СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неклеточная форма жизни: вирусы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Неклеточная форма жизни: вирусы»

Шаблон сценария мероприятия

Общие сведения

Команда (ID, название)


107 «Вега»

Тип мероприятия (урок, внеурочное занятие, классный час и т.п.)

урок

Учебный предмет (при необходимости)

биология

Класс (возраст детей)

9 класс

Мероприятие

Тема (название) мероприятия

«Неклеточные формы жизни: вирусы»

Цель мероприятия

обеспечить усвоение учащимися знаний о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека


Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

1. Предметные: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма;

2. Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать интерес к учению через ИКТ;

3. Личностные: содействовать воспитанию у учащихся толерантности, бережного отношения к своему здоровью.

Краткий план (последовательность этапов, действий)

Время (мин)

Этапы мероприятия (указать, на каком этапе предлагаются задания по ФГ; когда применяется выбранный прием; форму рефлексии учащихся)

Что делает учитель?

Что делают учащиеся?

4-5 мин

I этап. Мотивация к деятельности

Задание: Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Ребята, когда я готовилась к сегодняшнему уроку, среди прочей информации мне встретилась такая, что заставила меня ужаснуться. Согласно статистическим данным на 1 января 2022 года из 7,1 млрд. человек, живущих на Земле примерно 1,5 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1.01.1987 по 1.01.2013г. выявлено 720014 случаев ВИЧ, из них уже умерли около 30000 чел.

О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке?

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Какой проблемный вопрос можно поставить?

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?




Прослушивание информации















Ответ учащихся (О вирусах







(Ответ учащихся)

(Ответ учащихся)

Цель: знать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

18-20 мин.

II этап. Учебно-познавательная деятельность







Читательская грамотность.

Задание 1.

Посмотреть видеофрагменты:

1. История вирусологии. Строение вируса. 3.Бактериофаги.

Задание 2.

Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы.

От неживой материи вирусы отличаются двумя свойствами: способностью воспроизводить себе подобные формы (размножаться) и обладанием наследственностью и изменчивостью. Устроены вирусы очень просто. Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключённой в белковую оболочку, которую называют капсидом.

Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю её деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге, клетка гибнет, оболочка её лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина.

Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают многие опасные заболевания: у человека - грипп, оспу, корь, полиомиелит, свинку, бешенство, СПИД и многие другие; у растений мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость и др.; у животных - ящур, чуму свиней и птиц, инфекционную анемию лошадей и др.

Задание для 1 группы. "Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка"

Внимательно изучите текст.

Ответьте на вопрос: Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?

Задание для 2 группы. «Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции»

Внимательно прочитайте текст о размножении вируса, изучите рис. 20 на стр. 50. Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.

Задание для 3 группы. "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Внимательно прочитайте текст. Определите:

Какие заболевания вызывают вирусы?

Пути передачи вирусов?


Просмотр учебных видеофрагментов










Деление на 3 группы.



















Чтение текста и выполнение задания.

Чтение текста и выполнение задания.









Чтение текста и выполнение задания.

















10 мин.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание 2. Написать синквейн на тему «Вирус»

1. Тема

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Краткая фраза, отражающая суть темы

5. Ключевое слово темы






















Задание 3. Прочитать текст.

Воспаление слизистой оболочки верхнечелюстной (гайморовой) пазухи, которое вызывают бактерии или вирусы - является следствием ОРВИ и общего снижения иммунитета, поэтому чаще всего эта проблема возникает в межсезонье. При проникновении инфекции в гайморовы пазухи на фоне снижения сопротивляемости организма наступает воспаление слизистой оболочки, выстилающей поверхность внутри кости. Чаще всего болеют дети. Переохлаждение организма провоцирует заболевание, которое может наступить при насморке (рините), после гриппа, кори, скарлатины, при других инфекционных болезнях, а также заболевании зубов верхней челюсти и воспалительного процесса вокруг их корней.


Маша после перенесенного гриппа обратилась к доктору с жалобами на заложенность носа, что из носа появляются желто – зеленые выделения, болит переносица, щеки у крыльев носа и виски; к вечеру усиливается головная боль и даже пропадает обоняние, и кроме того, ощущает общую слабость.

Как называется болезнь и к какому врачу обратилась Маша? Что посоветует врач Маше?

Название болезни

Какой врач

Советы врача

1.Синусит


А. Стоматолог

а. Для лечения болезни назначит антибиотики


2.Стоматит

Б. Отоларинголог

б. Объяснит, что воспаление – это результат влияния патогенных факторов, и является заразным.


  1. Бронхит

В. Кардиолог

в. Предложит антигистаминные – помогают снять отек тканей


  1. Отит

Г. Нефролог

г. Порекомендует применять сосудосуживающие спреи и капли – они облегчают носовое дыхание


5.Гайморит

Д. Лор

д. Рекомендует все процедуры, способствующие перегреванию организма.



Написание синквейна

Пример:

Вирусы


Маленькие, опасные


Размножаются, приспосабливаются, несут болезни


Вирусы- внеклеточная форма жизни


Паразиты


Прослушивание информации































Ответ на вопрос







Заполнение таблицы

5 мин.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Самооценка

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал…

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …

Домашнее задание:

1. Параграф 12, ответить на вопросы после параграфа

2. Выбрать одно из заданий:

А) написать памятки учащимся о профилактике одного из вирусных заболеваний.

Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?





формирование адекватной самооценки

Приём

Название приема


Синквейн

Номер в каталоге


Л13

Цель использования приема

развить критическое мышление

На каком этапе мероприятия используется прием


II этап. Учебно-познавательная деятельность

Текст


Вирусы

Вирусы не имеют клеточного строения. Они представляют

собой простейшую форму жизни на нашей планете. Вирусы — переходная

форма между живой и неживой материей. От неживой материи вирусы

отличаются двумя свойствами:

• способны воспроизводить себе подобные формы (размножаться);

• обладают наследственностью и изменчивостью.

Вирусы являются внутриклеточными облигатными паразитами, так как не

способны размножаться вне клетки. Вне клетки вирусные частицы ведут себя

как химические вещества.

Вирусы по строению оболочки подразделются на простые и сложные.

По генетическому материалу на ДНК-содержащие и РНК содержащие (Табл

1):

ДНК-содержащие вирусы

РНК-содержащие вирусы

вирус папилломы человека

вирус герпеса

вирус гепатита В

аденовирусы

вирус ветряной оспы

вирус опоясывающего лишая

вирус цитомегаловирусной инфекции

вирус гриппа

вирус кори

вирус краснухи

вирус эпидемического паротита

вирус СПИДа

вирус гепатита А

вирус гепатита С

вирус полиомиелита


Задания на формирование ФГ

Задание №1

Формулировка задания

Посмотреть видеофрагменты:

1. История вирусологии. Строение вируса. 3.Бактериофаги.

Задание 2.

Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы.

Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т.п.)

устно, работа в группах

Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание

Читательская грамотность

Навыки, которые формирует задание (в соответствии с таблицей, на странице конкурса)

Поиск и нахождение информации;

Интеграция и интерпретация информации;

Оценка содержания и формы текста;

Использование информации текста;

Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы

Оценка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание материала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.

Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки как в содержании, так и форме построения ответа.

Оценка «3» («посредственно») свидетельствует о том, что ученик знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и форме построения ответа.

Оценка «2» («плохо») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного.

Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики – самопроверка, ученики – взаимопроверка)?

Как фиксируются и предъявляются результаты?

Задания оцениваются учителем, фиксируются письменно.

Задание №2

Формулировка задания

Синквейн на тему «Вирус»

1. Тема

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Краткая фраза, отражающая суть темы

5. Ключевое слово темы

Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т.п.)

Письменно в индивидуальном порядке

Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание

Читательская грамотность

Навыки, которые формирует задание (в соответствии с таблицей)

Поиск и нахождение информации;

Интеграция и интерпретация информации;

Оценка содержания и формы текста;

Использование информации текста;

Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы

Критерии оценивания синквейна

Соответствие тематике (тема проекта и синквейна совпадают) – 1 балл.

Содержание (в содержании нет фактических ошибок и противоречий) - 1 балл.

Грамотность (в содержании нет орфографических и пунктуационных ошибок) – 1 балл.

Художественность образов (передача настроения, темы урока, яркость примеров) – 2 балла.

Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики – самопроверка, ученики – взаимопроверка)?

Как фиксируются и предъявляются результаты?

Оценку и отметку определяют учитель и ученик вместе. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку.

Задание №3

Формулировка задания

Прочитать текст, ответить на вопросы и заполнить таблицу

Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т.п.)

Индивидуальная письменная работа

Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание

Естественнонаучная грамотность

Навыки, которые формирует задание (в соответствии с таблицей)

научно объяснять явления;

применять естественно-научные методы исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

5

Верно выбраны все ответы

4

Выбраны не все ответы


3

Два или три ответа верных

2

Ответы неверны


Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики – самопроверка, ученики – взаимопроверка)?

Как фиксируются и предъявляются результаты?

задания оценивает учитель

Рефлексия

Вопросы рефлексии, направленные на отслеживание эмоционального состояния учащихся, уровень усвоения материала ИЛИ отношение к содержанию мероприятия, ИЛИ динамику формирования определенных навыков

Самоанализ

1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке

2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!