Управление образования Тайшетского района
РМО учителей – логопедов Тайшетского района
Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи при подготовке к обучению грамоте
Подготовила
учитель – логопед МКДОУ
д/с «Светлячок»
Чуванькина Н. Н.
Тайшет
2023 год
«Нейропсихологические приемы в работе учителя- как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Дети с ТНР имеют значительные речевые нарушения, что затрудняет освоение ими образовательной программы не только в ДОУ, но и в дальнейшем в школе, так как связующим звеном всех учебных предметов является речь (устная, письменная).
Согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
В настоящее время, благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом.
Использование нейропсихологических приёмов дает возможность более эффективно формировать функциональную грамотность у детей с ТНР.
В связи с этим одной из целей моей работы является коррекция речевых нарушений, компенсация особенностей развития психических процессов посредством нейропсихологических приёмов у обучающихся с ТНР.
В настоящее время существует ряд разработанных пособий с описанием нейропсихологических игр и упражнений, основанных на работах Т.В, Ахутиной, Л.С. Цветковой, А.Р. Лурия, Т.Г. Визель и др. Я в своей работе опираюсь на пособия Т.В.Ахутиной, Н.М. Пылаевой, И.И Праведниковой «Нейропсихология. Игры и упражнения».
Нейропсихологические приемы включены в коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия.
Использование нейропсихологических приемов на логопедических занятиях для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста,
направленные на когнитивное и коммуникативное развитие детей с ТНР.
Для коррекции низкой скорости чтения и понимания смысловой единицы чтения:
1. Чтение стихотворения (слов, фраз, чистоговорок) под хлопки
2. Чтение вверх ногами
3. Заштрихованные тексты
4. Кусочки слов
Для развития умения логически мыслить можно применять прием «Вопросы-шутки». Предложите ребёнку ответить на вопросы:
1) Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
2) Какой месяц короче всех? (Май, всего три буквы)
3) Назови пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
4) Пятачок, на который ничего не купишь. (Нос у свиньи)
5) Петух снёс яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут)
Как же связаны между собой функциональная грамотность и логопедические занятия, нейропсихология и логопедия?
Формирование предпосылок функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности, в общении с окружающими.
Нейропсихология же позволяет понять:
мозговые механизмы различных нарушений развития,
анализировать структуру дефекта пострадавших функций,
понять структуру вторичных и первичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия
Нейропсихологические приемы применяю на разных этапах логопедического занятия:
В начале занятия (на этапе дыхательной, артикуляционной гимнастики, для создания мотивации к занятию)
В середине занятия в качестве физ. минутки («Нос-пол-потолок», «Запретное движение», «Музыкальное рисование», «Горизонтальная восьмёрка»)
Могут быть включены в основное содержание занятия в коррекционных целях. Приемы и упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения и структуры дефекта.
Нейропсихологические приемы, используемые при разных видах нарушений у детей с ТНР
Для профилактики и коррекции зеркального написания букв можно применять следующие упражнения:
1. Графический диктант разных уровней сложности: копирование образца, зеркальное копирование образца, рисование по плану (цифры, стрелки)
2. Буквы на спине
При слитном написании слов между собой, предлогов со словами:
1. Лишние буквы
Ребёнок находит лишние напечатанные буквы в стихотворениях, вычеркивает их, а затем читает текст.
2. Цифровой диктант
Взрослый медленно диктует предложения. Ребёнок считать в уме и записывает количество букв в каждом слове этого предложения.
3. Верни «сбежавшие» слова
При несоблюдении обучающимся правил переноса:
1. Собери слово (из слогов)
2. Составь слово (по схеме)
При пропуске букв на письме и при чтении:
1. Игра «Алфавит»
2. Прыжки по квадратам
Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов. В каждом квадрате пишется набор из двух-семи письменных букв или их элементов. Ребёнок по команде взрослого начинает писать в первом квадрате. В какой-то момент взрослый хлопает в ладоши и называет номер другого квадрата. Ребёнок должен быстро начать писать в заданном квадрате. Через какое-то время ребёнка можно вернуть обратно в первый и другие пройденные квадраты. Он должен быстро сориентироваться, где остановился, и продолжить писать с этой буквы.
Вывод: использование нейропсихологических приемов повышает интерес и мотивацию к занятиям, у детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Достижение эффективности результатов на уровне формирования предпосылок функциональной грамотности на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
Проект решения:
1. Принять информацию к сведению.
2. Применять и разнооброазить нейропсихологические приемы на занятиях не только с детьми с ТНР, но и с другими нозологическими группами ОВЗ.
3. Осуществлять тиражирование опыта работы через методические объединения, публикации на профессиональных сайтах.
Список литературных источников:
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005
4. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996
5. «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников» / под общей редакцией T.B. Aхyтиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачева, 2008
6. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: АЙРИС-пресс, 2018
7. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями
речи: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008