СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Недаром помнит вся Россия"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Недаром помнит вся Россия" разработан для обучающихся 8 класса. Тема раскрывает углубленное изучение музыкальной культуры эпохи Отечественной войны 1812 года. 

Просмотр содержимого документа
«"Недаром помнит вся Россия"»

Урок по искусству:

Тема «Отражение событий 1812 года в искусстве»

(Показ репродукций картин)

- Какая тема объединяет все эти художественные произведения?

(Тема – война)

- С какими ассоциациями у вас связано это понятие – война?

(Смерть, боль, слёзы, разруха, страдания, …)

Попробуйте перечислить качества человека, связанные с понятием – «защита Родины» (патриотизм, ненависть к врагу, героизм, самоотверженность).

Вот какое толкование этого понятия дано в словаре Ожегова:

«Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». – Ожегов

«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его» – Даль.


В разные исторические эпохи русский народ с великим мужеством и отвагой защищал своё Отечество. Будь то нашествие Батыя (1237 г.) или польско-литовские захватчики (1612г.). Сегодня мы проследим, как отразилось героическое событие 1812 года в искусстве, на примере музыкального, изобразительного и литературного произведений. Искусство не могло остаться в стороне от жизни своего народа, его славных подвигов.




Подумайте, почему при неравных силах французской и русской армий Бородинское сражение закончилось вничью?

(Наполеон понял: русские не побегут, они готовы стоять насмерть)

- Что вдохновляло русских воинов, что придавало им силы?

(Любовь к Родине; для русских солдат это не захватническая, а освободительная война)


П.Чайковский. Увертюра «1812 год», премьера состоялась в храме Христа Спасителя к 70-летию Бородинского сражения (1882).

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях.

(слушание фрагмента)

- Сколько тем использовал композитор?

- Какие образы рисуют музыкальные темы?

- Как может закончится увертюра, какой темой?

- Какие музыкальные инструменты будут солирующими? Почему?

- В чем композитор допустил ошибку при описании образов?

-

В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, господи, люди твоя» и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов. Сонатное allegro многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в allegro введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна.


В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.


Тематизм увертюры основан па конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «У ворот, ворот батюшкиных» композитор, как видно, связывал молодецкую отвагу русских воинов. Но если в характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, то в характеристике французского нашествия оп допустил просчет.. Ему пришла в голову неудачная мысль воспользоваться темой «Марсельезы». Эта замечательная героическая мелодия в течепие всего XIX века ассоциировалась для европейцев с идеями свободы, борьбы народа за свои права. Здесь же «Марсельеза» рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит смысловой диссонанс. Героический мужественный характер мелодии противоречит ее роли в драматургии целого.


- Несмотря на этот недостаток, увертюра «1812 год» — какой характер несет это произведение? (эффектное произведение, патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его).


Тема народной войны против завоевателей в 1812 году всегда привлекала пристальный интерес и внимание передовых деятелей искусства. Одним из них был В.В. Верещагин. Этой теме он посвятил целую серию картин.

Внимательно изучите одну из работ художника.

(Картина Верещагина «Пожар в Кремле»)


  1. Кого вы видите на картине?

  2. Что происходит на картине?

  3. Какое событие происходит на картине?

  4. Что вы видите здесь такого, что позволяет вам об этом говорить?

  5. Что можно сказать о героях картины?

  6. Какие чувства, настроение выражает их образ?

  7. Как художник относится к своему герою?

  8. Что можно сказать о группе людей на заднем плане?

  9. Для чего они собрались вместе?

  10. Что их объединяет?

  11. Кто из изображенных людей является главнокомандующим? Почему?

  12. Кем может быть человек, стоящий за спиной главнокомандующего?

  13. Определите место нахождения героев картины? (Москва, Кремль)

  14. Какова главная мысль картины?



Среди всех бедствий Отечественной войны пожар Москвы как-то особенно привлекал внимание современников и возбуждал фантазию каждого, кто обращал свою мысль к той великой эпохе. В нем видели перст Божий, и в самом деле это было знаменательно.


Легко себе представить, что должен был переживать Наполеон, очутившись в такой обстановке. Великий полководец, не знавший страха, никогда ни перед чем не отступавший, баловень судьбы, слагавшей ему под ноги один трофей за другим, победитель целой Европы, завоеватель, мечтавший в своем могуществе сравняться с Александром Великим и уподобить свою державу древнему железному Риму, — вот он стоит в своей обычной позе на Кремлевской стене и между ее зубцов сосредоточенно вглядывается туда, где бушует огненная бездна. Впервые предстало здесь то грозное, неотразимое, бороться с чем — выше сил человека, хотя бы он был во сто крат гениальнее самого Наполеона. Стихия!.. Вот что поднялось на пути великого императора.


Отражение Отечественной войны 1812 года в устном народном творчестве


У русского народа много исторических пословиц, поговорок. Их можно назвать исторической памятью народа. В них живут воспоминания о героических событиях и фактах истории русского государства.


1. Соедини линией начало пословицы с её продолжением и объясни значение.


Француз боек,

сам и поморозил



Голодный француз,

да русский стоек.



Наступил на русскую землю,

да оступился.



Сам себя сжёг француз,

и вороне рад.



(Француз боек, а русский стоек.

Голодный француз и вороне рад.

Сам себя сжёг француз, сам и поморозил.

Наступил на русскую землю, да и оступился.)


2. Собери пословицу, поговорку (предлагается фраза с переставленными словами)


- От пушки Москвой земля под бородинской дрожала

(От бородинской пушки под Москвой земля дрожала)


Прослушайте басню Ивана Крылова и подумайте чему она посвящена.


ВОЛК НА ПСАРНЕ

Волк, ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;.

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

«Огня!» — кричат: «огня!» Пришли с огнем.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом,

И что приходит, наконец,

Ему рассчесться за овец,—

Пустился мой хитрец

В переговоры,

И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я, не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад,

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я... » — «Послушай-ка, сосед»,

Тут ловчий перервал в ответ:

«Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.


- Какова главная идея басни?

- Какая метафора заложена в описании героев басни?

- Чему посвящена басня? (посвящена героической борьбе российских народов против Наполеона).


Просмотр презентации 8 класса.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!