СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необходимость формирования графо-моторных навыков для развития специфических школьных навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

о необходимости формирования графо-моторных навыков для развития специфических школьных навыков

Просмотр содержимого документа
«Необходимость формирования графо-моторных навыков для развития специфических школьных навыков»

Необходимость формирования графо-моторных навыков для развития специфических школьных навыков


Формирование добуквенных графических навыков



На этом этапе вводятся упражнения, направленные на освоение навыков письма, ребёнок продолжает развивать зрительно-моторную координацию, учится соотносить размеры элементов, правильно располагать и вписывать их в границы.

Определить проработанность каждого упражнения можно по лёгкости и однотипности выполнения графических движений.

Предлагаемые задания:

*рисование серии штрихов из одной точки: взрослый рисует центральную точку, а ребёнок равномерно по кругу рисует штрихи, исходящие из этой точки («цветочки», «звёздочки»)

*рисование серии штрихов, начинающихся на линии: взрослый рисует центральную линию, а ребёнок равномерно по кругу рисует штрихи, исходящие из этой линии («сосновая ветка»);

*рисование серии штрихов, заканчивающихся в одной точке: взрослый рисует центральную точку, а ребёнок равномерно по кругу рисует штрихи, заканчивающиеся в этой точке;

*рисование серии штрихов, заканчивающихся на линии: взрослый рисует центральную линию, а ребёнок равномерно рисует штрихи, заканчивающиеся на этой линии;

*рисование серии штрихов, перечёркивающих две линии: взрослый рисует две параллельные горизонтальные линии (расстояние между линиями 1-1,5 см), а ребёнок пересекает эти линии вертикальными штрихами, выходящими за линии (например, «рельсы для поезда»);



*рисование серии штрихов, начинающихся на одной линии и заканчивающихся на другой (линии параллельны): взрослый рисует две линии или выделяет красным карандашом две линии в тетради в широкую линейку, а ребёнок между этими линиями рисует вертикальные штрихи («забор»);

*рисование зигзагообразной и волнистой линий между двумя параллельными линиями: упражнение выполняется аналогично предыдущему, но ребёнок рисует непрерывную зигзагообразную или волнистую линию;

*рисование серии штрихов между сужающимися и расширяющимися линиями: взрослый рисует острый угол, а ребёнок рисует увеличивающиеся или уменьшающиеся штрихи внутри угла;

*рисование серии штрихов между двумя криволинейными линиями: взрослый рисует две параллельные кривые линии, а ребёнок рисует между ними штрихи;

*копирование простых по начертанию элементов письменных букв: черта с закруглением внизу (вправо), черта с закруглением вверху и внизу, овал;

*копирование простых по написанию письменных букв (о, с, г и т.д.).

В конце этого этапа ребёнок должен получить основы формирования зрительно-двигательного образа буквы, научиться сличать написанную им букву с образом, указывать на наиболее удачный вариант написания, использовать образец для коррекции своих действий.


Выбор пишущих инструментов

при формировании графического навыка

На всех этапах формирования графической деятельности и письма нужно очень тщательно подходить к выбору используемых инструментов. Можно использовать следующую последовательность освоения инструментов: толстые восковые мелки, кисть с толстой ручкой и гуашевые краски, цветные карандаши, простой карандаш, шариковая ручка.

Для занятий чаще всего не используются карандаши большого диаметра. Если ребёнку сложно использовать карандаши стандартного диаметра, то лучше научиться сначала пользоваться мелками или кистью. При этом карандаши и ручки должны быть круглыми или шестигранными, а не треугольного сечения. Несмотря на то, что правильный захват имеет общую конфигурацию, это положение будет индивидуальным. Пишущий инструмент треугольного сечения задаёт очень жёсткую позицию для пальцев, что мешает ребёнку найти своё индивидуальное их расположение.

Карандаши или мелки должны быть хорошего качества и оставлять яркий след даже при неумелом или слабом нажиме руки ребёнка. На первых этапах не рекомендуется использовать шариковую ручку, так как у шариковой ручки, по сравнению с карандашом, рабочая зона очень ограничена по углу наклона. До того как взять шариковую ручку, ребёнок должен освоить правильный захват и получить устойчивый навык владения карандашом. После этого можно учиться писать шариковой ручкой с круглой насадкой.

Также при обучении не используются гелевые ручки и фломастеры, так как они не дают ребёнку возможности контролировать графическое движение. Ребёнок должен почувствовать, что от того, как он держит инструмент, от силы нажима, меняется результат его действий. Ни гелевая ручка, ни фломастер такой возможности не дают.

Начинать занятия нужно с того этапа, который у ребёнка сформирован наиболее успешно. Это даёт возможность вызвать интерес к занятиям и опираться на собственную мотивацию и активность ребёнка.

Лучше, если все первые этапы будут индивидуальными, так как даже внешне похожие трудности при освоении графической деятельности у разных детей могут быть вызваны разными причинами и их зачастую приходится преодолевать по-разному. Кроме того, первоначальное обучение письменным навыкам должно базироваться на непосредственном подражании действиям обучающего взрослого, а не на копировании готового образца.

Приступая к занятиям по предложенным направлениям, предполагается, что ребёнок хотя бы минимально готов к освоению графического навыка: он опознаёт плоскостные изображения, способен к элементарному зрительному анализу (собирает изображение из двух и более частей), способен выполнять целенаправленные предметные действия по подражанию или по образцу, умеет сотрудничать со взрослыми в рамках предметно-практической деятельности. Также предполагается некоторое (хотя бы поверхностное) знакомство с пишущим инструментом. Если даже часть этих предварительных условий не выполнена, работа по вышеизложенным направлениям нецелессообразна. В этом случае внимание следует сосредоточить на создании базы, на которой графический навык сможет быть сформирован в дальнейшем.


Роль взрослого при формировании графических навыков

Важный показатель правильности организации занятия по формированию графических навыков – положительный настрой ребёнка. Для этого необходимо правильно подобрать мотивацию и опираться на собственную активность ребёнка.

Чтобы этого добиться на практике, приходиться одновременно решать много задач: правильно определять темп деятельности, количество и длительность пауз, уметь завершить занятие до момента пресыщения у ребёнка, быть гибким в выборе конкретных заданий по заданной теме, правильно определять объём предлагаемой ребёнку помощи.

Помощь взрослого должна быть строго дозирована: ребёнок не должен отказаться от выполнения задания из-за непреодолимых трудностей (при правильно подобранном задании), при этом взрослый не должен делать за ребёнка то, что он уже может сделать сам.

Иногда действительно нужно направить руку ребёнка (письмо «рука в руку»), которому очень сложно выстроить двигательную программу. Также может возникнуть ситуация, когда ребёнку нужно дополнительное сенсорное обеспечение деятельности, которое и осуществляется в контакте с рукой взрослого. Но взрослый при этом не должен пытаться подменять активность ребёнка. Это могут быть только отдельные короткие эпизоды, но ни в коем случае не длительное удержание руки ребёнка в руке взрослого.

Речевое сопровождение процесса рисования, когда взрослый подробно комментирует (но не критикует!) действия ребёнка, помогают ему анализировать свои действия и дают возможность освоить лексику, связанную с графической деятельностью. Например, ребёнок узнаёт. Что у линии есть начало и конец, что она может быть направлена вверх или вбок, может быть внутри круга или под ним. В дальнейшем это послужит основой для развития самостоятельного рисунка и пространственных представлений.

Организующая помощь должна соответствовать уровню самоорганизации ребёнка. Задача состоит в том, чтобы ребёнок был максимально самостоятелен, но не допускал ошибок, которые нельзя будет исправить. Участие взрослого может быть, соответственно, как минимальным (наводящие вопросы), так и развёрнутым.При наиболее проблемах с вниманием оптимальным будет формат работы, при котором взрослый выполняет то же задание на своём листе, давая ребёнку краткие пошаговые инструкции и привлекая его внимание к своему листу, затем – к его собственному. При выраженной импульсивности полезно рисовать одним мелком\карандашом на двоих, передавая его друг другу: так, пока взрослый показывает следующий шаг, ребёнок не может рисовать и ему проще сосредоточиться на объяснении. Таким образом, деятельность разбивается на ряд отдельных последовательных операций, каждой из которых предшествует этап планирования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!