СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые аспекты воспитания патриотизма в ученической молодежи старшего звена общеобразовательных учреждений

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются содержательные и сущностные характеристики патриотического сознания личности как существенного показателя социально-психологического состояния современного общества, очерчены основные напрвления его развития в условиях общеобразовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые аспекты воспитания патриотизма в ученической молодежи старшего звена общеобразовательных учреждений»

Новикова Любомира Александровна,

заместитель директора

по воспитательной работе

МОУ «Школа №119 г.Донецка»


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

В УЧЕНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СТАРШЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются содержательные и сущностные характеристики патриотического сознания личности как существенного показателя социально-психологического состояния современного общества, очерчены основные направления его развития в условиях общеобразовательного учреждения

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, патриотическое воспитание, личность, ценностные ориентации


Актуальность статьи

Феномен патриотизма на протяжении многих лет рассматривался в качестве первоосновы национального самосознания, одного из наиболее значимых факторов укрепления государственности, а вместе с тем показателя идейно-нравственного развития личности. В последние годы внимание все больше концентрируется на проблеме потери ценностных ориентиров у молодежи, которая является одной из наиболее активных и перспективных субъектов современного общества, а также на создании системы патриотического воспитания граждан как условии решения задач обеспечения национальной безопасности. Следовательно, от того, в какой степени молодежь осознает ответственность за благополучие своей Родины, насколько она готова вносить посильный вклад в развитие государства, а самое главное- с какими чувствами они это делают, зависит не только развитие страны в целом, но и благополучие каждого ее гражданина. Молодежь, которая понимает личную ответственность за судьбу государства, мы называем патриотами.

Развитие государства возможно только при условии формирования качественно нового патриотического сознания у населения страны, особенно у подростающего поколения. Трудность этого процесса обуславливается несогласованностью и нескоординированностью действий проводников государственной политики (власть, СМИ) и непосредственных исполнителей - образовательных учреждений. Отдельными мерами по улучшению патриотического воспитания не обойтись. Необходимы кардинальные изменения в патриотическом воспитании, которые предусматривают создание целостной системы воспитания, характеризующейся преемственностью в работе образовательных учреждений.


Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме дает возможность сделать вывод, что не существует единого определения понятия «патриотизм».

В психологической науке патриотизм рассматривается с точки зрения разных подходов:

  • как отношение (Л.И. Божович, Н.И. Ильин, Н.А. Левина, М.И. Старов, В.Н. Косырев и др.);

  • как высшее чувство (Е.П. Ильин, В.А. Кольцова, В.А. Соснин, А.Г. Маклаков, Т.В. Пелевина);

  • как потребность, мотив, направленность личности (А.И. Агеев, И.А. Васильева, М.О. Шкарата, С.Т. Смольков, В.А. Быков, И.М. Бровер);

  • как ценностно-смысловое образование (А.Г. Асмолов, В.А. Кольцова, Д.А. Леонтьев, А.В. Битюева);

  • как нравственное качество личности (Б.С. Братусь, О.А. Журавлева, Г.О. Фроловский, В.В. Гонеева).

Сущность патриотизма раскрывается в разных источниках как чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознания своего долга и ответственности перед ним и за его будущее. Это, прежде всего, состояние души, сложное духовно-психологическое состояние человека. Патриотическое сознание как свойственная только человеку форма субъективного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира основной своей функцией определяет целеполагание в отношении Родины, планирование собственного поведения и деятельности, связанных с Родиной, их регулирование.

Патриотизм, согласно А.А. Козлову, выполняет пять более конкретных функций:

1.Интегрирующую (направленную на объединение большинства нации на основе приоритетов общества и государства, их развития не только сегодня, но и завтра).

2.Защитную (формирование и развитие национальной безопасности).

3.Стабилизирующую (придающую прочность и устойчивость социальной, этнонациональной и государственной системам в их звеньях - языке, культуре, стереотипах поведения, нравственных и правовых нормах).

4.Регулирующую (определяющую характер реакций на внешние воздействия и влияющую на появление новых связей).

5.Воспитательную (воздействующую на целенаправленную деятельность социальных институтов с целью придания им определенного смысла и направленности) [2].

Цель статьи

Обобщить теоретические данные о патриотизме. Сформулировать выводы о целях и путях его формирования в ученической молодежи старшего звена общеобразовательных учреждений в условиях современности.

Изложение основного материала

Несмотря на значительное количество теоретических разработок по исследованию патриотизма, лишь малая доля исследований учитывает сознание носителей этого феномена, складывающегося в соответствии с представлениями отдельных индивидуумов как представителей определенной социальной группы. В нашем случае этой социальной группой является ученическая молодежь старшего звена общеобразовательных учреждений .

В практическом плане воспитания главным является вопрос: как сделать так, чтобы старшеклассник не просто знал, что такое патриотизм, но и хотел искренне быть патриотом. По мнению Кольцовой В.А. и Соснина В.А., «сущностной характеристикой патриотизма на уровне отдельной личности является идентификация человека со своей этнической, национальной общностью, привязанность к ней, восприятие этой общности как расширенного пространства личного Я» [3; с.91].

Психологическая природа нравственного поведения показывает, что «нравственное воспитание не может осуществляться путем отдельных мероприятий, стихийно и несистематично организовываемых для обучающихся. Слияния нравственных чувств и поступков человека можно добиться лишь тогда, когда задача формирования гуманистических отношений к окружающим людям постоянно находится в центре всего процесса воспитания, протекающего как в семье, так и в учебных учреждениях» [4; с.83].

Для того, чтобы сформировалось патриотическое сознание, необходимо начать с познания. Это и изучение истории Родины, ее культуры и традиций, и моральных норм отношения к Родине, и обогащение знаниями о возможностях реализации патриотического сознания на практике.

Именно характеристики поведения и деятельности старшеклассников следует рассматривать как основные критерии сформированности патриотического сознания. Чтобы этого достичь, необходимо в комплексе создать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки и навыки поведения.

В содержании патриотического воспитания можно выделить три блока:

  • учебный (содержание большинства учебных дисциплин),

  • социально-педагогический(включает важнейшие духовно-нравственные, деятельностные пропатриотические качества, патриотические нравственные нормы и ценности общества),

  • практический (виды учебно-познавательной, творческой и общественно-полезной деятельности патриотической направленности).

Не умаляя роль содержательного и поведенческого направления педагогического воздействия на учащихся, следует больше внимания уделить объектной форме воздействия (работа со старшеклассниками, работа с семьей, взаимодействие с общественными организациями и СМИ).

Если же более детально остановиться на характеристике возможных видов работ, то можно условно их разделить на урочную и внеурочную деятельность. Урочная информационно – массовая работа несет в себе огромный воспитательный потенциал. В первую очередь это уроки истории, литературы, языка. Внеурочная деятельность является действенно-практической и может осуществляться в таких формах: факультативы, классные часы, патриотические кружки, выпуск стенгазет, беседы, диспут, круглый стол, викторины, конкурсы, агитбригады, поручения. Вместе с этим может осуществляться и внеклассная работа: экскурсии, поисковая и краеведческая работа, сотрудничество с общественными объединениями, шефская работа, концерты и т.д.

Необходимыми условиями для результативной деятельности по формированию патриотического сознания являются :

1.Создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе (свобода, добровольность и эмоциональное «заражение»), воспитание в коллективе и «через коллектив».

2.Создание «ситуации успеха», когда деятельность каждого старшеклассника будет замечена. Уважение личности учащегося, но при этом высокая требовательность к нему.

3.Планирование работы с учетом среды обитания и формирования личности учащегося, возрастных и личностных особенностей.

4.Организация деятельности, в которой старшеклассники могут приобрести положительный опыт взаимодействия с различными объектами и явлениями Родины, в которой могут реализоваться патриотические ценности.

5.Педагоги, работающие с ученической молодежью, сами должны быть людьми высоконравственными, чтящими историческую память и видящими будущее страны.

6.Необходимо создать некий кодекс патриотизма, который иллюстрировать живыми примерами из отечественной истории и современной жизни.

7.Патриотизм должен позиционироваться как мощный ресурс творческого развития личности.

8.При изучении исторических событий, литературных произведений необходимо уделять особое внимание роли личности, на которую стоит ровняться.

9.Необходимо делать акцент, что патриотами могут быть обычные люди, что патриотизм можно проявлять ежедневно в посильных делах, а не в позерстве и кичась прошлым страны, к которому мы не имеем непосредственного отношения.

10.Широко использовать кино и видеолектории.

11. Задействовать к сотрудничеству патриотов-современников, которые личным примером показывают любовь к Родине, готовность ее защищать, отстаивая идеалы добра, духовности, нравственности.

12.Формировать адекватное отношение к служению в рядах вооруженных сил.

13. Показывать престиж профессии военного, рабочих профессий. Сформировать представление о квалифицированном работнике как настоящем патриоте, который делает ежедневный посильный взнос в развитие строящегося государства.

14.Оценивать работу по формированию патриотизма не количественными показателями проведенных мероприятий, а их качеством, которое выражается в сознательном проявлении активной жизненной позиции ученической молодежи, единстве «слова и дела».


Выводы

Идеи патриотизма преломляются в личностном опыте каждого человека, находят отражение в его нравственном облике и чувствах, а проявляются в поступках. Современная действительность существенно сказывается на социально-психологическом состоянии общества, своеобразным датчиком которого выступает ученическая молодежь старшего звена общеобразовательных учреждений. Существенным фактором в определении и росте субъективных возможностей человека в преобразовании им действительности и самого себя является патриотизм. В формировании патриотизма важную роль играет грамотно спланированная, слаженная и организованная работа социальных институтов, с том числе и образовательных учреждений.


Список литературы:

1.Быков А.К.Проблемы патриотического воспитания/А.К.Быков// Педагогика. -2006.-№2.-С.37-42

2. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект [Электронный ресурс].-2011.-Режим доступа: http://www/nravstvennost.info/library/news_detail.phpID=2263

3.Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе/В.А.Кольцова, В.А.Соснин//Психологический журнал.-2005.-№4.-С.89-97

4.Пелевина Т.В. Роль психологических механизмов и диспозиций в формировании патриотического потенциала современной молодежи [Электронный ресурс].-2011.-Режим доступа:

http://www/nravstvennost.info/library/news_detail.phpID=2289

5. Хаустов В.М.Патриотизм и патриотическое воспитание//Социально-гуманитарные знания.-2007.-№4.- 483с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!