СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Недельная программа мероприятий по теме "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа позволяет последовательно и наиболее полно изучить традиционный праздник. Она включает в себя разнообразные задания, которые можно выполнять с детьми

Просмотр содержимого документа
«Недельная программа мероприятий по теме "Масленица"»

Недельная программа мероприятий по теме «Масленица»

Цель:

Ознакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и обрядами русского народа на примере Масленицы. Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Задачи:

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема).

2. Осуществлять анализ и синтез.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прослушанному.

2. Формирование восприятия музыки как произведения искусства.



Фрагменты уроков:



Понедельник:

- Ребята, прочитайте текст, который перед вами. Он у всех разный. После прочтения обсудите с соседом по парте то, что узнали и попытайтесь понять, о каком празднике идёт речь.

Тексты:

1) «Всю ночь огонь клали. За две недели до праздника её встречали – выходили на улицу и средь деревни клали огонь. Мужики молодые поедут в лес, все дрова сожгут». д. Купреево, Гусь-Хрустальный район

2) «В некоторых селениях крестьянами соблюдается обычай встречать эту неделю огнём. В воскресенье перед праздником девки и парни собираются за деревней (прежде это делалось в самой деревне) и сжигали кучу хвороста или соломы. Вокруг огня водят хороводы и поют песни».

3) Давным-давно это был языческий праздник, посвященный богу Солнца - Яриле. Сейчас он празднуется как последняя неделя перед церковным Великим Постом.

4) Поэтому в дни празднования проводятся богатые пиры. Хозяйки готовят разную выпечку и приглашают к себе гостей. Чего только нет на столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и яйца, и много-много сладостей! Но "гвоздь программы" - это блины. Каких только не было раньше!

5) Молодежь всю неделю зажигала костры и каталась со снежных гор. Люди солидного возраста катались на тройках с бубенцами ходили в гости.

- Какой же это праздник описывается? Верно, это масленица! Масленица длилась целую неделю, каждый день в народе имел свое название: понедельник - встреча Масленицы, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечорки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы Масленицы.

- Поскольку сегодня понедельник, то давайте встретим Масленицу как следует, позовём её все вместе. На доске стихотворение. Прочитайте его про себя. А теперь читаем громко каждый ученик по одной строчке. Начну я, а вы продолжите.

Здравствуй, Масленица!

Дай нам маслица!

Мы блинов себе горячих напечём –

Нам метели и морозы нипочём!

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий –

Это лучшая еда!



То не мышь пищит,

Не мороз трещит,

В сковородке блин

За блином шкварчит.



Да с селёдочкою,

Да с икорочкою,

Да по краю с золотистою

Корочкою!



Вот так Масленица

Дала маслица нам!

Даже в небе появились два блина:

Это солнце-блин, и рядом блин-луна.



Один блин горячий,

Другой холодный.

Полезай на небо –

Если кто голодный!



По земле колёсами

Покатились блинчики…

Дети, под берёзами

Собирай гостинчики!



Мир крещёный нынче радуется,

Потому что нынче Масленица.

Приходи, народ, и с нами съешь блина,

Чтоб на землю поскорей пришла весна!



Ну-ка, съешь блина,

Чтоб пришла весна! (Андрей Усачёв)


Вторник:

- Наступил вторник, второй день Масленицы! Этот день назывался заигрыши! Давайте посмотрим на то, как раньше проводили этот день через картины русских художников. К изображению Масленицы часто обращался Борис Кустодиев в 1916-1920:

В.И Суриков "Взятие снежного города", 1891 г.

- Посмотрите на картины, что на них изображено? Как раньше праздновали Масленицу? Что изменилось? Как это делают сегодня? Что забыто, и что надо обязательно вспомнить? (прощеное воскресенье, игры)

На масленицу играли в такие игры, как:

  • Катание с гор

  • Бой мешками

  • Ледяной столб

  • Снежный тир

  • Кулачные бои

  • Перетягивание каната

  • Жмурки

- Давайте и мы поиграем. Предлагаю всем выйти из-за парт. Сейчас я включу веселые масленичные песни, кину кому-нибудь мяч, на кого попадёт, тот танцует и кидает мяч следующему!

Среда:

- Уже наступила среда - середина недели. Среду называли лакомкой - день угощения и большого пира. В этот день каждая теща обязательно должна накормить своего зятя самыми вкусными блинами, а зять должен съесть тещиных блинов столько, сколько «в животе поместится», и постараться тещу задобрить да порадовать так, чтобы она на него целый год не сердилась. Не будем отставать от традиций и наконец-то обратимся к блинам да выпечке вкусной.

3) На экран выводятся картинки различных изделий из теста (лапши, хлеба, блинов). Дети должны предположить, из чего сделаны эти продукты.

- Хлеб изготавливают из зерновых культур. Какие вы знаете? (ячмень, пшеница, овес, кукуруза и др.) Что дальше происходит с зернами? Все верно, а из этой муки и пекут хлеб. Помимо муки, в тесто кладут воду, соль, дрожжи. А что такое дрожжи? А в блины кладут дрожжи? Кто-нибудь ел дрожжевые блинчики? В тесто для лапши входит только мука, вода и яйца, а вот в блины могут класть еще и масло. Такое тесто называется пресным. Давайте попробуем испечь блины теперь и мы!

4) Мешок здесь представляет собой печь, а вырезанные из картона кружки – блины. По очереди с места, дети должны закинуть в печь как можно больше блинов. Учитель с «печью» может ходить между рядами.

Четверг:

С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь. Самые активные участники

выходили на кулачные бои, спуская всю злость и ярость, накопившуюся за год. В другое

время драки были строго запрещены. Дети катались с горки все дни Масленицы. У

зажиточных крестьянских детей были настоящие салазки, а вот у ребятишек из бедных

семей, были ледянки, сделанные из коровьей лепешки, залитой на ночь водой. С четверга

к ребятне присоединялись и взрослые. И этому катанию придавался особый смысл:

человек вступал в союз с землей, пробуждал её силу и энергию.

С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь. Самые активные участники

выходили на кулачные бои, спуская всю злость и ярость, накопившуюся за год. В другое

время драки были строго запрещены. Дети катались с горки все дни Масленицы. У

зажиточных крестьянских детей были настоящие салазки, а вот у ребятишек из бедных

семей, были ледянки, сделанные из коровьей лепешки, залитой на ночь водой. С четверга

к ребятне присоединялись и взрослые. И этому катанию придавался особый смысл:

человек вступал в союз с землей, пробуждал её силу и энергию.

- С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь. Самые активные участники выходили на кулачные бои. Дети катались с горки все дни Масленицы. У зажиточных крестьянских детей были настоящие салазки, а вот у ребятишек из бедных семей, были ледянки, сделанные из коровьей лепешки, залитой на ночь водой. С четверга к ребятне присоединялись и взрослые. И этому катанию придавался особый смысл: человек вступал в союз с землей, пробуждал её силу и энергию.

- Днем веселились на улице, катались с горки толпой на больших санях. А вечером разгуливали с гармошками, пели песни и частушки. Приходили ряженые. Давайте и мы с вами повеселимся, сначала отгадайте загадки!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молоком!


Что за девица в платке

К нам явилась налегке?

Встреча будет жгучая,

Жечь мы станем...


Танец этот интересный,

Исполняют его с песней,

Дружно вертится, идет

Наш весенний...


Блины пекут не просто так —

Традиции дань отдается.

Блины это весенний знак,

Они напоминают...

- А теперь почитаем частушки весело и задорно!


Ела, ела я блины,

Не жалела я икры,

Не жалела масла, сала,

И еще я толще стала!

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!


Я на Масленицу, люди,

Прихожу покушать!

Съем я все, что есть на блюде,

Лезет через уши!


Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!


(Дети могут разделиться на 4 команды, потренироваться и прочитать частушку все вместе)


Пятница:

- Настало время пятницы. В пятницу устраивали Тещины вечёрки. В этот день уже тещи приходят в гости к зятьям на большое угощение, причем зять обязан лично пригласить тещу в гости предыдущим вечером. Пропускать этот день нельзя, иначе теща может обидеться на зятя на весь следующий год. Печет блины для вечёрок молодая хозяйка, но при этом она должна пользоваться кухонной утварью своей матери. Накануне вечером, приняв приглашение зятя, теща присылает в его дом черпак, сковородку и кадку, а тесть - мешок муки и кувшин масла.

- Ребята, загляните под ваши парты. Что там? Смотрите внимательно. У вас там блинчики, на которых написаны стихотворения и частушки про масленицу. Вставьте подходящие слова, написанные на лучиках, в пропуски.

У каждой команды по одному стихотворению.

1) Как на масленых на днях

Был у тещи …. (в гостях).

А у тещи две сестрицы

Печь … мастерицы. (блиночки)

Вот мы сели все … — (за стол)

Дали душеньке …. (простор)


2) Как на … неделе (масленой)

Из печи … летели! (блины)

С пылу, …, из печи, (с жару)

Все румяны, …! (горячи)

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару - разбирайте!

Похвалить не забывайте.


3) Напечем мы 100 …, (блинов)

Приготовим пирогов.

Пойдем … сжигать, (чучело)

Масленицу …. (провожать)

Пусть приходит к вам …, (весна)

И румяна и красна.

Гости пусть придут к вам в дом,

Будут … все кругом. (рады)


4) Все собрались — в …, (хоровод)

… — к нам идет, (масленица)

За собой весну — ведет,

Гонит зиму — от …: (ворот)

Уходи, быстрей — зима,

Для … — пришла пора: (весны)

Тает снег, звенит …, (капель)

Забирай свою — метель!




Суббота:



Интересно, что делали в субботу? В субботу устраивали Золовкины посиделки. В этот день молодежь собирается большими компаниями, все дарят друг другу подарки и угощаются блинами. Если кто-то за прошедший год вступил в брак, обязательно нужно устроить чествование молодых. Особенно популярными в субботу было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой.

7) Дети исполняют народный танец под масленичные обрядовые песни.

- Наконец-то воскресенье! В воскресенье народ прощался с Масленицей. И этот день так и называют проводы, прощеный день. В этот день гуляния заканчиваются, бывшее всю неделю центром торжеств чучело Масленицы сжигают. Люди просят друг у друга прощения и сами прощают накопившиеся за год обиды. Сжигали чучело под пение песен и громкие крики. Когда горело чучело Масленицы, обращали внимание на то, как идет дым: если поднимается столбом вверх, то урожай будет в настоящем году, а если дым стелется по земле, то это к неурожаю. В конце я предлагаю вам сделать собственное чучело, только из бумаги. У вас на партах лежат ладошки, напишите на них то, что вы узнали за прошедшую неделю или то, с каким настроением вы завершаете это занятие.

Дети прикрепляют ладошки к доске так, чтобы сформировать куклу. После этого все приглашаются за стол кушать блины и пить чай.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!