СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые особенности работы над пьесами виртуозного характера в классе специального фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Некоторые особенности работы над пьесами виртуозного характера в классе специального фортепиано»











МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПЬЕСАМИ ВИРТУОЗНОГО ХАРАКТЕРА

В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО»







ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФОРТЕПИАНО

КУРИСТ СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА








«Сколько пьес,

столько и разных способов работы».

  К. Игумнов.


Пьесы виртуозного характера в классе специального фортепиано составляют определенную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика-пианиста. Согласно программным требованиям ученик ДШИ изучает в течение одного учебного года 10-12 (младшие классы) и 6-8 (старшие классы) пьес малой формы различного стиля, характера, уровня сложности. Определенную часть этих пьес, можно отнести к повышенному уровню сложности – виртуозности. Для ориентации в огромном разнообразии виртуозных пьес их можно разделить на типы:

-жанровые;

-программно-характерные;

-клавирные (пьесы старинных композиторов);

- эстрадно-джазовые.

Ученики всех классов с удовольствием изучают такие произведения. Причина этому – удобная форма; разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем; богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями; возможность использовать эти произведения для участия в концертах. Для преподавателя работа над пьесами виртуозного характера - это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами и классической частью репертуара, гораздо менее любимой учениками.

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения - достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т. е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. В то же время исполнение виртуозных пьес обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе. Данные пьесы предполагают сочетание многих художественных исполнительских задач и высокий уровень сложности (фактура, выносливость, моторика). Включение в репертуар такой пьесы не должно быть случайным. Ученика необходимо подготовить, изучив с ним ряд произведений, содержащих элементы фактуры, с которыми придется встретиться в виртуозной пьесе. Обязательно принять во внимание физиологические особенности ребенка. Кому-то доступны произведения аккордовой фактуры (мальчик с крепкой, крупной ладонью). Кто-то наоборот блеснет мелкой техникой и артикуляцией (чаще девочки). Безусловно, необходимо учитывать личностные особенности ученика, его «бойцовские» качества, специфику нервной системы, сценическую выносливость.

Главный принцип работы над виртуозной пьесой состоит в том, что решая технические сложности, нужно помнить о главном – художественном замысле композитора. Именно его воплощению должна служить техническая сторона исполнения. Воспитание художественной техники – основная задача в работе над виртуозной пьесой. Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических(мышечных), так и психических (волевых) свойств учащихся. В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон, часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, неровности, а также «не музыкальности», которая включает в себя и недостатки звуковой области.

В педагогической практике можно найти много примеров, когда недостаточно яркое ощущение характера музыки, недостаточное переживание бывает причиной не только бедности звукового образа, но и технической ограниченности, метричности, «корявости». Еще больше примеров, когда неровность технических пассажей вызвана недослушиванием звуков, особенно в крайних точках построений, на поворотах, при смене фигураций, позиций, регистров, Техническая тяжеловесность, слабая подвижность, статичность и метричность нередко происходят от отсутствия ощущения горизонтального движении музыки, ее развития. Исполнение в этом случае раздробленно на мелкие элементы. И, наконец, двигательная вялость, неточность попадания, несобранность и расплывчатость, как правило, объясняются медленной реакцией, недостаточной концентрацией внимания, заторможенными рефлексами. Нечего и говорить в этом случае о звуковой стороне, так как звуки, взятые как попало, в последний момент, неподготовленные (даже если они правильные) получают непроизвольную, случайную окраску, ничего общего не имеющую с замыслом. 

Существует несколько причин отрыва технического развития от музыкально - звуковых задач:

- «Изолированные пальцы» (зажатая кисть);

- «Свободная» кисть (лишние движения кисти);

- «Чрезмерная быстрота» (недостаточный ясный и глубокий звук);

Анализирую эти недостатки технического развития учащихся, становится понятно, что основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен выполнить любую музыкальную задачу – подчинение двигательной системы музыкальной воле. Известно, что к числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относится зажатость, скованность аппарата. Одна из причин этой зажатости заключается в искусственности игровых приемов, не увязанных с музыкальными задачами. На каких же принципах следует развивать пианистических аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки?

Основные принципы развития пианистического аппарата можно заключить в следующем:

- гибкость и пластичность аппарата;

- связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах;

- целесообразность и экономия движений;

- управляемость техническим процессом;

- звуковой результат (как необходимый итог).

Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приемом, следует в той или иной степени развивать перечисленные принципы. Без них контакт музыкального и технического развития будет чрезвычайно затруднителен, а иногда останется только на словах. Совершенствуя в дальнейшем все участки пианистического аппарата, работая над независимостью их, следует базироваться на тех же принципах, не разрушая их, а только подкрепляя более высоким качество.

Остановимся на некоторые способы развития мелкой техники. Так К. Игумнов считал, что: «Чем незначительнее средства, затраченные на достижения цели, тем сильнее впечатление от исполнения».

Чтобы избежать трудностей в развитии моторики, необходимо учащимся с помощью преподавателя непосредственно на уроке, в дальнейшем в самостоятельной работе, проработать некоторые схематические положения:

Беглость и независимость пальцевых движений в их непосредственной связи со свободными и пластичными движениями всей руки. «Рука должна постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры и т. д.» (К. Игумнов).

Стоит обратить внимание на такие формы работы над виртуозным произведением:

- метрическая точность и динамическая гибкость звучания в фактуре подвижных пассажей;

- чередование напряжений и расслаблений, как необходимое условие, обеспечивающее свободу кисти;

- согласованность «пружинящих» движений вращающими движениями всей руки облегчают пальцевую игру и действуют на тембр звука;

- слияние ритма пианистических движений с ритмическим пульсированием музыки;

- координация пианистических движений, сложных приемов фактуры, одновременно выступающих в партиях обеих рук.

Одной из особенностей пианистических движений является их постепенное приобретение в процессе формирование технических навыков в более собранные и внешне незаметные. В экономии движений проявляется сосредоточенность на художественно-звуковых задачах.

«Только навыки, приобретенные при воплощении художественного образа в материале, могут привести к подлинной виртуозности исполнителя» отмечал С. Савшинский.

Остановимся на некоторых особенностях в работе над пьесами виртуозными характера:

Техника. Одно из главных условий успешной работы – не повторять лишнее число раз, не зубрить, повторять осмысленно - только правильное исполнение. Не надо повторять много раз чтобы сыграть легко. Очень важно выяснить, в чем заключается проблема трудных мест, а потом разучивать их. Нужно внимательно слушать, что звучит, в чем недостатки, как их устранить. Только потом повторить свой опыт. Надо развивать общую технику - гаммы. Арпеджио, двойные ноты, октавы и др.

Аппликатура. Первый вопрос разучивания виртуозной пьесы (впрочем, как и произведения любого жанра) выбор подходящей аппликатуры, пальцев и усвоения этими пальцами техники исполнения. Если пальцы подобраны неудачно, то сколько не учи, не достичь ни быстроты, ни четкости, ни уверенности; при выступлении ученик будет либо мазать, либо сорвется.

Темп. «Чтобы играть быстро, надо быстро думать» - отмечал И. Гофман.

Для достижения технической свободы нужно учить ребенка работать над произведением в рабочем темпе – не медленно и не быстро. Неправильно слишком долго задерживаться на медленном темпе, т. к. слух, руки и пальцы настолько привыкают к медленному темпу, что потом их приходиться долго приучать к быстрому. Много играть в самом быстром темпе опасно, если не работать в среднем, можно испортить всю раннее хорошо сделанную работу и в результате снова все начинать с самого начала, с самого медленного темпа.

Одно из главных условий работы в медленном темпе заключается в том, чтобы играть удобно и легко. В среднем темпе пальцы сохраняют достаточную активность, силу и равномерную опору, действую внутри крупных объединяющих контуров. Путь к быстрому темпу связан, прежде всего, с укрупнением дыхания, ощущения нового пульса, словом, с изменением музыкального представления. Чем быстрее темп, тем большее количество звуков охватываются одним дыханием, одним пульсом.

Динамические нюансы. Очень полезно использовать динамический вариант проучивания виртуозных частей (чередование исполнения виртуозных построений на форте и пиано). Динамические нюансы связаны с характером и структурой музыкального произведения, поэтому достаточно эффективно уделять часть работы ровному разучиванию в пианиссимо, что дает рукам и слуху отдых, помогая в дальнейшем делать оттенки крещендо и диминуэндо.

Ритм. Полезно применять такие способы как метро -ритмический – учащение метрической пульсации в тактах и артикуляционный вариант - прием членения фразы. Одним из критериев правильного соотношения этих двух способов работы является звуковой результат; это самый надежный «компас». Другим показателем служит облегчение технического выполнения; приемы не должны вызывать скованность, а, наоборот, приводить к большей свободе, устойчивости и удобству.

Наконец, один из важнейших критериев работы над пьесами виртуозного характера в классе специального фортепиано - это опыт и интуиция педагога, которые подскажут ему различное соотношение этих видов работы в занятиях с разными учениками.

  На основе изложенных принципов развития техники, мы готовим пианистический аппарат, чтобы он мог непосредственно, легко и свободно выполнять каждую музыкальную задачу, каждый музыкальный образ. Лишь под воздействием музыкальных образов возникает глубина ощущений, душевный подъем.

Наряду с систематической работой по приобретению музыкально-пианистических навыков и разучиванию музыкальных произведений, нужно еще просто играть, исполнять уже готовые, уже выученные и сданные пьесы. В таком исполнении (музицирование) все приемы закрепляются, становятся естественными, и задачи двигательно-технические сливаются с художественно-музыкальными. Поэтому на уроках, уже с начального периода, наряду с обычной работой должно быть отведено время на исполнение (как небольшое выступление). Пусть сначала это время будет малым, пьески - короткими и легкими, а качество исполнения – недостаточно высоким. Однако нужно стремиться, чтобы с течением времени эта часть урока приобретала все большее значение, с тем, чтобы в конце концов, исполнение на достаточно высоком уровне (и наизусть) стало основным, привычным условием, требованием, предъявляемым ученику. Это станет свидетельством созревание исполнительской индивидуальности ученика, его умения самостоятельно работать; это будет также показателем главного успеха в работе преподавателя.

В выборе средств преодоления трудностей фортепианного изложения следует исходя из двух взаимосвязанных слагаемых – представления звучания и формирования пианистического приема;

- при осознании причин появления трудностей необходимо исходить из уяснения объективных показателей структуры пианистического приема;

- в приобретении профессиональных навыков виртуозного исполнения особое значение  приобретает развитие различных сторон мелкой техники;

- работа над звуковыми качествами техники должна происходить при деятельном участии динамических, ритмических, темповых и артикуляционных средств.

- принципы технического перечленения сложных пассажей являются одним из важнейших условий облегчающих и ускоряющих преодоления трудностей.

- согласованность аппликатурных приемов с мелодико-интонационным систематическим строением пассажей – одна из предпосылок его двигательно- технического усвоения.

В заключении хотелось бы уделить внимание вопросу - рекомендации по подбору репертуара. Учитывая, что в течение года количество пьес, изучаемых учеником, довольно большое (6-8), можно подобрать в репертуар весьма разнообразные по стилям, жанрам и уровню сложности произведения. При этом необходимо точно знать, чему ученик научится, работая над тем или иным произведением. Кроме этого, надо представлять, какие пьесы будут готовиться для концертного исполнения, а какие для классного и домашнего музицирования, и какие для ознакомления. Очень важно, чтобы уровень интеллектуального развития и уровень технической оснащенности ученика соответствовал трудности пьес, которые включаются в репертуар. Изучение нескольких доступных и понятных произведений принесет ученику больше пользы, чем трудоемкий, и часто мучительный процесс изучения одной, непосильной на данном этапе пьесы.


Список используемой литературы.


1. Воротной, Михаил Вячеславович. Исполнительские и педагогические принципы С.И. Савшинского : диссертация ... кандидата искусствоведения. — Санкт-Петербург. — С. 34-66. — 190 с.

2. Нейгауз Г.Г. "Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога" (первое издание - 1959 год).

3. Черников О. Рояль и голоса великих. — Феникс, 2011. — 224 с. (Серия: Музыкальная библиотека). ISBN 978-5-222-17864-5

4. Голубовская Н. И. Искусство исполнителя. — СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2007. — 486 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7379-0283-8.

5. Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве. — Л.: Музыка, 1985. — 143 с. — 22 000 экз.

6. Курков А. С. Играть и играть как можно лучше... (К. Н. Игумнов)

7. Ф. Бузони. О пианистическом мастерстве // Исполнительское искусство зарубежных стран. Выпуск 1. / Под ред. Г. Я. Эдельмана. М.: Музгиз. 1962. 176 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!