Устный журнал для 1-4 классов
Цель: предотвращение употребления учащимися табачных изделий и формирование здорового образа жизни через детские произведения.
Задачи:
предоставить учащимся информацию о вреде курения;
выработать негативное отношение учащихся к курению;
доказать пагубное влияние этой вредной привычки на организм человека.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
презентации;
эмблемы команд.
Предварительная работа:
учащиеся заранее знакомятся с произведением;
используя вспомогательные вопросы, классы готовят презентацию (Приложение 1;
найти пословицы о вреде курения.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята! Слово «здравствуйте» очень древнее и означает «будьте здоровы». Здравствуй – это пожелание, просьба быть здоровым. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
Сейчас во всем мире, и в России в том числе, остро стоит проблема сохранения здоровья. Однако, мы, люди, часто сами наносим вред своему здоровью.
Какие вредные привычки наиболее опасны для здоровья человека? (Дети отвечают)
И сегодня мы рассмотрим одну из вредных привычек, которую вы тоже называли- это курение. Сегодня мы узнаем, какую опасность таит в себе сигарета, и сделаем ещё один шаг к здоровому образу жизни.
Итак, начинаем наш устный журнал.
Первая страница «Капля никотина убивает лошадь!»
Мы часто слышим это выражение, но не вдумываемся в смысл этих слов. А ведь действительно такое большое красивое животное, как лошадь, падает от капли страшного яда. Также учеными доказано, что очень чувствительны к никотину и птицы. Если смочить никотином конец стеклянной палочки и прикоснуться им к клюву воробья, то он погибает через несколько секунд. Если голубя поместить под стеклянный колпак и впустить туда дым от одной папиросы, то через несколько минут голубь погибает. Капля никотина приводит к гибели всех рыб в аквариуме. И таких примеров можно привести очень много.
Табачный дым содержит около 5 тыс. различных веществ, многие из которых еще не изучены. В нем до 600 ядовитых веществ, оказывающих вредное воздействие на организм человека. К ядовитым веществам относятся никотин, сероводород, аммиак, угарный газ, синильная кислота, табачный деготь, полоний, свинец, а также висмут, мышьяк и многие другие вещества очень опасные для здоровья человека.
А теперь я хочу предоставить слово 2 классу. (Показ и защита презентации по рассказу В.Драгунского «Одна капля убивает лошадь»)
Вторая страница «Сказка ложь, да в ней намек».
Если спросить любого взрослого курильщика: «Как ты начал курить? Зачем?», он ответит: «По глупости...». Школьники считают: «Я курю, значит я взрослый, самостоятельный человек». И сколько бы ни говорилось о вреде курения, курильщики продолжают верить мифам о курении. Давайте рассмотрим самые необычные мифы о пользе и правду о вреде курения.
1.МИФ. Курение не так опасно для жизни и здоровья, как об этом пишут.
На самом деле: курильщик всегда умирает на 25-35 лет раньше и на протяжении всей жизни болеет чаще и тяжелее не некурящего человека.
2.МИФ. Это модно и стильно.
На самом деле: последствия такой моды и стиля- жёлтые или гнилые и кривые зубы, часто вываливающиеся уже в 25-30 лет, ранее старение кожи, землистый или коричневый цвет лица, нехороший запах изо рта.
3.МИФ. Курение помогает лучше думать.
На самом деле: курение снижает память, повышает артериальное давление, увеличивает частоту сердечных сокращений и дыхания. Именно поэтому курильщики считают, что сигареты позволяют им стать более работоспособными. За счёт негативного влияния курения на организм концентрация внимания падает, уровень энергии и работоспособность - тоже. 4.МИФ. Курение успокаивает.
На самом деле: курение, действительно, позволяет снять стресс… на 3-4 минуты. Но расслабиться с помощью курения не получится, так как курильщику потребуются всё большие дозы, а их последствия- усиливающиеся головные боли и кашель- никак не способствуют покою.
5.МИФ. Курение безопасно для окружающих. На самом деле: Никотин в выдыхаемом дыме частично остаётся, но опасен не он, а 400 канцерогенных веществ, радиоактивные изотопы и угарный газ. Пассивное курение ещё никто не отменял. Особенно опасно пассивное курение для детей и женщин. 6.МИФ. Курение - не причина раковых и сердечнососудистых заболеваний. На самом деле: по статистике 94-98% больных раком, туберкулёзом и заболеваниями сердца – постоянные курильщики, а из некурящих, 72-76%- пассивные курильщики.
Это всего лишь часть из самых распространенных мифов о курении. А сейчас слово предоставляется 1 классам. (Показ и защита презентации по сказке С. Михалкова «Как медведь трубку нашел»)
Третья страница «Кто курит табак, сам себе враг».
Обычно дети в возрасте до 13 лет начинают курить из любопытства, в возрасте до 17 лет - из подражания моде, своим друзьям. Курящий ребенок чаще болеет, медленнее растет и хуже учится, так как, от ядовитых веществ табака у него слабее память. Иногда старшие друзья насильно заставляют ребят выкурить первую сигарету. Но нужно хорошо понимать, что настоящие друзья не хотят вреда для твоего здоровья. И не все знают, что курение мешает достижению хороших результатов в спорте и учёбе, привыкая к никотину курильщик теряет контроль за количеством выкуренных сигарет и в ущерб здоровью курящий человек постепенно увеличивает количество выкуриваемых сигарет. И поэтому курение становится нормой поведения. На первый план выступает вялость, головные боли, раздражительность, снижение работоспособности.
Каждый из вас, ребята, должен уметь уверенно отказаться от предложенной сигареты, перестать общаться с людьми, которые насмехаются над тобой, если ты отказываешься от сигареты.
Слово предоставляется 3 классам. (Показ и защита презентации по отрывку «Том Сойер учится курить» из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера»).
Четвертая страница: «Один курит, а весь дом болеет».
Задумывался ли хоть один курильщик, что вместе с сигаретным дымом вдыхает: Мышьяк. Этот яд вызывает стойкие проблемы с сердцем, провоцирует онкологические заболевания и крайне сложно выводится из организма. Формальдегид. Это токсичное химическое соединение влияет в первую очередь на дыхательную систему. Полоний. Загрязнение организма радиоактивными веществами относится к курильщикам «со стажем», которые регулярно вдыхают частички полония, который «подсвечивает» их изнутри. Бензол. Это органическое вещество – первая причина лейкозов и других форм онкологии. Смолы. Большинство смол, которые входят в состав сигарет, включают твёрдые частички, которые оседают на лёгких черным налётом. Раз за разом эта «пыль» забивает бронхи, уменьшает объём лёгких и, как следствие, обедняет весь организм кислородом. Курящие люди чаще болеют воспалением лёгких, бронхитом и бронхиальной астмой. Курильщики губят не только своё здоровье, но и здоровье окружающих. Человек, который провёл четыре часа в накуренном помещении, отравляется также как человек, выкуривший 4 сигареты. Больше всех страдают дети: их организм ещё не научился защищаться от табачного дыма, поэтому все реакции происходят вдвойне активнее. Имея курящих родителей, они с младенчества знакомятся с одышкой, затяжным кашлем и охриплостью, и с каждым годом будет только хуже - такова цена пагубной привычки.
Слово предоставляется 4 классам. (Показ и защита презентации по сказке Д. Свифта «Путешествие Гулливера»).
В заключении нашей встречи послушаем пословицы о курении.
Приложение 1.
Для 1-х классов
Вопросы по сказке С.В. Михалкова« Как медведь трубку курил»:
1. Как проводил Мишка время до того, как начал курить?
2.Что случилось с Медведем, когда он нашел трубку лесника?
3.Понимал ли Медведь, отчего он стал плохо себя чувствовать?
4.Что посоветовали Медведю Лиса и Волк? Почему?
5.По каким признакам Дятел определил, что с медведем?
6.Легко ли было Медведю расстаться с дурной привычкой? Почему?
7.Жалеете ли вы Мишку за то, что ему было так тяжело вернуться к здоровому образу жизни?
8.Что случилось с Медведем зимой? Куда лесник отвез Медведя? Как Медведь стал относиться к курящим?
9.Как вы думаете, почему курить плохо?
Для 2-х классов
Вопросы по рассказу В.Драгунского «Одна капля убивает лошадь»:
1.Что напугало Дениса в словах доктора и мамы?
2.Что возмутило мальчика в поведении тети Тамары? Почему?
3.Почему мальчик ругался про себя, а не вслух?
4.Зачем Денис испортил папиросы отцу? Прав ли он?
5.Правильно ли поступили папа и гости?
6.А ты бы стал смеяться над Денисом?
7.«Видно, папа ничего не понял.» А что должен был понять папа?
8.Кто понравился тебе в этом рассказе, а кто нет? Почему?
9.Представь, что ты хочешь, чтобы твои родители или знакомые бросили курить. Что ты им скажешь?
Для 3-х классов
Вопросы к отрывку «Том Сойер учится курить» из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера»:
1.Почему Том и Джо решили научиться курить?
2. Кто учил Тома и Джо курить?
3. О чем мечтали мальчики, когда учились курить?
4.Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Почему?
5.Почему у Джо голос стал расслабленным, а Том говорил дрожащими губами, запинаясь?
6.Почему Джо пошел искать ножик, а Том пошел ему помогать?
7.Где и в каком состоянии нашел мальчиков Гек?
8.Почему после ужина Том и Джо отказались от курительных трубок?
9. Как вы думаете, зачем известный писатель включил в свою повесть это описание? С какой целью?
Для 4-х классов
Вопросы по сказке Д. Свифта «Путешествие Гулливера»:
1. Что удивило Гулливера, когда он сошел с корабля?
2. Что рассказал Гулливеру о странных соломинках незнакомый мужчина?
3. Что хотел узнать Гулливер о курении?
4. Что увидел Гулливер на улице, пока шел к доктору?
5. Как сигареты появились на Родине Гулливера?
6. Что узнал о курении Гулливер от доктора?
7. Почему заговорил попугай?
8. Какие изменения во внешности садовника заметил Гулливер?
9. Как вы считаете, почему с садовником произошли такие изменения?