СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Не в силе Бог, а в правде. Святой Благоверный князь Александр Невский»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

13 мая 2020 года исполняется 800 лет со дня рождения Александра Невского – князя, военачальника и дипломата, канонизированного Русской православной церковью.м13 мая 2020 года исполняется 800 лет со дня рождения Александра Невского – князя, военачальника и дипломата, канонизированного Русской православной церковью. Зфдача урока: научить пониманию подвига воина в православной христианской традиции на примере Святого Александра Невского.

Князь-воин Александр Невский поистине был непобедимым военачальником и в тоже время добрым и кротким правителем в крайне смутное и тревожное время, когда решался вопрос о самом существовании восточных славян. На уроке мы 

Просмотр содержимого документа
««Не в силе Бог, а в правде. Святой Благоверный князь Александр Невский»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №47

имени Героя Советского Союза Ивана Тушева

муниципального образования город Краснодар



Конкурс «Учитель года ОПК»


Конспект урока ОПК (основы православной культуры)

5 класс

Тема: «Не в силе Бог, а в правде.

Святой Благоверный князь Александр Невский»











Учитель: Глазкова Елена Николаевна







2020- 2021 УЧ.ГОД

Педагогические
цели

Формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем. Создать условия для осознания учащимися, что защита Отечества – долг каждого гражданина. Способствовать пониманию защиты Родины в течение времен - через священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Научить пониманию подвига воина в православной христианской традиции на примере Святого Александра Невского, осознанию, что святой князь заложил основы диалога востока и запада, христианства и ислама, положил начало многоконфессиональному устройству страны. Содействовать раскрытию мысли, что подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России. Расширение знаний о российской многонациональной культуре. Понимание того, что Святые покровители содействуют благоденствию страны и после своей кончины. Александр Невский как небесный покровитель казачества.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование

Задачи

Образовательные:

формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний; решение нравственных задач, руководствуясь православной традицией.

Развивающие: 

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навык осмысленного чтения, анализа прочитанного текста; выделение морального содержания текста; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать умение давать характеристику герою, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса. 

Воспитательные: 

содействовать формированию положительных личных качеств обучающихся, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность, служение, любовь к Отечеству; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его прямую связь с жизнью.

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширить знания о жизни и значении образа Святого Александра Невского, русских богатырях – защитниках Отечества и веры.

Личностные
результаты

формировать целостный социально-ориентированный  взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; работать в группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. Осознавать свою принадлежность к российскому народу.

Регулятивные

обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные: 

ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: 

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, социальном окружении и др.; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью

Основное содержание темы, понятия и термины

Благоверный, канонизирован, Римская церковь, ярлык на княжество, татаро-монгольское иго, Золотая Орда, чудотворец, святые мощи.

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

Образовательные ресурсы

Наборы пословиц и поговорок, картина В.М.Васнецова «Богатыри» , иконы и изображения Александра Невского. Карта Краснодара. https://www.pravda.ru/faith/1100658-alexandr_nevskij/

https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/ https://youtu.be/2xIQUJiq6Eo -видео

https://youtu.be/Dtfda2T9zQU

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Сообщает тему урока, предлагает попробовать себя в роли исследователей.

Слушают учителя


Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем


III. Усвоение знаний
и способов действий.


Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстом, беседа, рассказ

Организует работу по группам с текстами об Александре Невском, с пословицами и поговорками разных народов России о защите Родины, картинами, иллюстрациям.

Знакомятся с информацией о жизни Александра Невского, объясняют содержание картин.

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий.

Познавательные: чтение исторической литературы;  анализ прочитанного текста; выделение морального содержания текста; исследуют пословицы и поговорки, выделяют общую мысль.

Коммуникативные: работают в группах, стараются принести пользу своей группе.

Беседа по вопросам, рассказ

IV. Проектная деятельность.

Индивидуальная и групповая. Творческий.

Создает условия для создания Интеллектуальной карты.

Слушают выступающих, создают проекты "Интеллектуальная карта" Размещают изображение храма Ал.Невского на карте Краснодара (совместно с учителем)

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации
с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; создают проект в процессе коллективной работы.

Защита мини-проектов, создание коллективных проектов.

V. Закрепление знаний
и способов действий

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический

Организует рефлексию.

Рассказывают
о своих впечатлениях, начиная словами:

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Я сегодня узнал...

Я хочу дополнительно узнать...

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Подготовить сообщение о подвигах в годы Великой Отечественной войны представителей разных народов нашей страны.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Сообщение, презентация


Конспект урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие. Мы будем исследовать далекое и загадочное прошлое, отголоски которого тесно переплетаются с нашей современной жизнью. Вы уже знаете, что Родина хранит немало неизведанных страниц, и поэтому я предлагаю вам изучать их сквозь призму самых разных направлений.

  • Какая наука изучает древний мир? Археология.

  • С помощью чего изучают историю? Какие предметы могут помочь учёным? Лопата, кисточка; лупа и манускрипты;

Давайте разделимся на группы.( выбирают карточки с символом археологии)

II. Постановка учебной задачи

Учитель: тема сегодняшнего урока: «Святой Благоверный князь Александр Невский».

Князь-воин Александр Невский- реальная историческая личность, поистине был непобедимым военачальником и в тоже время добрым и cправедливым правителем в крайне смутное и тревожное время для России.

13 мая 2020 года исполняется 800 лет со дня рождения Александра Невского – князя, военачальника и дипломата, канонизированного Русской православной церковью.

В 2008 год вся страна участвовала в конкурсе телеканала "Россия" и Института российской истории РАН проект "Имя России".  В результате всеобщего итогового голосования главной "личностью-символом" России оказался благоверный князь Александр Невский. 

В одном человеке сочеталось мудрое правление, непобедимый военноначальник и защитник Православной церкви. Вот эти три стороны личности мы и разберём. Каждая группа, изучив полученный материал, расскажет остальным, каким Александр Невский был.

1 группа- князь, руководитель, правитель; 2- военачальник, полководец; 3- защитник Православия.

Учитель: Тринадцатый век был очень тяжелым для Руси. Со всех сторон - постоянная смертельная опасность. Татаро-монголы востока и юга покоя не дают. Рыцарские ордена то и дело с запада нападают...

III. Просмотр видео

- Кто такой Александр Невский?

https://youtu.be/2xIQUJiq6Eo


IV Работа в группах

Работа с текстом об Александре Невском. Составление по группам «Интеллектуальной карты»- таблицы.

(учитель напоминает классу правила создания интеллект-карт)

  • Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка. 

  • Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет. 

  • С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями. 

  • Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово. 

  • Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет лучше запомнить и усвоить новую информацию. 

  • Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Физкультминутка «Богатыри» (музыка «Богатырская сила» в исполнение группы С. Намина).

Есть среди вас богатыри?

Вправо-влево посмотри

Мы сегодня вместе с вами

Будем все богатырями

Раз, два! Две ноги-

Надеваем сапоги

Три, четыре! На живот

Нам кольчуга подойдет

Пять, шесть! Латы здесь

Семь, восемь! Шлемы носим

Девять, десять! Это меч-

Будем Родину беречь!

Богатыри готовы в путь,

Осталось лишь ряды сомкнуть.

Учитель: Как вы считаете, что объединяет Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича?

Ответы детей.

Учитель: Конечно же, это любовь к Родине, на которую способен только человек с большим сердцем.

- Можем мы Александра Невского назвать богатырём?

Поэтому на нашей интеллект - карте я в центр помещу огромное сердце, внутри которого мы разместим богатырей.

Политику один человек не делает, ему нужны помощники. Вот мы их и объединим.

Ответы детей.

Учитель: Мы назвали самых известных русских богатырей. Давайте еще и назовем три главных качества, которыми они обладали (мудрость, смелость, верность Отчизне). А теперь перенесем их на нашу карту.

Объясним каждое понятие. Как вы понимаете, что такое мудрость?

Учитель: Как вы думаете, а что придавало смелости богатырям?

Ответы детей (умение найти выход из любой сложной ситуации, победить самого сильного врага, любовь к Родине).

Учитель: К кому обращались наши защитники перед лицом сильного врага, у кого искали защиты? ( к Богу, святым покровителям, защитникам: Борису и Глебу, Богоматерипозже Александру Невскому и др.)

Учитель: - Почему казаки почитают Ал. Невского?

- Как называется главный казачий храм Краснодара?

- В чью честь он построен

- Кто из вас был в этом храме?

- Кто знает его историю?

- Давайте найдём на карте, где он находится и поместим изображение храма на карту.

Ответы учеников.

V. Закрепление знаний

Подведение итогов: Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.


Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью. Но самое главное – это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. «Боже ты мой! – восклицает митрополит Кирилл. – Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история!

Учитель: Итак, Александр Невский — великий русский правитель, полководец, мыслитель и, наконец, святой, особо почитаемый в народе.

Рефлексия.

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Я сегодня узнал...

Я хочу дополнительно узнать...


В заключении нашего урока я хочу рассказать притчу.

Притча о карандаше.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

—Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом.



VI. Информация о домашнем задании

-Ребята, я надеюсь, вы будете и дальше любить и беречь свою родину, гордиться ее красотой и славными подвигами ее героев, интересоваться историей страны.

Домашнее задание я предлагаю:

Подготовить сообщение о подвигах в годы Великой Отечественной войны представителей разных народов нашей страны

VII. Выставление оценок за урок

Приложение.

Тексты об Александре Невском для групповой работы.

Правитель, князь

Воин, полководец

Святой, защитник

Князь Александр Ярославович родился в 1220 году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

Александр был третьим ребенком в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича и В 1225 году в возрасте четырех лет принял «княжеский постриг» — ритуал, после которого обрел статус воина и княжича, а в 13 лет стал полноправным Новгородским князем.


Александр Невский имел талант дипломата и переговорщика. Благодаря его усилиям монголо-татары при его жизни не совершили ни одной крупной карательной экспедиции на Русь.

Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр заключил с немецкими городами.


…В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного разорения он должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их».

Путь покорности Орде, принятия всех ее условий-единственное спасение Руси Сам 4 раза ездил в Орду. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси.



За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. 

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. 

Битва, давшая имя

15 июля 1240 года состоялась битва между шведами и новгородской дружиной под руководством князя Александра Ярославовича.. Битва закончилась полной победой русских. Шведы потеряли до четырехсот воинов, которых даже не успели похоронить. Потери новгородской дружины составили около 20 человек. Эта победа дала юному князю прозвище — Невский.

18 апреля 1242 года состоялось сражение на Чудском озере, битва вошла в историю как Ледовое побоище.


Александр Невский канонизирован как благоверный князь.

К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу.

Во всём князь с детства на Бога надеялся, постов не боялся, и гораздо чаще вместо детских забав молитву или духовное чтение выбирал. Уже тогда лучше всех понимал, что без Бога любой человек, даже самый смелый, сильный и умелый, беззащитен.


«Не в силе Бог, а в правде!»

Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.

Александр Ярославович на протяжении многих лет вел переписку с римским папой Иннокентием IV, который угрозами, обещаниями, посулами пытался убедить князя перейти в католицизм вместе с новгородскими землями. Александр уверял, что иную веру нежели православную русская земля не примет.



Стараниями Александра Невского христианство распространилось в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.


Небесный защитник Александр-Алексий Невский и всегда останется небесным заступником нашей Родины.

Но однажды, возвращаясь от монгольского правителя, Александр сильно заболел. Почувствовав близкую кончину, он попросил отвезти его в ближайший монастырь, чтобы принять схиму. Это - высшая степень монашества, схимомонах подобен ангелу. Когда преставился он Господу, горько плакали простые и знатные: «Закатилось наше солнышко!» Положили его тело в драгоценную раку. А когда митрополит хотел вложить свиток - духовную грамоту - в его руку, князь усопший сам руку протянул и взял её! Как живой!

Многими поколениями русских людей воспринимался как чудотворец.




Незримо присутствовал в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником Куликовской битвы.

Образ Александра Невского видят над Владимиром после окончательного свержения ордынского ига.

В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, совершали многочисленные чудеса.

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась при императоре Петре Великом. Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!