СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования предпосылок обучения грамоте

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время, благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом.

Использование нейропсихологических приёмов дает возможность более эффективно формировать функциональную грамотность у детей с ТНР.

В настоящее время, благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом.

Использование нейропсихологических приёмов дает возможность более эффективно формировать функциональную грамотность у детей с ТНР.

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования предпосылок обучения грамоте»

Управление образования Тайшетского района



РМО учителей – логопедов Тайшетского района







Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи при подготовке к обучению грамоте







Подготовила

учитель – логопед МКДОУ

д/с «Светлячок»

Чуванькина Н. Н.








Тайшет

2023 год

«Нейропсихологические приемы в работе учителя- как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей с тяжелыми нарушениями речи»


Дети с ТНР имеют значительные речевые нарушения, что затрудняет освоение ими образовательной программы не только в ДОУ, но и в дальнейшем в школе, так как связующим звеном всех учебных предметов является речь (устная, письменная).

Согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

В настоящее время, благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом.

Использование нейропсихологических приёмов дает возможность более эффективно формировать функциональную грамотность у детей с ТНР.

В связи с этим одной из целей моей работы является коррекция речевых нарушений, компенсация особенностей развития психических процессов посредством нейропсихологических приёмов у обучающихся с ТНР.

В настоящее время существует ряд разработанных пособий с описанием нейропсихологических игр и упражнений, основанных на работах Т.В, Ахутиной, Л.С. Цветковой, А.Р. Лурия, Т.Г. Визель и др. Я в своей работе опираюсь на пособия Т.В.Ахутиной, Н.М. Пылаевой, И.И Праведниковой «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Нейропсихологические приемы включены в коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия.


Использование нейропсихологических приемов на логопедических занятиях для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста,

направленные на когнитивное и коммуникативное развитие детей с ТНР.


Для коррекции низкой скорости чтения и понимания смысловой единицы чтения:

1. Чтение стихотворения (слов, фраз, чистоговорок) под хлопки

2. Чтение вверх ногами

3. Заштрихованные тексты

4. Кусочки слов


Для развития умения логически мыслить можно применять прием «Вопросы-шутки». Предложите ребёнку ответить на вопросы:

1) Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

2) Какой месяц короче всех? (Май, всего три буквы)

3) Назови пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

4) Пятачок, на который ничего не купишь. (Нос у свиньи)

5) Петух снёс яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут)


Как же связаны между собой функциональная грамотность и логопедические занятия, нейропсихология и логопедия?

Формирование предпосылок функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности, в общении с окружающими.

Нейропсихология же позволяет понять:

  • мозговые механизмы различных нарушений развития,

  • анализировать структуру дефекта пострадавших функций,

  • понять структуру вторичных и первичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия

Нейропсихологические приемы применяю на разных этапах логопедического занятия:

  • В начале занятия (на этапе дыхательной, артикуляционной гимнастики, для создания мотивации к занятию)

  • В середине занятия в качестве физ. минутки («Нос-пол-потолок», «Запретное движение», «Музыкальное рисование», «Горизонтальная восьмёрка»)

  • Могут быть включены в основное содержание занятия в коррекционных целях. Приемы и упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения и структуры дефекта.


Нейропсихологические приемы, используемые при разных видах нарушений у детей с ТНР


Для профилактики и коррекции зеркального написания букв можно применять следующие упражнения:

1. Графический диктант разных уровней сложности: копирование образца, зеркальное копирование образца, рисование по плану (цифры, стрелки)

2. Буквы на спине


При слитном написании слов между собой, предлогов со словами:

1. Лишние буквы

Ребёнок находит лишние напечатанные буквы в стихотворениях, вычеркивает их, а затем читает текст.

2. Цифровой диктант

Взрослый медленно диктует предложения. Ребёнок считать в уме и записывает количество букв в каждом слове этого предложения.

3. Верни «сбежавшие» слова

При несоблюдении обучающимся правил переноса:

1. Собери слово (из слогов)

2. Составь слово (по схеме)


При пропуске букв на письме и при чтении:

1. Игра «Алфавит»

2. Прыжки по квадратам

Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов. В каждом квадрате пишется набор из двух-семи письменных букв или их элементов. Ребёнок по команде взрослого начинает писать в первом квадрате. В какой-то момент взрослый хлопает в ладоши и называет номер другого квадрата. Ребёнок должен быстро начать писать в заданном квадрате. Через какое-то время ребёнка можно вернуть обратно в первый и другие пройденные квадраты. Он должен быстро сориентироваться, где остановился, и продолжить писать с этой буквы.



Вывод: использование нейропсихологических приемов повышает интерес и мотивацию к занятиям, у детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Достижение эффективности результатов на уровне формирования предпосылок функциональной грамотности на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.



Проект решения:

1. Принять информацию к сведению.

2. Применять и разнооброазить нейропсихологические приемы на занятиях не только с детьми с ТНР, но и с другими нозологическими группами ОВЗ.

3. Осуществлять тиражирование опыта работы через методические объединения, публикации на профессиональных сайтах.


Список литературных источников:

1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005

4. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996

5. «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников» / под общей редакцией T.B. Aхyтиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачева, 2008

6. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: АЙРИС-пресс, 2018

7. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями

речи: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!