СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необходимость учета типа темперамента при разработке индивидуальных образовательных маршрутов.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Необходимость учета типа темперамента при разработке индивидуальных образовательных маршрутов.»

Необходимость учета типа темперамента при разработке индивидуальных образовательных маршрутов.

В рамках темпа современной информатизации мира науки в целом и каждой личности в отдельности образование должно стать индивидуализированным, эффективным и перспективным. Огромный поток информации, а также ее доступность, несомненно, имеют множество преимуществ, однако и общая загруженность учащихся постоянно увеличивается. В случае предметов естественнонаучного цикла, на которые в учебном плане отводится небольшое количество часов, возникает необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Индивидуальные образовательные программы позволяют учитывать не только индивидуальные образовательные потребности, интересы и способности учащихся, но и материально-технические возможности школы.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [1]. С другой стороны, индивидуальный образовательный маршрут – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках школьников, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Цели использования индивидуальных образовательных маршрутов:

  1. Реализация личностных познавательных потребностей учащегося;

  2. Создание ситуации успеха как эффективного стимула познавательной деятельности;

  3. Подбор индивидуального темпа обучения и форм контроля;

  4. Формирование навыков рефлексии и самооценки;

  5. Развитие исследовательской культуры учащегося;

  6. Формирование умения качественно работать с различными источниками информации.



Для того чтобы составить эффективный индивидуальный образовательный маршрут и качественно его реализовать необходимо учитывать личностные особенности учащегося, такие как уровень развития ребенка, его способности и индивидуальные познавательные потребности.

Для определения этих критериев и особенностей необходимо использовать официальные диагностические методики. Оптимальным вариантом является консультация психолога.

Одним из ключевых качеств, определяющих способность к обучению, скорость усвоения новых знаний и приобретения навыков, является тип нервной системы и особенности темперамента.

Темперамент – это индивидуально-своеобразное свойство психики, определяющее динамику психической деятельности, включающее в себя скорость возникновения, темп и ритм протекания психических явлений (речевых, двигательных реакций), их интенсивность и направленность.

Все эти свойства определяются индивидуальными физиологическими особенностями, точнее свойствами нервной системы: силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Эти свойства незначительно корректируются в течение жизни в процессе воспитания и развития, однако остаются практически неизменными. В этом ключевое отличие темперамента от характера - именно темперамент определяет скорость освоения новых знаний, быстроту включения в новые виды деятельности и мобильность в решении задач различных типов.

Принципы подхода учителя к учащимся разных типов темпераментов:



  1. Учащиеся-сангвиники очень активны, общительны, увлекаемы, готовы к деятельности. Быстро включаются в работу, особенно творческой направленности, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, следовательно, необходимо исключить монотонный вид работы. При реализации индивидуальных образовательных маршрутов задачи зачастую имеют повышенный уровень трудности и требуют сосредоточенной, напряженной работы. В таком случае решение подобных заданий стоит разбить на несколько этапов. Перед такими учащимися всегда нужно ставить интересные, неординарные, креативные задачи разного типа, требующие постоянной смены вида и темпа деятельности.

Однако следует обратить внимание на то, что учащимся-сангвиникам свойственно «обещать, но не выполнять». Поэтому работу таких учащихся всегда необходимо строго контролировать на каждом этапе деятельности.

  1. Учащиеся–холерики отличаются особым типом нервной системы – у них процессы возбуждения доминируют над процессами торможения. Такие дети очень энергичны, импульсивны и подвижны с одной стороны и вспыльчивы, нетерпеливы, конфликтны – с другой. Если деятельность такого ребенка неизбежно подразумевает плавный и медленный темп работы, то при разработке индивидуальных образовательных маршрутов следует учесть тот факт, что ограничение подвижности и активности учащегося-холерика приведет к непослушанию, снижению интереса и мотивации и отказу от деятельности. Следовательно, в индивидуальный образовательный маршрут необходимо включать подвижные паузы, активные формы работы и исследовательской деятельности. В случае проявления признаков эмоционального напряжения лучше перевести внимание ребенка на нечто другое, положительное и отвлекающее. Учащиеся-холерики при всей импульсивности и эмоциональности чрезвычайно чувствительны к мнению и эмоциям окружающих, особенно родителей, педагога и одноклассников.

  2. Флегматики отличаются своим спокойствием, устойчивостью, постоянством, терпеливостью, надежностью, добросовестностью. На первый взгляд может показаться, что ребенок-флегматик очень медлителен и безразличен, однако это не показатель того, что ребенок не заинтересован, не понимает задачи и т. д. Причина такого темпа и типа работы – сильный и уравновешенный тип нервной системы. Такому ребенку нельзя работать в дефиците времени, поэтому при составлении индивидуальных образовательных маршрутов следует учесть, что учащийся самостоятельно должен планировать время, за которое он выполнит задание. Постоянная смена вида деятельности, обстановки или типов заданий могут снизить как эффективность деятельности флегматика, так и его самооценку. Если индивидуальный образовательный маршрут подразумевает активную смену видов заданий, обстановки или действий, то следует подготовить задания таким образом, чтобы они последовательно вытекали друг из друга. Также необходимо заранее обсудить с учащимся тип деятельности, разъяснить алгоритм и правила работы. Для эффективной работы ребенка с таким типом темперамента необходима высокая степень мотивации и заинтересованности, основанная на фактах и конкретных доводах. В учебную деятельность ребенок-флегматик включается медленно, но затем упорно трудится, внимание его при этом в меру устойчивое.

  3. Учащиеся-меланхолики – дети со слабым типом нервной системы. Обычно меланхолик - это сверхчувствительный ребенок, очень обидчивый и ранимый. Разработка индивидуального образовательного маршрута должна учитывать один из главных принципов «Не навреди!». Так как в случае неуспеха ребенок может замкнуться в себе и свойственная меланхоликам мнительность заставит ребенка заниматься самокопанием и приведет к снижению самооценки.

При проведении занятий согласно индивидуально-образовательному маршруту необходимо точно контролировать эмоциональную обстановку, проявлять чуткость, т. к. высокий уровень эмоциональной сензитивности может как повысить эффективность творческой работы, так и затруднить усвоение учебной информации. Учащиеся-меланхолики излишне эмоционально реагируют на трудности. Поэтому если необходимо отметить недостатки работы, стоит это делать исключительно в форме «недостаток - его решение», в спокойной обстановке. Категорически запрещено повышать тон в работе с такими детьми, даже в игровой форме. Чтобы повысить эффективность деятельности ребенка-меланхолика, необходимо компенсировать его быструю утомляемость перерывами в работе и разумной, основанной на знании их индивидуальных возможностей организацией учебы.

Учет индивидуальных особенностей типа темперамента при построении работы согласно индивидуальному образовательному маршруту позволит повысить эффективность познавательной и учебной деятельности, самооценку, приобрести навыки самоконтроля и самооценки.

Главное, что следует помнить, - не бывает плохих темпераментов, каждый темперамент хорош по-своему!


Список литературы:

  1. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. 20013

  2. Ильин Е. П. «Психология общения и межличностных отношений»

  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. Питер, 2013г., серия «Мастера Психологии».

  4. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 808с.

  5. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!