СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые особенности реализации личностно-ориентированного подхода при обучении старшеклассников математике в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Личностно-ориентированный образовательный процесс предоставляет обучаемому возможность самореализации в познании, учебной деятельности, поведении.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые особенности реализации личностно-ориентированного подхода при обучении старшеклассников математике в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты»

Некоторые особенности реализации личностно-ориентированного подхода при обучении старшеклассников математике в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

Белоусова О.П., «Лицей №13», г. Троицк, Челябинской обл.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучения. [1, с. 7] В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; и т.д.

Очевидно, что сегодня использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату, более того, применение учителем авторитарного стиля может существенно ухудшить психологическую обстановку в классе, загнать ситуацию в тупик. Выход из сложившейся ситуации, лежит на пути осуществления личностно- ориентированного образования.

Гуманизация образования - ориентация на развитие человеческой личности. На практике чаще всего она реализуется через личностно-ориентированные подходы в обучении и воспитании.

Личностно-ориентированное образование в нашей стране активно развивается уже много лет. Достаточно эффективно, на наш взгляд, реализуются идеи гуманистического образования в рамках личностно-ориентированного подхода, нашедшего отражение в трудах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, Э.Ф. Зеера и др. исследователей.

В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена теория личности С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в её способности занимать определённую позицию. «Подобно тому, как человек в образовательном процессе овладевает опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, он должен овладеть и опытом «быть личностью»…»[2,с.6].

«Субъективно-ориентированную» педагогику Н.А.Алексеев понимает как педагогику, в которой учащийся выступает как бы проводником идеи учителя. Личностно-ориентированное обучение предстаёт в трактовке учёного как «…такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные способности и специфику личностно-предметного моделирования мира» [3, с.115].

Е.В. Бондаревская сущность рассматриваемого типа образования видит в культуросообразности педагогического процесса – ребёнок развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры – её носитель, хранитель, пользователь, творец [4;5].

Посмотрим, каким образом личностно-ориентированный подход можно использовать при преподавании курса математики в старших классах.

В основу нашего исследования положены личностно-ориентированные принципы И.С. Якиманской.

Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Личностно-ориентированный образовательный процесс предоставляет обучаемому возможность самореализации в познании, учебной деятельности, поведении.

Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признания разнообразия содержания и форм учебного процесса [6].

Реализация данных принципов достаточно сложный процесс, требующий соответствующего научно-методического обеспечения. Одним из вариантов такого обеспечения могут стать «Методические рекомендации и задания обучающимся для организации самостоятельной работы при изучении темы «Дифференциальное исчисление и подготовка к государственной итоговой аттестации»».

Основу составляет разработанная система заданий, способствующая формированию знания основных понятий темы и построению алгоритмов решения задач на исследования функций с помощью производной, задач оптимизации. Каждый раздел разбит на небольшие дозы материала с соответствующими задачами. Степень овладения понятиями каждым учеником определяется учителем. Учащийся, осуществляя процесс самообразования, отбирает и выполняет то количество заданий из раздела, которое, по его мнению, достаточно для освоения изучаемого материала.

Кроме того, каждый раздел включает задания повышенной трудности, контрольные задания в 4-х вариантах, задания итоговой аттестации. Возможность своевременного получения нужной для решения задачи информации реализуется через обращение к глоссарию, в котором воспроизводятся определения понятий темы и необходимые формулы.

Структура «Методических рекомендаций…» определяет последовательность работы ученика при решении задач. Благодаря возможности использования доз теоретических сведений решение задачи из интуитивно-эвристического постепенно становится конструктивно-логическим. Такая вариативность использования материала даёт возможность каждому обучаемому выбрать свою «траекторию» изучения темы и индивидуальный темп продвижения, так как количество необходимых упражнений для каждого различно.

Обеспечение обучаемых правом выбора заданий даёт основу для разгрузки, обеспечивает их посильной работой, формирует положительное отношение к учёбе.

Литература

  1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 01.02.2019).

  2. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий М.; Нальчик, 1996.

  3. Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения //Завуч.1999. №3.

  4. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1995.№4.

  5. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1996. №5

  6. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологи. 1995. №2.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!