Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда и педагога-психолога как средство формирования функциональной грамотности у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Учитель-логопед Григорьева Е.В.
Педагог-психолог Авдеева Л.Г.
МБОУ «Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза
М.А. Юшкова»
Актуальность
Современное общество и система образования в том числе ориентированы на формирование функционально грамотной личности .
Количество детей с нарушениями устной и письменной речи в образовательных учреждениях увеличивается год от года.
Цель: коррекция речевых нарушений, компенсация особенностей развития психических процессов посредством нейропсихологических приёмов у обучающихся с ТНР.
Задачи: 1. Определить уровень актуального развития обучающихся и выявить «зону ближайшего развития»; составить индивидуальные планы коррекционной работы с обучающимися с ТНР.
2. Выбрать нейропсихологические приемы, способствующие коррекции нарушений речевого и психического развития у обучающихся с ТНР; проведение коррекционных занятий с применением выбранных приемов для овладения чтением, письмом.
3. Оценить динамику коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие обучающихся с ТНР.
4. Привлечь родителей в коррекционный процесс с обучающимися с ТНР.
В настоящее время существует ряд разработанных пособий с описанием нейропсихологических игр и упражнений, основанных на работах Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, А.Р. Лурия, Т.Г. Визель и др.
Мы в своей работе опираемся на пособия Т.В.Ахутиной, Н.М. Пылаевой, И.О.Камардиной «Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения», И.И Праведниковой «Нейропсихология. Игры и упражнения ».
Нейропсихологические приемы и упражнения на психологических занятиях
Для коррекции низкой скорости чтения и понимания смысловой единицы чтения используются следующие приемы:
- Чтение стихотворения под хлопки
Взрослый читает и одновременно прохлопывает текст. Голосом и хлопками выделяются ударные слоги. Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых текстов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).
2. «Дутибоп» (повышение тонуса мозговой деятельности)
Ребёнок и взрослый сидят друг напротив друга. Перед каждым из них — ворота для шарика, сделанные из карандашей или ручек. Шарик кладётся между игроками на одинаковом расстоянии от каждого. По
3. Чтение вверх ногами
4. Заштрихованные тексты
5. «Ёлочка»
Не понимает смысла рассказа, не может вывести мораль:
1. Объясни инопланетянам
2. От общего к частному
3. Чтение под стук
Нейропсихологические приемы и упражнения на логопедических занятиях
Применяются на разных этапах логопедического занятия:
- В начале занятия (на этапе дыхательной, артикуляционной гимнастики, для создания мотивации к занятию)
2) В качестве физпаузы, разминки
3) Могут быть включены в основное содержание занятия в коррекционных целях.
Приемы и упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения и структуры дефекта.
При зеркальном написании букв:
- Графический диктант разных уровней сложности
2. Буквы на спине
При слитном написании слова между собой, предлогов со словами:
2. Цифровой диктант
3. Верни «сбежавшие» слова
При несоблюдении правил переноса:
2. Составь слово
При пропуске букв на письме и при чтении:
1. Игра «Алфавит»
2. Прыжки по квадратам
Результаты:
- выявлена положительная динамика в психическом и речевом развитии
- обучающиеся успешно осваивают программный материал учебных предметов
- включены в мероприятия внеурочной деятельности
- 83% положительная динамика в речевом развитии,
- 83% положительная динамика в развитии психической деятельности,
- 80% обучающихся с ТНР имеют положительные оценки по основным учебным предметам,
- 83% родителей обучающихся с ТНР вовлечены коррекционный процесс.
Спасибо за внимание!