СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Небесное и земное» в музыке Баха.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
««Небесное и земное» в музыке Баха.»

МКОУ «СОШ села имени Коста Хетагурова»



Тема: «Небесное и земное» в музыке Баха.

Проводит учитель музыки Федосова Елена Фоминична.

Цели урока:

- Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

И. С. Бах. Токката и фуга ре минор (слушание)

И. С. Бах. Ария (2 часть) из сюиты № 3 ре мажор (слушание)

И. С. Бах. Шутка (слушание)


Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя Проверка готовности к уроку.

Знакомство учащихся с планом урока и постановка цели урока.

Портрет И. С. Баха, фотографии соборных органов

Эпиграф: «О, грянь, орган, над головою

И каждого, как светом в полдень,

Навек духовностью наполни…

В век бездуховный и слепой.» Л. Болеславский.

2. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Небесное и земное» в музыке Баха.

3. Работа по теме урока.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685 – 1750) – великий немецкий композитор. Несколько поколений Бахов были музыкантами. Сам же И.С.Бах был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни.

Для творчества Баха особое значение имели музыкальные традиции семьи, религиозные традиции родины – Германии, традиционные приемы построения музыки. Если взять любое его произведение, то каждая часть всегда посвящена одной идее, одной теме – жизни или смерти, дню или ночи, горю или радости.

Лучшие органисты мира включают в свои концертные выступления такое известное произведение Баха, как Токката и фуга ре минор. Эта музыка под стать самому органу – монументальному по размерам, часто богато украшенному резьбой.

Токката и фуга ре минор – это произведение, объединяющее в себе две ранее отдельные пьесы. Слово ТОККАТА в переводе с итальянского означает ПРИКОСНОВЕНИЕ, УДАР. Токкатой называют виртуозную музыкальную пьесу импровизационного характера. Для нее характерно быстрое, четкое движение.

ФУГА (от лат. – БЕГ, БЫСТРОЕ ТЕЧЕНИЕ) – это многоголосное полифоническое произведение, которое строится на проведении одной темы во всех голосах. В фуге Баха могут звучать четыре мелодические линии. Но все они находятся в гармонии, созвучии друг с другом.

Сейчас мы с вами послушаем токкату и фугу ре минор и для вас есть задание.

1. Какие образы вы услышите в звучании Токкаты и звучании Фуги?

2. Есть ли какие-то особенности, объединяющие эти две части?

И. С. Бах. Токката и фуга ре минор (слушание)

Беседа по итогам слушания

Как вы думаете, исполнение этого произведения на каком-то другом инструменте создало бы такие же ощущения и образы, как и исполнение на органе?

В Токкате и фуге ре минор ярко раскрываются все возможности звучания этого мощного инструмента. Слушая орган, мы можем переживать все то, что чувствовал сам композитор, создавая свою музыку.

Но нельзя также недооценивать оркестровую музыку Баха. Значительная часть его творчества отдана жанрам оркестровой музыки – концертам и сюитам. Но даже в этой части его творчества присутствует некий образ высшей духовности.

Сейчас мы послушаем вторую часть из сюиты № 3 ре мажор для струнного оркестра, которая называется Air, но этот "эир" - не "воздух" (по-английски), а "ария" - музыкальный жанр (по-французски). Но сначала немного истории.

В XIX веке немецкий скрипач-виртуоз Август Вилхелмдж (часто называемый немецким Паганини) сделал свою аранжировку сюиты Баха, переложив её так, что всю сюиту надо было играть на одной струне скрипки. Эта аранжировка стала очень популярной под названием "Air in G string", дав воистину вторую жизнь сюите и став обязательной частью подготовки скрипачей.

И. С. Бах. Ария (2 часть) из сюиты № 3 ре мажор (слушание)

1. Какие образы заложены в эту сюиту?

2. Схожи ли образы Токкаты и фуги ре минор и Арии из сюиты № 3 ре мажор?

3. В чем отличие?

Ну и если говорить о земном в творчестве Бахато это, безусловно, огромное количество вокальных, инструментальных, произведений для ансамблей. И среди них наиболее популярна «Шутка» - пьеса для флейты, виолончели и клавесина. И сейчас мы с вами ее послушаем.

И. С. Бах. Шутка (слушание)

4. Итог урока.

Итак, сегодня мы коснулись музыки величайшего композитора. Ведь Бахи — род немецких музыкантов и композиторов, оказывавший в течение двух веков большое влияние на развитие европейской музыки. Из этой семьи происходит более 50 известных музыкантов и несколько замечательных композиторов, самым известным из которых является Иоганн Себастьян Бах.

Родословная Бахов была записана Иоганном Себастьяном и дополнена его сыном, Карлом Филиппом Эммануилом. Представители рода сумели сохранить музыкальные традиции даже в трудное время Тридцатилетней войны, воспитывая музыкантов, знаменитых на всю Европу. Бахи были столь многочисленны и знамениты, что в Тюрингии (области, где жило семейство Бахов) многие музыканты были известны под этим именем даже тогда, когда в Германии уже не было представителей этого замечательного семейства.

5. Домашнее задание.

Прочесть в Интернете рассказ Д. Гранина «Могила Баха», подготовиться к обсуждению на следующем уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!