощь? ( Примерные ответы: Да, мы очень дружный класс. Мы всегда говорим друг другу правду, уважаем друг друга и в любой момент готовы прийти на помощь.) (Поднимая вопрос о дружбе, я решаю важную воспитательную задачу: обеспечиваю нравственное воспитание учащихся) - Да, ребята, в жизни очень важно найти настоящего друга, который будет говорить правду, принимать тебя таким, какой ты есть, и который никогда не оставит тебя в трудной ситуации. Цените дружбу и уважайте друг друга! В конце игры учитель награждает все команды. Самостоятельная работа -Перепишите пословицы, раскрывая скобки 1).(Не)печь кормит, а руки. 2). Глупость (ну) порок, а беда. 3). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью. 4) Друзья в (не)счастье познаются (Данное задание позволяет определить степень освоения новым материалом) Ответ. 1). Не печь кормит, а руки. 2). Глупость не порок, а беда. 3). Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. 4) Друзья в несчастье познаются (СЛАЙД 18) Появление Незнайки (СЛАЙД 19) -Здравствуйте! Вы меня узнали? (НЕЗНАЙКА) -Мне послышалось или вы говорили обо мне? (Мы говорили о правописании НЕ с существительными). - Мне всегда было интересно, как правильно пишется мое имя! Учитель. Итак, объясните Незнайке почему его имя пишется слитно? Дети. «Незнайка» пишется слитно, потому что, это существительное, которое без НЕ не употребляется. Незнайка. Вы знаете, мне очень нравится одно стихотворение, но смысл его я понять не могу. Вот послушайте. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение? Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. Прослушав стихотворение, дети приходят к выводу, что в стихотворении не хватает НЕ. Далее Незнайка читает это же стихотворение, но уже добавляет НЕ, а после прощается с классом и убегает. | Учащиеся, разгадывают загадки, образовывают существительные с НЕ. Разбирают вместе с учителем все случаи написания НЕ с существительными Опираясь на правило, объясняют правописание НЕ с данными существительным и записывают предложения в тетрадь Выполняют орфографическую физминутку. Работают с учебником и составляют алгоритм применения правила Обучающиеся делятся на 3 команды и собирают пословицы Работают самостоятельно Приветствуют Незнайку, объясняют слитное написание НЕ с существительным | Личностные: Осознают свои возможности в учении Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье Познавательные: устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения Познавательные: устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения Личностные: Желают приобретать новые знания, совершенствуют имеющиеся Познавательные: Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Познавательные: устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения Познавательные: устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения |