СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Немецкий как второй иностранный язык в общеобразовательной школе

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение иностранных языков имеет огромное значение для интеллекта человека. Иностранный язык – это не только дополнительное средство коммуникации. Изучение нового языка стимулирует развитие памяти, расширяет кругозор и улучшает показатель IQ.

Просмотр содержимого документа
«Немецкий как второй иностранный язык в общеобразовательной школе»

Немецкий как  второй иностранный язык.

Изучение иностранных языков имеет огромное значение для интеллекта человека. Иностранный язык – это не только дополнительное средство коммуникации. Изучение нового языка стимулирует развитие памяти, расширяет кругозор и улучшает показатель IQ.

Что дает второй язык?

Предлагая ученикам изучать любой иностранный язык, школы обычно поддерживают взаимоотношения по обмену с соответствующими странами, устраивая международные конференции, семинары по обмену опытом. Польза для страны очевидна, а для ученика, в свою очередь, открывается ряд возможностей и перспектив по обустройству своей дальнейшей жизни и карьеры. И поскольку изучение немецкого языка позволит не только освоить новое средство коммуникации, а также и познакомит с культурой, традициями и расширит кругозор, то даже если в дальнейшем знание языка не пригодиться, эта информация будет очень полезна для общего развития. На сегодняшний день важность знания немецкого языка не вызывает никаких вопросов. Это один из лидирующих языков в международном бизнесе и политике, культуре и в сфере развлечений.

Второй язык: легче или сложнее?

При изучении первого иностранного языка трудности возникают всегда. А вот при изучении второго иностранного некоторые проблемы можно избежать, поэтому многим кажется, что второй язык учить гораздо проще. Единственное правило, которым следует руководствоваться при изучении второго иностранного – это не начинать изучение двух новых языков параллельно, как это практикуют некоторые элитные гимназии. Для того чтобы было проще адаптироваться к новому языку, предыдущий иностранный должен быть уже изучен на каком-либо уровне и закреплен в сознании.

Самая популярная схема на сегодня – изучение одного языка, и затем изучение второго иностранного из той же языковой группы с опорой на первый выученный. Такая схема идеально подходит как для взрослых, так и для детей.

Эффективность изучения второго иностранного?

Многие родители оберегают своих детей от чрезмерной нагрузки, однако мы способны недооценивать способности детского мозга. Доказано, что самый большой показатель усвоения знаний приходится на первые 10-15 лет жизни. Поэтому, чем раньше приступить к изучению немецкого, тем лучше.

Немецкий язык является типично вторым иностранным языком. Как показывает практика, трое из четырех, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык, изучали английский язык в качестве первого иностранного языка и могут использовать полученный опыт, знания, умения и навыки, которые могут быть перенесены во второй иностранный язык и значительно облегчить его изучение.

При обучении немецкому языку как второму иностранному языку после английского необходимо опираться на общие принципы, действующие при обучении любому иностранному языку.

Наиболее существенными принципами являются следующие:

  • Как и при обучении любому иностранному языку, коммуникативные цели предопределяют общий методический подход к обучению. Но так как ученики уже обладают опытом изучения первого иностранного языка, овладение вторым иностранным языком осуществляется ими более сознательно, они могут сравнивать как определенные языковые явления, так и организацию процесса обучения. У учеников, изучающих два и более языков, больше развита рефлексия (взгляд на себя со стороны, стремление дать себе отчет). Именно поэтому общий методический принцип в обучении второму иностранному языку можно определить, как коммуникативно-когнитивный, где когнитивный аспект подчинен коммуникативному, и он проявляется там, где надо найти какие-либо аналогии, облегчающие усвоение, или, наоборот, выявить различия, чтобы избежать интерференции.

  • Весь учебный процесс должен быть ориентирован на личность ученика, на его развитие, самостоятельность, на учет его возможностей, потребностей, интересов.

При обучении второму иностранному языку для этого имеется еще больше предпосылок, чем при обучении первому, благодаря наличию опыта изучения иностранного языка, более позднему началу обучения (с седьмого класса школы с углубленным изучением английского языка) и, тем самым, более осознанного подхода к изучению языка. Таким образом, можно учитывать индивидуальные особенности учащегося и дифференцировать обучение, учитывая уровень обученности первому иностранному языку. Для одних учащихся нужно создавать условия для более быстрого продвижения, другим давать возможность для повторения и тренировки.

  • Весь учебный процесс должен иметь социокультурную направленность, но и здесь есть специфика: раннее использование аутентичных материалов (уже с первого урока даются аутентичные тексты и опора на взаимовлияние трех национальных культур).

  • Работа по овладению конкретными языковыми средствами должна переходить в речевые действия, направленные на решение определенных коммуникативных задач, которые указаны в таблицах, помещенных в начале каждой главы учебника и обеспечивать речевое взаимодействие (интерактивность) школьников.

Одним из средств усиления речевого взаимодействия и создания для этого реальных или воображаемых условий является использование проектной методики и ролевых игр. Обучение носит деятельностный характер.

  • Все четыре основных вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо – должны развиваться во взаимосвязи друг с другом. Специфичным для обучения второму иностранному языку является то, что обучение чтению с самого начала осуществляется на аутентичных текстах и имеет большой удельный вес, т.к. школьники владеют латинским шрифтом, быстрее овладевают правилами чтения, хотя здесь есть опасность возникновения интерференции с немецким языком. Они владеют приемами работы с иноязычным текстом, шире опираются на языковую догадку.

  • Сопоставительный  подход при обучении второму иностранному языку также очень важен. У школьников есть возможность выявлять различия между языками и искать сходство в них. При изучении второго иностранного языка большую помощь оказывает опора на родной язык и первый иностранный язык, особенно на английский язык, так как немецкий и английский языки относятся к одной группе языков – германской и имеют много общего.

  • Очень важны принципы  интенсификации обучения второму иностранному языку. Процесс овладения им может быть значительно интенсифицирован, если учащиеся имеют высокий уровень владения английским языком.

Что способствует экономии времени и интенсификации процесса обучения:

1) владение латинским шрифтом сокращает период алфабетизации и сводит его к разъяснению и усвоению различий звуко-буквенных соответствий в немецком и английском языках, графического и звукового образа слова;

2) наличие значительного потенциального словарного запаса. Слова английского языка, имеющие сходство с немецким, прямые заимствования из английского языка, интернационализмы облегчают процесс обучения чтению и способствуют более быстрому овладению немецкой лексикой;

3) быстрое продвижение в области чтения способствует более быстрому развитию социокультурной компетенции;

4) при овладении всеми языковыми средствами, включая грамматические, фаза ориентировки при обучении второму иностранному языку может быть сокращена и может осуществляться самостоятельно, например с помощью заданий типа "Выведи правило".

Интенсификация самого начального этапа обучения и всего учебного процесса в целом является важной предпосылкой его успешности и результативности.

  • Необходимо систематически отслеживать успешное продвижение при обучении второму иностранному языку, развивать у школьников рефлексию, способность к самоконтролю и самооценке.

Имею опыт преподавания  немецкого языка как второго иностранного уже несколько лет. Обучение второго иностранного языка начинается с 5-го класса и продолжается 5 лет. Как показала практика, такие сроки обучения немецкому языку как второму иностранному языку наиболее эффективны и результативны. Уже в начале изучении второго иностранного языка учащиеся убеждаются, что немецкий и английский языки имеют много общего:

1) Латинский шрифт

2) В области словаря и словоупотребления

3) В структуре простого предложения (наличие глагола-связки);

4) В образовании временных форм (от трех основных форм глагола и использование вспомогательного глагола haben = to have);

Kommen – kam – gekommen  come – came – come

Bringen – brachte-gebracht  bring – brought – brought

Sprechen – sprach – gesprochen  speak – spoke – spoken

5) модальные глаголы;

müssen – must, to have to

konnen – can, to be able to

dürfen – may, to be allowed to

wollen – to want/wish to , be intended to

sollen – to be supposed to

mogen – to like to

6) употребление артиклей;

the Clown = der Clown (m)

a clown = ein Clown

the car = das Auto (n)

a car = ein Auto

the garage = die Garage (f)

a garage = eine Garage

7) глаголы с отделяемыми приставками;

Aufstehen - get up:

Ich stehe gleich auf.  I'll get up in a minute.  Stehst du gleich auf?  Will you get up soon?

Wann stehst du auf?  When will you get up?

8) употребление относительных местоимений в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными;

9) повелительное наклонение;

Höre  das Gespräch!   Listen to  the conversation!

Denk an  deine Frau!  Think of  your wife!

Helft  euren Freunden!   Help  your friends!

10) будущее время;

I will buy…  Ich werde … kaufen.      will = werden

11) образование Perfekt со вспомогательным глаголом haben.

I have done. Ich habe getan.  You have asked.  Du hast gefragt.

She has explained.  Sie hat erklärt. и т.д.

Все это может служить опорой при овладении немецким языком как вторым иностранным языком, особенно на начальном этапе обучения.

Эффективную помощь оказывает большое количество слов, узнаваемых при зрительном восприятии: интернационализмы, заимствования, например: die Donau, der Norden, der Süden, der Osten, der Westen, der Chef, die Ziffer, der Laborant, der Elektriker, der Soziologe, der Reporter и т.д. Предметом для сопоставления может служить и социокультурная информация.

Использую УМК М.М. Аверина «Горизонты», который отвечает поставленным задачам, рассчитан на учеников среднего возраста, красочен, интересен, аутентичен, хорошо продуман, дополнен электронными материалами, что значительно упрощает учебный процесс.

Разработанные в нём грамматические и лексические упражнения в ненавязчивой игровой форме помогают лучше усвоить новый материал, делая изучение второго иностранного языка интересным и увлекательным занятием. Главное достоинство учебника состоит в том, что обучение второму иностранному языку опирается на знание первого, используя их в качестве языковой базы. Это опора не только облегчает усвоение нового языкового материала, но и стимулирует интерес детей, даёт уверенность, показывая им, что изучение нового иностранного языка не такое уж сложное дело: если ты знаешь один, нужно только смелее опираться на свои знания.

Надо всячески побуждать учащегося искать опоры в собственных знаниях и опыте, используя также подсказки, данные в учебнике, и рекомендации авторов, такие как:

"Изучение немецкого языка пойдет быстрее и легче если:

  • опираться на сходство с первым иностранным языком – английским, а также находить опоры в родном языке;

  • пользоваться языковой догадкой (о значении слова, грамматической формы), опираясь на контекст, на знакомые части слова;

  • замечать различия в языковых явлениях и способах выражения мысли;

  • переносить на новый язык умение работать (находить значение слова в словаре, пользоваться перефразом, выполнять различные упражнения и т.п.)

Учите немецкий просто и просто учите немецкий!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!