СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые приёмы технологии интерактивного обучения. Фрагмент урока по произведению И.А. Бунина "Кавказ" (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

22.01.2015 г. в МБОУ ООШ № 1 н.п. Африканда Мурманской области проходио городской семинар по теме "Эффективность использования технологий, направленных на формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе". Представляю выступление (теоретическую часть) и фрагмент урока литературы по теме "Изучение произведения И.А. Бунина "Кавказ" (8 класс)"

Просмотр содержимого документа
«Некоторые приёмы технологии интерактивного обучения. Фрагмент урока по произведению И.А. Бунина "Кавказ" (8 класс)»

Некоторые приёмы технологии интерактивного обучения.

Фрагмент урока по произведению И.А. Бунина «Кавказ»


«Страшная это опасность – безделье за партой: безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

Слова В.А. Сухомлинского очень точно передают суть технологии, которая заявлена у меня в теме нашего семинара.


В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

2) активная – ученик выступает в роли «субъекта» обучения (самостоятельная работаученика);

3) интерактивная – inter (взаимный), akt (действовать).

Интерактив – взаимодействие.


Технология интерактивного обучения (ТИО) – это такая организация процесса обучения, при использовании которой процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности учителя. Учитель лишь помощник в работе.

Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.


Одна из целей интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.


Технология интерактивного обучения развивает познавательные универсальные учебные действия и коммуникативные УУД. Учащиеся учатся вступать в диалог и вести его. Взаимодействие осуществляется на основе диалога. Умение вести диалог предполагает, что собеседники не только слушают друг друга, но еще и слышат. Каждый участник диалога учится не просто говорить, а изъясняться так, чтобы его поняли другие.

Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли и мнения.


На уроках русского языка и литературы стараюсь активно применять элементы технологии интерактивного обучения. Наиболее удачно проходит внедрение таких приёмов данной технологии, как например,


1. «Дерево решений».

Класс делится на 3 – 4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи «на своём дереве» (лист ватмана). Потом группы меняются местами и дописывают «на деревьях» соседей свои идеи и мысли.

Я предлагала такие вопросы:

- Почему произведение Л.Н. Толстого называется «Кавказский пленник», если в плен попадают двое? (5 кл.)

- Что помогло Васютке спастись? (В.П. Астафьев «Васюткино озеро») (5 кл.)

- Почему рассказ М.М. Пришвина называется «Кладовая солнца»? (6 кл.)

- Смысл названия рассказа А.П. Платонова «Возвращение». (8 кл.)


2. «Дебаты», «Займи позицию».

Работа в группах. Одни доказывают – за, другие – против.

- Что лучше – любить или быть любимым? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

(9 кл.)


3. «Ромашка качеств».

Работа в группах.

На доске 4 бумажных круга с надписями героев произведения И.С. Тургенева «Муму» (5 кл.) – Герасим, барыня, Татьяна, Капитон.

Каждой группе выдаются лепестки ромашки, на которых необходимо написать качества героев; слова, характеризующие героев, или обобщённое понятие, характеризующее героя по сюжету.

Лепестки (качества) прикрепляются к соответствующему кругу.


Дети отмечали такие качества:

Герасим: честность, порядочность, работящий, хозяйственный, чуткий, могучий, сила души.

Барыня: капризная, властная, недовольство, самодурство, изменчивость характера, человек настроения.

Татьяна: смиренность, покорность, бесправность, русский национальный характер.

Капитон: пьянство, ничегонеделание, легкомыслие, обиженное существо, испорченная нравственность.


4. «Реклама».

В 5 классе дала задание: на листе формата А4 придумать рекламу на понравившееся произведение, изученное в первом полугодии. Пятиклассники сделали рекламу на произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и рассказ И.С. Тургенева «Муму».


5. Кроссворды.

Очень нравится ученикам разгадывать кроссворды по текущим темам и по русскому языку, и по литературе. Работают в группах по три человека.


Следующий приём называется «Микрофон». Для этого мне хочется пригласить учащихся 8 класса. Здесь же будет использован ещё один приём технологии интерактивного обучения – «Буктрейлер».


6. «Микрофон».

Класс делится на 4 группы. Каждая группа составляет вопросы по произведению И.А. Бунина «Кавказ». После составления вопросов группы задают их друг другу, используя микрофоны.


«Портретисты» (Пепчук Р., Петров В., Федотов Д.)

Составляют вопросы о героях произведения, их именах, внешности, поступках, действиях героев.

- Как вы думаете, почему у героев в рассказе нет имён?

- Как вы считаете, кто герой произведения?

- Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

- В чём счастье и несчастье героев?


«Художники» (Ракшина Ян., Павлова Ан., Бабухин Ал.)

Составляют вопросы по описанию природы в произведении, пейзаж в рассказе.

- Как автор вводит в рассказ описание природы? Что этим достигается?

- Найдите описание окружающей среды в Москве, затем на юге. В чём смысл противопоставления этих описаний?

- Какие функции описания природы в произведении?


«Психологи» (Кайрис Ан., Богданова Ан., Бронников Д.)

Составляют вопросы о настроении произведения, о впечатлениях от прочитанного.

- Какие впечатления оставляет рассказ в душе читателя?

- Что хотел пробудить в читателе писатель?


«Критики» (Абдулоева Г.,)

Составляют вопросы о проблемах, поднятых в рассказе, об актуальности произведения.

- Над чем заставил задуматься рассказ?

- Можно ли считать рассказ важным и для сегодняшних дней?


- Кто вспомнит, что такое буктрейлер?

7. «Буктрейлер»

Буктрейлер – небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-то интересной книге; видеоролик по мотивам книги; короткий видеорассказ о книге на 2 – 3 мин.

- Как вы думаете, какова задача буктрейлера?

Задача – рассказать о книге, заинтересовать и заинтриговать. Необходимо выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю захотелось прочитать эту книгу.

- Пепчук Р. и Петров В. приготовили буктрейлер к произведению И.А. Бунина «Кавказ». Давайте посмотрим, что у них получилось.


Просмотр буктрейлера.

- Я надеюсь, что посмотрев этот буктрейлер, человек возьмёт и прочитает не только рассказ И.А. Бунина «Кавказ», но и другие произведения этого автора.

Ребята, спасибо вам большое за работу!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!