СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не женские стихи о войне (творчество Юлии Друниной)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать современному поколению тяжесть испытаний, выпавших на долю молодежи военного времени, где на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом.

Задачи: 1) дать обзор поэзии Ю. Друниной о Великой Отечественной войне;

2) показать, что поэзия, как жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;

3) развивать навыки выразительного чтения лирических стихотворений, умение анализировать поэтические произведения и видеть в произведениях эпоху и личность автора;

4) воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за свой народ, его подвиг в Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Не женские стихи о войне (творчество Юлии Друниной)»

Урок - композиция «Неженские стихи о войне Юлии Друниной»

(обзор поэзии Ю. Друниной о Великой Отечественной войне). 7 класс.

Цель: показать современному поколению тяжесть испытаний, выпавших на долю молодежи военного времени, где на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом.

Задачи: 1) дать обзор поэзии Ю. Друниной о Великой Отечественной войне;

2) показать, что поэзия, как жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;

3) развивать навыки выразительного чтения лирических стихотворений, умение анализировать поэтические произведения и видеть в произведениях эпоху и личность автора;

4) воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за свой народ, его подвиг в Великой Отечественной войне.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация о поэте-фронтовике Ю. Друниной, записи песен военных лет, выставка книг Ю. Друниной, отрывок из фильма «А зори здесь тихие», видеозапись авторского чтения стихотворения «Мне еще в начале жизни повезло…», видеоряд к стихотворению «Зинка».

Методы и приемы: литературно-музыкальная композиция, включающая аналитическое чтение стихов как возможность увидеть за стихами автора, время, прослушивание песен времен Великой Отечественной войны,

Активные формы обучения: индивидуальная и групповая творческая деятельность, поисковые задания (поиск исторических и биографических сведений); работа учащихся с текстами стихов Ю. Друниной, активное воздействие на эмоциональную сферу обучающихся через искусство и общение; рефлексия обучающимися своей деятельности; компьютерные технологии (презентация, фильмы).

Межпредметные связи: история, музыка.

Ход литературно-музыкальной композиции

  1. Вступительное слово учителя:

Добрый день! Накануне великого праздника Победы мы проведем необычный урок: «Неженские стихи о войне». Юлия Друнина - поэт, фронтовик, женщина с необычной судьбой, Эпиграфом взяты ее слова «Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем, Я не геройствовала, а жила».

Этот урок – встреча с живой поэтессой на экране, урок - память о Юлии Друниной, которая прямо со школьного порога шагнула на дороги войны. Наша цель увидеть тяжесть испытаний, которые выпали на долю женщины на войне; услышать стихи, наполненные жизненной достоверностью, суровой правдой войны, недаром говорят, что у войны не женское лицо. Но война не выбирает. И женщины также как и мужчины стремились защищать дом, семью… Родину.

Эта война была одной из самых тяжких испытаний для нашей страны. Тяжёлой и изнурительной, но мы выстояли, мы смогли и в память об этой Великой победе мы каждый год отмечаем этот день, день святой народной памяти, отдаём дань уважения людям, которые воевали и победили. 10 мая Юлии исполнилось бы 95 лет. Она прошла санитаркой всю войну и сохранила о ней память на всю жизнь. Воспоминания «светлокосого солдата» - Юлии Друниной - это ее книги (знакомство с выставкой -книгами Ю. Друниной) Среди них -двухтомник произведений. Шестьдесят одна страница - и почти вся жизнь - судьба, опаленная войной. Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества

2. Литературно-музыкальная композиция:

1 ведущий:

Творчество Ю. Друниной можно без преувеличения назвать поэзией человеческого достоинства. Это тот редкий случай, когда поэт пишет, как живет, и живет, как пишет. Война для Ю. Друниной стала мерилом всех человеческих ценностей. (Видео и стихотворение в исполнении автора)

В сорок первом меня бросило в седло,
В сорок первом, на семнадцатом году.
Жизнь солдата, ты - отчаянный аллюр:
Марш,
Атака,
Трехминутный перекур.
Как мне в юности когда-то повезло,
Так и в зрелости по-прежнему везет -
Наше чертово святое ремесло
Распускать поводья снова не дает.
Жизнь поэта, ты - отчаянный аллюр:
Марш,
Атака,
Трехминутный перекур.
И, ей-богу, просто некогда стареть,
Хоть мелькают полустанками года…
Допускаю, что меня догонит смерть,
Ну, а старость не догонит никогда!
Не под силу ей отчаянный аллюр:
Марш,
Атака,
Трехминутный перекур.

2 ведущий: При воспоминании об Юлии Владимировне Друниной первое, что крупно и рельефно выступает из памяти, - это ее характер. Характер, иногда как будто бы даже превышающий человеческие силы. В ней всегда чувствовалась энергия решительности, готовности к немедленному действию, поступку, что вообще свойственно фронтовому поколению, принадлежностью к которому она дорожила свято и чисто.

Я ушла из детства
В грязную теплушку
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Иду по войне девчата,
Похожие на парней

Почему девчата Друниной так похожи на парней?

Ведущий: Кажется, что она всегда знала, чего хотела. При всей романтичности своего характера, она почти не совершала необдуманных шагов. Ее порыв непременно соотносился с точным осознанием конечной цели. "Когда началась война, я ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт". Так, московская школьница, выросшая в интеллигентной учительской семье, она отринула все уговоры и слезы родителей и ушла в 1942 году из 10 класса на фронт. Ушла в самое драматическое время, в самое пекло войны, в самый неспокойный род войск - в пехоту. Ей предстояло пройти огненные версты батальонным санинструктором:

Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа

Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер

Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа

Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притвориться

Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом кричит…

1 ведущий: Будучи санинструктором в самоходном полку получила два тяжелых ранения. В первый раз осколок прошел в двух миллиметрах от сонной артерии. Еще бы миг, и все могло бы окончиться фанерной звездой над затерявшимся на полях сражений обелиском. Но после санбатов эта тоненькая девочка с глазами кинозвезды вновь ушла добровольцем на фронт.

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

О каком запасе говорит автор?

2 ведущий: В батальоне, где служила Юлия Друнина, было две девушки - она и Зина Самсонова, о которой на фронте слагали легенды о ее храбрости и бесстрашии. Солдаты даже острили, что "Зинка командует батальоном!". Она была всегда впереди, можно ли мужчине показать свой страх?

В одной из атак в Белоруссии Зина была убита. Она умерла, так и не узнав, что ей присвоено звание Героя Советского Союза. Позже Юлия Друнина в память о подруге напишет стихотворение "Зинка". (видеоряд и актёрское исполнение стихотворения «Зинка»).

Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становится горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со Славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый.
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
- Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.

3 ведущий: В армии в годы войны служило более 800 тысяч женщин. Около половины всех медиков Вооруженных сил страны составляли женщины: сандружинницы, санинструкторы, медицинские сестры. Вчерашние школьницы, выносящие под огнем раненых. А говорят, что у войны не женское лицо? Почему? Почему женщинам тоже пришлось встать на защиту Родины?

Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама!
Мама!
Я дошла до цели…
Но в степи, на волжском берегу,
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.

1 ведущий: Удивительно, что в стихах Друниной нет театрального героизма. А это верный признак, что в них - правда. Не случайно, когда снимался фильм "А зори здесь тихие", молодые актрисы, чтобы почувствовать камертон искренности, правдивости и чтобы достоверней войти в образ своих героинь - девчонок-солдат, читали со слезами на глазах военные стихи Друниной. Из ее строк можно с фотографической точностью узнать, какая мера напряжения, страдания и ужаса выпала в юности на долю наших женщин, наших бабушек, которых теперь уже почти и не осталось в живых, а тогда в общем-то, еще совсем дети, какой страшной беде заглянули они в глаза:

Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И сотни раз - во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Юлия Владимировна Друнина закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу". Ей было всего 20 лет, когда она вернулась с войны, которая оставила неизгладимый след в жизни этой хрупкой девушки, которая будет всю свою жизнь помнить о чести и отваге тех, с кем прошла этот нелёгкий путь к Победе…

Мушкетёры

К ним сердца прикованы и взоры.
Им дарят улыбки, слезы, смех.
Словно в детстве, снова мушкетеры
На экране покоряют всех.

Да и в жизни (вот какое дело!)
Я тянулась и тянусь всегда
К мушкетерам, преданным и смелым, -
Тем, с кем вместе брали города.

После были солнце и туманы,
Но в беде и радости верны
Мне навек остались д'Артаньяны -
Лейтенанты мировой войны.

Юлия Друнина и в мирной жизни не стала слабой женщиной, она занималась общественной деятельностью, даже была депутатом ГосДумы РФ, но не смогла пережить 90-е, она не захотела увидеть, как разваливается великая страна, за которую было отдано столько жизней.

Вывод: На нашем вечере мы познакомились только с некоторыми и стихами Ю.Друниной, а их так много и иногда не верится, как она, такая милая, хрупкая девушка смогла пережить это страшное время. Надо было иметь совсем не женскую выносливость и терпение.

А какие стихи вышли из-под её пера, решать вам: женские они или нет.

Я предлагаю вам выбрать понравившееся вам стихотворение и написать лирический анализ текста.

Надеемся, что это поможет вам ещё больше проникнуться уважением к этой мужественной женщине.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки. (А. Твардовский)


Литература:

  1. Друнина Ю.В. «Мне в мире до всего есть дело» - М, «Книга», 1978г.

  2. Друнина Ю. Я прошла по житейским волнам. М: ЭКСМО, 2009

  3. Час мужества. Стихи о войне. М: АСТ, 2010

  4. Материалы сайтов http://festival.1september.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!