МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БИШКАИН
ДИСТАНЦИОННАЯ
НЕДЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Подготовила и провела Павлова Н К.,
учитель русского языка и литературы
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………….... …………………………...3
Глава 1. Цели и задачи……………………………………………………………4
Глава 2. Основные принципы и мероприятия Дистанционной предметной недели……………………………………………………………………………….5
Глава 3. План Дистанционной недели русского языка и литературы…………7
Заключение. Выводы и результаты Недели русского языка и литературы…...9
Список литературы ……………………………………………………………..13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметная неделя является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.
Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности.
Предметная неделя даёт хорошую возможность учителю продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.
Дистанционная неделя – мероприятие, основанное на организации деятельности с использованием Интернет–технологий, предполагающее выполнение учащимися за обозначенный период времени определенного набора специальных интеллектуальных заданий по русскому языку и литературе. Весь обмен информацией между участниками и организаторами Дистанционной недели – регистрация участников, пересылка заданий от оргкомитета участникам, пересылка результатов работы от участников к жюри, сообщение о результатах проверки и итогах конкурса – ведется через электронную почту преподавателя, социальные сети и чаты.
Время проведения Дистанционной недели – с 16 по 20 ноября 2020 года.
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Дистанционная неделя проводится с целью:
- стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе информационных технологий, используемых для решения различных творческих и развивающих заданий по русскому языку и литературе;
- создания комфортной среды для развития коммуникативных умений и навыков, личностной самореализации, мотивации к достижению успеха;
- формирования системы партнерства между школами Бураевского района, в целях популяризации среди обучающихся дистанционных конкурсов, игр, соревнований;
- подготовки обучающихся к участию в районных, республиканских олимпиадах старшеклассников;
Основными задачами Дистанционной недели являются:
- совместное освоение учителями русского языка и литературы и школьниками методик коммуникационных Интернет - технологий;
- выявление наиболее способных и одаренных учащихся;
- развитие познавательной активности обучающихся, создание условий для реализации их творческого потенциала на основе информационных технологий, используемых для решения различных образовательных задач;
- отработка новых форм взаимодействия образовательных учреждений в работе с одаренными детьми.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ
ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ
Неделя строится на «четырёх китах»: информирование, побуждение, участие, успех.
Принципы реализации:
1. «Реклама – двигатель прогресса!»
Чтобы привлечь внимание к предстоящему событию за 1-2 недели до начала Дистанционной предметной недели в чатах классов размещается объявление в стиле современных рекламных анонсов, а также аналогичные объявления размещаются накануне каждого мероприятия, проводимого в рамках Недели.
2. «Важней всего погода в доме»
Важно создать для учащихся атмосферу погружения в предмет, поэтому в чатах демонстрируются русских поэтов и писателей, плакаты с высказываниями о русском языке и литературе, об искусстве слова:
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.В. Гоголь)
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В.Г. Белинский)
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л.Н. Толстой)
Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа… - умы и сердца истинных художников. (А.М. Горький)
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
Словесной руды. (В. Маяковский)
3. «Информировать и будоражить умы»
В конце каждого дня в чатах появляется «Боевой листок», содержащий отчёт о прошедшем дне: о проведённых мероприятиях, о самых интересных событиях, об участниках мероприятий и их результатах.
Итоги проводятся сразу после мероприятия, выявляются призёры и победители, если это конкурсы. Их имена тоже размещаются в «Боевом листке».
4. «Участвуют все!»
Очень сложно вовлечь в школьные мероприятия всех учащихся. Нужно создать и организовать Дистанционную неделю так, чтобы каждый обучающийся школы принял в ней участие.
Мероприятия Дистанционной недели:
занимательные уроки русского языка и литературы, проводимые в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования учителей русского языка и литературы;
словарные диктанты (конкурс на самого грамотного), организуемые в ходе уроков русского языка;
мини-исследования или устные выступления, рефераты, доклады, представляемые учащимися и др.
5. «Когда в делах, я от веселий прячусь не всегда!»
Для проведения мероприятий Недели выбираем конкурсно - игровые программы «Умники и умницы», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Самый умный» и др., а также игры по станциям, викторины, командные интеллектуальные состязания и пр. Они интересны и занимают немного времени, которые стимулируют детей к проявлению знаний в той или иной области и дают новую информацию, новые знания по предмету.
Заключительная часть недели – подведение итогов конкурсов, проводимых в ходе всей Недели (викторины, разгадывание кроссвордов, на самого грамотного и т.д).
Объявляются победители в номинациях «Самый активный класс» и «Самый активный участник». По итогам дистанционной недели победители и наиболее активные участники награждаются грамотами.
Глава 3. ПЛАН ДИСТАНЦИОННОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Краткое содержание |
День 1. | Открытие недели русского языка и литературы. Лингвистический парад. | 16 ноября | Цель мероприятия – развивать познавательную, творческую коммуникационную, активность обучающихся, активизировать самостоятельную деятельность по отбору, анализу и обобщению изученного материала. Предметная неделя началась с анонса, были цитаты и высказывания о русском языке и литературе, интересные факты о русском языке. |
День 2. | День грамотности «Ода русскому языку» Игра «Путешествие в страну филологию» Выставка рисунков «Мое любимое произведение». | 17 ноября | Главной целью этого мероприятия было развитие интереса учащихся к истории русского языка. «Путешествие в страну филологию» совершили обучающиеся 5 класса. Во время путешествия состоялась развлекательная игра. Была организована дистанционная выставка рисунков и проектных работ на тему «Мое любимое произведение». |
День 3. | Интеллектуальный ринг «Лексика делового человека» Исследовательская деятельность обучающихся. Конкурс чтецов Игра – конкурс «Звездный час» | 18 ноября | Цели мероприятия: пополнение словарного запаса учащихся, развитие орфографической зоркости, повышение интереса к предмету. Данное мероприятие проводилось в виде занимательной викторины. При проведении использовалась компьютерная технология. Интеллектуальная игра проходила в форме презентации. |
День 4. | Конкурс на самого грамотного. Выставка «Словари», посвященная дню рождения В. И. Даля (22 ноября). Игра «Умники и умницы» | 19 ноября | Организована и проведена игра «Умники и умницы» по русскому языку. Данное мероприятие включало в себя ответы на познавательные вопросы учителя. При отборе материала учитывались возрастные особенности обучающихся, уровень их способности, познавательная деятельность. Организована выставка словарей русского языка. |
День 5. | День Творчества. Конкурс творческих работ обучающихся Презентации. Подведение итогов недели. Награждение победителей | 20 ноября | Среди обучающихся 8 класса был проведен Фестиваль презентаций. Организовано награждение победителей и активных участников. |
В течение недели | В рамках предметной недели с целью повышения интереса к изучению русского языка, к его неисчерпаемым богатствам, развития речи, обогащения словарного запаса обучающихся через работу со словарями и справочной литературой, вдохновить обучающихся на создание собственного произведения, посвящённого слову, развивать познавательную, коммуникационную, творческую активность; воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности родной речи в школе были организованы выставки книг: «Удивительный русский язык», «Словари – наши помощники»; - конкурс на разгадывание «Большого лингвистического кроссворда»; - конкурс сочинений, эссе; - презентации о русском языке; - конкурс «Самый активный класс» и «Самый активный участник» Недели русского языка и литературы. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Программа проведения Дистанционной предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности обучающихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, как онлайн, так и при помощи электронных кейсов.
План Дистанционной недели составлялся с учетом коммуникативных потребностей обучающихся разных возрастных групп, и ее содержание отвечало таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность.
Все мероприятия Недели были призваны стимулировать творческую активность обучающихся. Выбор языкового материала для каждого мероприятия определялся возможностями обучающихся, задания распределялись по степени трудности. В творческую деятельность вовлекались не только лучшие обучающиеся, но и инертные школьники, которые смогли продемонстрировать свои способности благодаря удалённости выполнения заданий. Всем предоставлялась возможность разделить радость успеха, участвовать самим в мероприятиях или, будучи зрителями, сопереживать своим одноклассникам.
План Недели русского языка и литературы выполнен. Мероприятия прошли на высоком методическом и воспитательном уровне и помогли обучающимся проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор Учитель и обучающиеся отнеслись ответственно и творчески к подготовке и проведению Недели, продемонстрировали творческую активность и желание обучающихся дополнительно заниматься русским языком и литературой.
Результативность Недели русского языка и литературы определяется следующими критериями:
активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;
охват подростков;
состояние эмоционально-деловых отношений участников Недели;
уровень культуры участников Недели.
Кроме этого пополнилась методическая копилка кабинета русского языка и литературы.
Таким образом, Дистанционная неделя русского языка и литературы - это прекрасная возможность развивать интерес и воспитывать потребность изучать русский язык.
Список литературы
Предметные недели в школе: русский язык и литературы/ Сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2015.
Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 2013.
http://festival.1september.ru/articles/613587/.
https://www.uchportal.ru/load/190-1-0-86086
https://урок.рф/library/filologicheskaya_svoya_igra_183239.html и др.
14