СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Небесная механика. Система мира. Законы Кеплера движения планет

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Небесная механика. Система мира. Законы Кеплера движения планет»

Технологическая карта урока

Курс: 2 Дата: 14.10-19.10 Предмет: Астрономия

Взвод: 9, 10, 11


Тема урока: Небесная механика. Система мира. Законы Кеплера движения планет Тип урока: Урок открытия нового знания


Цели урока: Изучить гелиоцентрическую систему мира и законы движения планет.


Домашнее задание: §8, §9


Характеристика урока:

Название, содержание и цель этапа урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Планируемые предметные и метопредметные результаты

Организационный момент

3

Приветствует взвод, проверяет готовность к занятию.

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Фронтальная

Развитие пространственного, логического мышления, творческого потенциала личности.

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. Получение навыков работы с подвижной картой звездного неба

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

6

Задает вопросы:

  1. Как в античные времена представляли строение солнечной системы?

  2. Что вы знаете о К. Птолемее, Н.Копернике?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Изучение новых знаний.

15

Что такое геоцентрическая система мира.

Что такое гелиоцентрическая система мира. Законы движения планет (Законы Кеплера) (Приложение 1).


Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Фронтальная

Решение проблемы. Ответы обучающихся

14

Организует работу по решению задач на третий закон Кеплера (Приложение 2)

Выполняют задания

Индивидуальная

Анализ полученных результатов, выводы.

5

Организует опрос по пройденной теме


Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Подведение итогов урока, рефлексия

2

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

Озвучивает домашнее задание

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 

Фронтальная, индивидуальная



Приложение 1

Клавдий Птолемей (около 100 – около 178) – древнегреческий астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Один из наиболее выдающихся ученых древности. Один из прародителей тригонометрии.

Объяснение видимых движений планет и других небесных тел осложняется тем, что все эти движения наблюдаются нами с Земли

В основе системы мира Птолемея лежат четыре главных допущения: 1) Земля находится в центре Вселенной; 2) Земля неподвижна; 3) все небесные тела движутся вокруг Земли; 4) движения небесных тел происходят по окружностям с постоянной скоростью, т.е. равномерно.

Система мира Птолемея называется геоцентрической и может быть представлена в следующем упрощенном виде: планеты движутся равномерно по кругам — эпициклам, центры которых в свою очередь движутся по другим кругам — деферентам, в общем центре которых находится неподвижная Земля. Солнце и Луна движутся вокруг Земли

Суточное движение всех светил объяснялось вращением всей Вселенной как одного целого вокруг неподвижной Земли.

К началу XVI в. система Птолемея была настолько сложна, что не могла уже удовлетворить тем требованиям, которые предъявлялись к астрономии практической жизнью, в первую очередь мореплаванием. Нужны были более простые методы вычисления положений планет, и такие методы были созданы благодаря великому творению гениального польского ученого Николая Коперника, заложившему основы новой астрономии, без которых не могла бы возникнуть и развиваться современная астрономия.

Созданная им система мира называется гелиоцентрической. В ее основе лежали следующие утверждения: 1) в центре мира находится Солнце (по-гречески — гелиос), а не Земля; 2) шарообразная Земля вращается вокруг своей оси и это вращение объясняет кажущееся суточное движение всех светил; 3) Земля, как и все другие планеты, обращается вокруг Солнца и это обращение объясняет видимое движение Солнца среди звезд; 4) все движения представляются в виде комбинации равномерных круговых движений; 5) кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, но Земле.

Кроме того, Коперник считал, что Луна движется вокруг Земли, и как спутник, вместе с Землей, — вокруг Солнца.

Кеплер прожил не слишком длинную и очень нелегкую жизнь. Несмотря на это, он обогатил науку потрясающими достижениями, потребовавшими не только гениальных озарений, но и многолетнего изнурительного труда, масштаб которого удивляет и сегодня.


Приложение 2

1. Большая полуось орбиты Марса 1,5 а.е. Чему равен звездный период его обращения вокруг Солнца?

2. Чему равна большая полуось орбиты Урана , если звездный период обращения этой планеты вокруг Солнца составляет 84года?

3. Большая полуось орбиты Юпитера 5 а.е. Каков звездный период его обращения вокруг Солнца?

4. Большая полуось орбиты Сатурна 9,5 а.е. Каков звездный период его обращения вокруг Солнца?

5. Звездный период обращения Юпитера вокруг Солнца составляет 12 лет. Каково среднее расстояние от Юпитера до Солнца ?

6. Большая полуось орбиты Венеры 0,7 а.е. Чему равен звездный период её обращения вокруг Солнца?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!