СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необычность повествования и сюжетов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Комментированное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Необычность повествования и сюжетов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Комментированное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»»

Необычность повествования и сюжетов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Комментированное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник (под редакцией В.Ф. Чертова), доска, презентация, проектор.

Цели:

  1. Образовательные:

  • Познакомить с биографией М.Е. Салтыкова-Щедрина, сформировать представление о личности писателя.

  • Выявить традиционное и новаторское в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина на материале «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  • Проанализировать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. Развивающие:

  • Развить навыки работы с текстом и аналитического чтения.

  • Повторить значение термина «гипербола», особенности функционирования гиперболы как художественного приёма в тексте.

  • Закрепить представления о характерных чертах народной сказки.

  • Совершенствовать навык выразительного чтения.

  • Развивать навык устной речи.

  • Развивать навыки обобщения и систематизации информации.

  1. Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, уважения своего и чужого человеческого достоинства.

  • Формирование стойких нравственных установок.

  • Воспитание внимательного и уважительного отношения к слову.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь, сегодня мы с вами продуктивно поработаем.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Дома вы познакомились с биографией Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (На экране портрет писателя). Произведения этого писателя нами ещё не изучались, поэтому особенно важно составить представление о его личности. Сейчас я задам вам несколько вопросов, которые помогут освежить в памяти прочитанное дома.

Учитель: Назовите годы жизни писателя.

Ученики: 1826-1889.

Учитель: Расскажите о его детских годах

Ученики: Детские годы писателя прошли в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Его мать, дочь состоятельного московского купца, была умелой и властной хозяйкой огромного имения. Салтыков-Щедрин говорил о себе впоследствии: «Я вырос на лоне крепостного права, все ужасы вековой кабалы я видел в их наготе». Он с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства жизни.

Учитель: Какое образование он получил? В каком известном заведении учился будущий писатель? Какой классик русской литературы учился там же? Расскажите о его первых литературных опытах. Какой псевдоним впоследствии избрал писатель?

Ученики: Салтыков-Щедрин получил прекрасное домашнее образование. Уже к шести годам он легко общался на французском и немецком языках. В 1836 году был принят в Московский дворянский институт, а в 1838 году был переведён в знаменитый Царскосельский лицей, где ранее учился А.С. Пушкин. Именно с лицеем связаны его первые литературные опыты. Несколько стихотворений молодого человека были помещены в журнал «Библиотека для чтения», но их автор вскоре ощутил, что поэзия не его призвание. Впоследствии писатель избрал себе псевдоним Н. Щедрин.

Учитель: Кем был М.Е. Салтыков-Щедрин по профессии? Как он проявил себя на этой службе?

Ученики: Он был чиновником. Служил в Вятке, Рязани (вице-губернатором), Пензе и Туле (в казённых палатах). Салтыков-Щедрин никогда не брал взяток, активно содействовал продвижению крестьянской реформы, боролся с бюрократией, произволом помещиков и чиновников, возбудил несколько уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами.

Учитель: Перечислите названия известных вам произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Ученики: «Губернские очерки», «Письма о провинции», «Помпадуры и помпадурши», «История одного города», «Сказки».

  1. Постановка учебной цели. Актуализация имеющихся знаний. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Ребята, запишите в тетради число, слова «классная работа» и тему урока (На доске: «Необычность повествования и сюжетов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Комментированное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)»).

Дома вы прочитали «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она была впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1869 году.

Давайте обратим внимание на название произведения. В нём присутствует слово «повесть». С какими словами оно у вас ассоциируется? Подберите однокоренные слова.

Ученики: Весть, повествовать, повествование.

Учитель: Очень хорошо. Слово «повесть» здесь следует понимать именно как «повествование, рассказ, изложение событий». Жанр же у этого произведения другой. Сейчас вы сами его назовёте. Обратите внимание на экран (на экране представлены пословицы с пропущенным словом).

  • … – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

  • Красна … складом, а песня — ладом.

  • Всякой … бывает конец.

Какое слово пропущено в этих пословицах?

Ученики: Сказка.

Учитель: Молодцы! «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» принадлежит к жанру сказки. Это одна из самых ранних сказок писателя.

Когда произносят слово «сказка», о чём вы прежде всего вспоминаете?

Ученики: О русских народных сказках.

Учитель: Действительно, с детства мы знаем множество народных сказок. Однако сказки сочинял не только народ. К этому жанру обращались многие писатели: Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д. С их сказками, я уверена, вы также знакомы.

Обратите внимание на представленную на слайде схему. Перенесите её в тетрадь. Она обобщает то, о чём мы говорили.

Сказки


народные

литературные

(нет конкретного автора;

обобщённый, коллективный

творец – народ)

(есть конкретный автор; он

опирается на традиции

народных сказок,

но привносит в них

индивидуальные, новые черты)

К какому типу сказок принадлежит «Повесть…»?

Ученики: К литературным сказкам, так как у неё есть конкретный автор.

Учитель: Верно. Сегодня на примере «Повести…» мы постараемся понять, в чём Салтыков-Щедрин следовал традиции, а в чём намеренно от неё отступил.

  1. Освоение и закрепление нового материала.

Учитель: Ребята, по ходу урока вы должны будете заполнить таблицу (Макет таблицы на доске), которая называется «Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина». В ней будет два столбца: «традиционные черты», «новаторство». В скобках записывайте примеры. Внимательно следите за беседой, участвуйте в ней. В конце урока мы проверим, что вы записали.

(На экране появляются иллюстрации, которые в течение урока сменяют друг друга, сопровождая обсуждаемые эпизоды.)

Прочитайте начало сказки.

Ученики: «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове».

Учитель: Есть ли в этом фрагменте что-нибудь, что привлекло ваше внимание, показалось знакомым по русским народным сказкам? Обратите внимание на язык произведения.

Ученики: Да, обороты «жили да были», «по щучьему велению».

Учитель: Правильно. Это традиционные сказочные речевые формулы, сказочные присказки. Приведите подобные примеры из других частей текста

Ученики: «долго ли, коротко ли», «он там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Учитель: Продолжим наблюдения над языком произведения. Прочитайте второй и третий абзацы.

Ученики: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось».

Учитель: Какие слова кажутся вам нетипичными для сказки?

Ученики: «Генералы», «регистратура», «штат», «кухарка», «пенсия», «примите уверение в совершенном моём почтении и преданности».

Учитель: Как вы думаете, зачем автор вводит их в произведение?

Ученики: Это приметы времени, канцелярская лексика (лексика государственных служащих, чиновников). Так сказке придаётся современное звучание, время действия становится более конкретным, звучат отсылки к современной автору действительности. Автор даёт понять, что смысл произведения не исчерпывается повествованием о вымышленных событиях.

Учитель: Молодцы! Очень интересное наблюдение.

Что произошло с генералами?

Ученики: Они очутились на необитаемом острове.

Учитель: Объясняется ли, почему и как они там оказались?

Ученики: Генералы попали на остров, «так как оба были легкомысленны». Как это произошло, не объясняется. Заснули они каждый у себя дома, а проснулись на необитаемом острове под одним одеялом.

Учитель: Да, вы правы. Для перехода к этому событию используется оборот «только вдруг». Такой сюжетный ход сближает произведение Салтыкова-Щедрина с народными сказками, важнейшая черта которых – установка на вымысел. Многие события происходят неожиданно и логически не мотивируются.

Как поначалу ведут себя генералы на острове? Что они делают? Получается ли у них что-нибудь?

Ученики: Они растерянны, не знают, что им делать. Они пытаются определить, где восток, а где запад, найти что-нибудь съестное. Но у них ничего не получается: найти-то они нашли, только не знают, как добыть и приготовить еду.

Учитель: Как это характеризует их?

Ученики: Беспомощные, ничего не умеют делать.

Учитель: Как вы думаете, чем объясняется их беспомощность?

Ученики: Служба составляла всю их жизнь. Их интересы и знания ограничиваются только ею.

Учитель: Подтвердите своё мнение текстом

Ученики: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали».

Учитель: Какую газету находят генералы на острове?

Ученики: «Московские ведомости»

Учитель: Ребята, название этой газеты появляется в сказке не случайно. Такое издание действительно существовало, в нём критиковались общественные и политические взгляды Салтыкова-Щедрина. О чём в ней пишут, согласно тексту сказки?

Ученики: Только о разного рода светских событиях и о еде.

Учитель: Случайно ли, что генералы с удовольствием её читают?

Ученики: Нет, не случайно. Это свидетельство их ограниченности, скудости внутреннего мира, узости интересов.

Учитель: Каковы представления генералов о мире?

Ученики: Не могут определить части света; думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

Учитель: Могут ли в действительности люди быть настолько неприспособленными к жизни и ограниченными?

Ученики: Нет, это представляется сомнительным.

Учитель: Правильно. Автор намеренно преувеличивает беспомощность и ограниченность генералов, делая эти образы карикатурными, смешными, нелепыми.

Вам уже знаком термин, который называет художественное преувеличение. Какой это термин?

Ученики: Гипербола.

Учитель: Верно. Гипербола довольно часто встречается и в народных сказках. Когда мы сталкиваемся в них с этим приёмом?

Ученики: Например, при описании невиданной силы героя, красоты героини.

(На слайде появляется определение.)

Учитель: Давайте вспомним более точное определение этого термина, запишите его в тетрадь. Гипербола – художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

Помимо «Московских ведомостей», генералы находят на острове вездесущего мужика. Показательно, что абсолютно неприспособленные к жизни генералы твёрдо знают, как устроиться поудобнее – надо найти мужика, который всё для них сделает.

Прочитайте, в каком состоянии застали генералы мужика?

Ученики: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

Учитель: Какой приём использован при описании внешности мужика?

Ученики: Гипербола («громаднейший мужичина»).

Учитель: Как воспринимает мужик приказы генералов?

Ученики: Как должное, во всём их слушается.

Учитель: Как он сам себя мысленно характеризует?

Ученики: «Тунеядец».

Учитель: Что генералы предпринимают, чтобы мужик от них не сбежал и как реагирует на это он сам?

Ученики: Генералы хотят связать мужика и привязать к дереву на ночь. Он сам вьёт для этой цели верёвку, выражая полную покорность.

Учитель: Какой контраст, противоречие вызывает у читателя недоумение?

Ученики: Безропотное повиновение «громаднейшего мужичины» беспомощным генералам.

Учитель: Как относится автор к такой позиции своего героя?

Ученики: Отрицательно. Автор подшучивает над мужиком, изображая его самоуничижительную покорность.

Учитель: Можно ли назвать такую покорность положительным качеством мужика?

Ученики: Нет, он лишён чувства собственного достоинства, перестал видеть в себе человека.

Учитель: Придерживается ли кто-нибудь другой точки зрения? (Ученики дополняют ответ, высказывают своё мнение.)

Учитель: Есть ли у мужика положительные качества?

Ученики: Да, он трудолюбив, смекалист, всё умеет делать (ловит птиц, в пригорошне суп варит, мастерит плот).

Учитель: Мы видим, что в произведении Салтыкова-Щедрина, в отличие от народной сказки, нет однозначно положительных героев.

Можно ли сказать, что автор смеётся над генералами?

Ученики: Да.

Учитель: А над мужиком?

Ученики: Тоже.

Учитель: Одинаковый ли это смех?

Ученики: Нет, над мужиком автор дружески посмеивается, а по отношению к генералам смех приобретает осуждающий окрас, становится злым, обличительным. (Ученики дополняют ответ, высказывают своё мнение.)

Учитель: Злой, обличительный смех отличает сказки писателя от народных произведений, где смех исключительно добрый.

Попробуем подняться на уровень обобщений. Как вам кажется, что олицетворяют генералы, а что мужик? (Выслушиваются разные варианты ответа.)

Учитель: Наиболее корректно было бы сказать так: генералы олицетворяют власть, а мужик – народ. Какая социальная проблема в связи с этим поднимается в сказке писателя? (Выслушиваются разные формулировки: проблема угнетения властью народа, всевластия одних и бесправия других, добровольного рабства.)

Учитель: Ребята, наиболее полной будет являться первая формулировка: проблема угнетения властью народа. Писатель затрагивает в произведении социальную проблему, что не характерно для народной сказки.

Используя элементы традиционной сказочной формы, Салтыков-Щедрин наполняет своё произведение общественно-политическим содержанием.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Во время нашей беседы вы заполняли таблицу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ученик зачитывает содержание своей таблицы, другие дополняют.)

(Учитель выводит на экран заполненную таблицу, дети сравнивают и корректируют свои записи в тетради.)

Таблица «Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Традиционные черты

Новаторство

традиционные сказочные речевые формулы («жили да были», «по щучьему велению»)

канцелярская лексика («регистратура», «штат», «кухарка», «пенсия»)

установка на вымысел; многие события происходят неожиданно и логически не мотивируются

нет однозначно положительных героев (мужик трудолюбив и смекалист, но рабски покорен)

гипербола – художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

(«громаднейший мужичина», беспомощность генералов)

присутствует злой, обличительный смех (по отношению к генералам)

добрая, дружеская насмешка (по отношению к мужику)

писатель затрагивает в произведении социальную проблему (проблема угнетения властью народа); общественно-политическое содержание


  1. Выставление оценок. Задавание домашнего задания.

Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! (Выставление оценок.)

На следующем уроке мы продолжим разговор о сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, познакомимся с использованными в них художественными приёмами.

Дома вы должны будете письменно ответить на вопрос №7 со стр.15 учебника («В чём смысл финала «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?») (объём – 0,5 стр.), прочитать сказку «Медведь на воеводстве». Также к следующему занятию вы должны знать содержание записей в тетради.

Урок окончен. До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!