СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейропсихологическая коррекция детей  с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные упражнения по нейоропсихологии для коррекции детей с сидромом дефицита внимания и гиперактивности.

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологическая коррекция детей  с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ   С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ МАУ «ЦППМиСП» педагог-психолог: Рублева Т.М.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ  С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

МАУ «ЦППМиСП»

педагог-психолог: Рублева Т.М.

           Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя: растяжки, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

           Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя:

  • растяжки,
  • растяжки,
  • дыхательные упражнения,
  • глазодвигательные упражнения,
  • перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
  • упражнения для развития мелкой моторики рук,
  • упражнения для релаксации и визуализации,
  • функциональные упражнения,
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
  • упражнения с правилами.

"Лучики".  И.п. - сидя. Поочередное напряжение и расслабление:          - шеи, спины, ягодиц;          - правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;          - левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.

«Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони — чашечки весов, держащие груз. При необходимости реально нагрузить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».

Растяжки

«Качели». Наклоны головы вперед – назад, как будто голова на качелях качается «Кач-кач». Выполняем упражнение и проговариваем  «Кач-кач».

Дыхательные упражнения а) Прежде всего, попросите ребенка сделать вдох, а затем выдох открытым ртом. И вдох, и выдох должны быть медленными, глубокими, спокойными. Затем попросите ребенка «надуть», а затем, втянуть живот. Повторить несколько раз. Важно, чтобы ребенок был сосредоточен на собственном дыхании. б) Упражнение выполняется с задержками дыхания: медленный вдох — задержать дыхание — медленных выдох — задержать дыхание.  Фазы должны быть равными по продолжительности. Начинайте с 3 секунд, постепенно доводя до 5-7 секунд.

Дыхательные упражнения

а) Прежде всего, попросите ребенка сделать вдох, а затем выдох открытым ртом. И вдох, и выдох должны быть медленными, глубокими, спокойными. Затем попросите ребенка «надуть», а затем, втянуть живот. Повторить несколько раз. Важно, чтобы ребенок был сосредоточен на собственном дыхании.

б) Упражнение выполняется с задержками дыхания: медленный вдох — задержать дыхание — медленных выдох — задержать дыхание.

Фазы должны быть равными по продолжительности. Начинайте с 3 секунд, постепенно доводя до 5-7 секунд.

«Забей гол».  Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый складывает из кубиков ворота, берёт шарик из кусочка ваты или мячик для пинг-понга, кладет его на стол перед ребенком и показывает, как нужно задуть шарик в ворота («забить гол»). Ребенок должен сделать выдох сильным настолько, чтобы шарик влетел в ворота. Повторить 3-5 раз. 

«Забей гол».  Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый складывает из кубиков ворота, берёт шарик из кусочка ваты или мячик для пинг-понга, кладет его на стол перед ребенком и показывает, как нужно задуть шарик в ворота («забить гол»). Ребенок должен сделать выдох сильным настолько, чтобы шарик влетел в ворота. Повторить 3-5 раз. 

Глазодвигательные упражнения  Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям, к себе - сведение глаз к центру, и от себя).

Глазодвигательные упражнения

Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям, к себе - сведение глаз к центру, и от себя).

«Сыщик».  «Представь, что твои глаза - это видеокамера сыщика. Глазами следи за игрушкой, не поворачивая головы, как это делает сыщик». Взрослый плавно перемещает игрушку перед его глазами вправо, влево, вверх, вниз, к переносице. Ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках 1-2 секунды. 

«Сыщик».  «Представь, что твои глаза - это видеокамера сыщика. Глазами следи за игрушкой, не поворачивая головы, как это делает сыщик». Взрослый плавно перемещает игрушку перед его глазами вправо, влево, вверх, вниз, к переносице. Ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках 1-2 секунды. 

Перекрестные упражнения Перекрестные шаги: Ленивая восьмерка: Ушки-рожки Колечки Ухо-нос

Перекрестные упражнения

Перекрестные шаги:

Ленивая восьмерка:

Ушки-рожки

Колечки

Ухо-нос

«Селфи».   Представь, что у тебя в руках смартфон на селфи – палке («моноподе»)». Ребёнок вытягивает руку горизонтально на уровне глаз. Он «фотографирует» себя, при этом «рукой-моноподом» рисует горизонтальную, затем вертикальную «ленивую восьмерку». Голова прямо, за «смартфоном» следят только глаза. На следующем этапе «рука-монопод» отводится вправо, глаза вправо, а язык с напряжением выставляет влево, ребенок делает вдох. Фиксирует положение, делая селфи. Затем «рука-монопод» отводится влево в крайнее положение, глаза отводит влево, а язык вправо. Выдох. Фиксирует положение, делая «селфи».  

«Селфи».   Представь, что у тебя в руках смартфон на селфи – палке («моноподе»)». Ребёнок вытягивает руку горизонтально на уровне глаз. Он «фотографирует» себя, при этом «рукой-моноподом» рисует горизонтальную, затем вертикальную «ленивую восьмерку». Голова прямо, за «смартфоном» следят только глаза. На следующем этапе «рука-монопод» отводится вправо, глаза вправо, а язык с напряжением выставляет влево, ребенок делает вдох. Фиксирует положение, делая селфи. Затем «рука-монопод» отводится влево в крайнее положение, глаза отводит влево, а язык вправо. Выдох. Фиксирует положение, делая «селфи».  

«Художник».  Вдох. Задержка дыхания. На выдохе ребёнок рисует на песке одновременно обеими руками разные геометрические фигуры (например, круги, затем квадраты, треугольники). Усложняя упражнение, ученик рисует фигуры с разных точек: правой рукой круг начинает сверху, а левой - снизу. 

«Художник».  Вдох. Задержка дыхания. На выдохе ребёнок рисует на песке одновременно обеими руками разные геометрические фигуры (например, круги, затем квадраты, треугольники). Усложняя упражнение, ученик рисует фигуры с разных точек: правой рукой круг начинает сверху, а левой - снизу. 

Массаж и самомассаж «Мытье головы».  А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев  массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее. Б. Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью  головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3 — 5   массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

Массаж и самомассаж

«Мытье головы».

А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.

Б. Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

«Глазки отдыхают».

Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3 — 5  массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

Пальчиковая массажная гимнастика   Иглбол - помощник наш Сейчас сделает массаж! /Берем массажный мячик/   Положи его на стол Ладошкой мячик - иглбол Начнём быстро мы катать, Будем весело играть! Назад - вперёд! Назад - вперёд! /Правой рукой катаем мячик. Ускоряя движение/   Ускоряем ещё ход! Назад - вперёд! Назад - вперёд! А потом круговорот. /Делаем круговые движения ладошкой/   Если вдруг рука устала, То массаж начнем сначала, Но уже другой рукой, /Левой рукой катаем мячик/

Пальчиковая массажная гимнастика  

Иглбол - помощник наш

Сейчас сделает массаж!

/Берем массажный мячик/

 

Положи его на стол

Ладошкой мячик - иглбол

Начнём быстро мы катать,

Будем весело играть!

Назад - вперёд! Назад - вперёд!

/Правой рукой катаем мячик. Ускоряя движение/

 

Ускоряем ещё ход!

Назад - вперёд! Назад - вперёд!

А потом круговорот.

/Делаем круговые движения ладошкой/

 

Если вдруг рука устала,

То массаж начнем сначала,

Но уже другой рукой,

/Левой рукой катаем мячик/

Когнитивное упражнение "Чаша доброты" (визуализация).  Цель:  эмоциональное развитие.  И.п. - сидя на полу. Инструктор: "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая.  Отлейте в нее из своей чашки доброты.  Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще...  Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте!  А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты.  Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.  Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"

Когнитивное упражнение "Визуализация цвета".  Цель:  развитие межполушарного взаимодействия.  И.п. - сидя на полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.

Релаксация "Пляж". Цель:   развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности.          И.п. -лежа. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит.           Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.  

Релаксация "Ковер-самолет".

Инструктор:  "Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся".

Графические диктанты

Графические диктанты

Копирование

Копирование

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!