Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологические игры и упражнения в работе с учащимися с трудностями в обучении»
Н е й р о п с и х о л о г и ч е с к ие и г р ы и у п р а ж н е н и я в р а б о т е с у ч а щ и м и с я с т р у д н о с т я м и в о б у ч ен и и
Учитель-логопед
Гунтик Наталья Николаевна
г.Когалым
2023г
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
Н е й р о п с и х о л о г и я – наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С помощью неё мы понимаем, как работает наше внимание, память, ориентация в пространстве, восприятие окружающего мира и другое.
Нейропсихологические игры и упражнения не заменяют полноценное обучение, а помогают и корректируют небольшие нарушения у детей.
С какими проблемами приходится сталкиваться родителям и педагогам? Что чаще всего мы слышим от самого ребёнка?
- «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с памятью.
- «Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.
- «Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки информации.
- «Не могу представить» —
проблема с воображением.
Что развивают нейропсихологические упражнения:
- Память.
- Внимание.
- Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и др.
- Логику.
- Умение делать прогнозы.
- Умение приходить к выводам, основываясь на разных факторах.
Р е к о м е н д а ц и и :
- Прежде чем приступить к нейропсихологическим упражнениям для учащихся, нужно создать хорошее настроение.
- Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия.
- Начинайте с простых и доступных игр для учащихся, чтобы он видел, что может с ними справиться.
- Постепенно добавляйте более сложные упражнения.
- Достаточно проводить упражнения на занятиях от 5 - 30 минут, главное – регулярно.
- Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, не акцентируйте внимание на том, что не получается. И помните – это игра, где есть место веселью, никакой «обязаловки».
Н е й р о п с и х о л о г и ч е с к ие и г р ы и у п р а ж н е н и я
«Робот»
- Цель игры – выполнять команды ведущего. Он говорит последовательность действий, например: правую руку вверх, правой ногой шаг назад, поворот налево, присед на левую ногу и так далее. Важно говорить чётко и последовательно, чтобы ребёнок успел усвоить информацию и не запутался. Позже ребёнок хорошо запомнит, где какая сторона и будет выполнять действия быстрее и без ошибок. Тогда можно будет постепенно усложнять упражнение, подключив наклоны, повороты головы, взмахи и другое.
«Путаница»
- Усложнённый вариант игры «Робот». Ведущий говорит, какое действие необходимо выполнить, но сам при этом делает что-то другое. Например, нужно положить правую руку на бок, но он поднимает левую руку. Задача ребёнка – не попасться на уловки ведущего, а внимательно послушать, что он говорит, и сделать всё правильно. Такое упражнение отлично улучшает концентрацию.
«Таблицы Шульте»
«Найди и вычеркни»
«Убери
лишнее и прочти»
Боржья кожровржка,
Улежти нар жнебор,
Прринежси нам жхлержбар,
Чежрнорго и белоргож,
Тролькжо нежгжорежлогро.
«Запоминаем написание слов»
«Волшебные квадраты»
«Кто придумает больше слов»
Вспомнить и записать как можно больше слов на загаданную букву. Играют на время. Выигрывает тот, кто смог за 1 минуту назвать больше слов.
«Сократ»
«Стёртые буквы»
«Воображариум»
«Прочти вверх ногами»
« Расставь числа »
«Рисование двумя руками»
«Отыщи меня»
Задачи на логику
1. Термометр показывает 5 градусов холода. Сколько градусов покажут два таких прибора? (5 градусов холода)
2. Ребята отдыхали на скамейке. Перечисли детей слева направо, если сказано, что Нина сидела справа от Максима, а Максим справа от Кати? (Катя, Максим, Нина)
3. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
4. Миша доходит от дома до садика за 15 минут. Сколько у него уйдёт времени, если он пойдёт вдвоём с братом? (15 минут)
5. Нитку перерезали в пяти местах. Сколько всего частей получилось? (Шесть)
6. У Оли 3 мелка: зелёный, голубой, фиолетовый. Какой мелок самый толстый, а какой самый тонкий, если сказано, что зелёный толще фиолетового, а фиолетовый толще голубого. (Зелёный самый толстый, а голубой самый тонкий)
С п а с иб о з а в н и м а н и е ! Ж е л а ю т в о р ч е с к и х у с п е х о в !