Необычность повествования и сюжетов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Комментированное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник (под редакцией В.Ф. Чертова), доска, презентация, проектор.
Цели:
Образовательные:
Познакомить с биографией М.Е. Салтыкова-Щедрина, сформировать представление о личности писателя.
Выявить традиционное и новаторское в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина на материале «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Проанализировать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Развивающие:
Развить навыки работы с текстом и аналитического чтения.
Повторить значение термина «гипербола», особенности функционирования гиперболы как художественного приёма в тексте.
Закрепить представления о характерных чертах народной сказки.
Совершенствовать навык выразительного чтения.
Развивать навык устной речи.
Развивать навыки обобщения и систематизации информации.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия, уважения своего и чужого человеческого достоинства.
Формирование стойких нравственных установок.
Воспитание внимательного и уважительного отношения к слову.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь, сегодня мы с вами продуктивно поработаем.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Дома вы познакомились с биографией Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (На экране портрет писателя). Произведения этого писателя нами ещё не изучались, поэтому особенно важно составить представление о его личности. Сейчас я задам вам несколько вопросов, которые помогут освежить в памяти прочитанное дома.
Учитель: Назовите годы жизни писателя.
Ученики: 1826-1889.
Учитель: Расскажите о его детских годах
Ученики: Детские годы писателя прошли в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Его мать, дочь состоятельного московского купца, была умелой и властной хозяйкой огромного имения. Салтыков-Щедрин говорил о себе впоследствии: «Я вырос на лоне крепостного права, все ужасы вековой кабалы я видел в их наготе». Он с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства жизни.
Учитель: Какое образование он получил? В каком известном заведении учился будущий писатель? Какой классик русской литературы учился там же? Расскажите о его первых литературных опытах. Какой псевдоним впоследствии избрал писатель?
Ученики: Салтыков-Щедрин получил прекрасное домашнее образование. Уже к шести годам он легко общался на французском и немецком языках. В 1836 году был принят в Московский дворянский институт, а в 1838 году был переведён в знаменитый Царскосельский лицей, где ранее учился А.С. Пушкин. Именно с лицеем связаны его первые литературные опыты. Несколько стихотворений молодого человека были помещены в журнал «Библиотека для чтения», но их автор вскоре ощутил, что поэзия не его призвание. Впоследствии писатель избрал себе псевдоним Н. Щедрин.
Учитель: Кем был М.Е. Салтыков-Щедрин по профессии? Как он проявил себя на этой службе?
Ученики: Он был чиновником. Служил в Вятке, Рязани (вице-губернатором), Пензе и Туле (в казённых палатах). Салтыков-Щедрин никогда не брал взяток, активно содействовал продвижению крестьянской реформы, боролся с бюрократией, произволом помещиков и чиновников, возбудил несколько уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами.
Учитель: Перечислите названия известных вам произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Ученики: «Губернские очерки», «Письма о провинции», «Помпадуры и помпадурши», «История одного города», «Сказки».
Постановка учебной цели. Актуализация имеющихся знаний. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: Ребята, запишите в тетради число, слова «классная работа» и тему урока (На доске: «Необычность повествования и сюжетов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Комментированное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)»).
Дома вы прочитали «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она была впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1869 году.
Давайте обратим внимание на название произведения. В нём присутствует слово «повесть». С какими словами оно у вас ассоциируется? Подберите однокоренные слова.
Ученики: Весть, повествовать, повествование.
Учитель: Очень хорошо. Слово «повесть» здесь следует понимать именно как «повествование, рассказ, изложение событий». Жанр же у этого произведения другой. Сейчас вы сами его назовёте. Обратите внимание на экран (на экране представлены пословицы с пропущенным словом).
… – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Красна … складом, а песня — ладом.
Всякой … бывает конец.
Какое слово пропущено в этих пословицах?
Ученики: Сказка.
Учитель: Молодцы! «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» принадлежит к жанру сказки. Это одна из самых ранних сказок писателя.
Когда произносят слово «сказка», о чём вы прежде всего вспоминаете?
Ученики: О русских народных сказках.
Учитель: Действительно, с детства мы знаем множество народных сказок. Однако сказки сочинял не только народ. К этому жанру обращались многие писатели: Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д. С их сказками, я уверена, вы также знакомы.
Обратите внимание на представленную на слайде схему. Перенесите её в тетрадь. Она обобщает то, о чём мы говорили.
Сказки
народные | литературные |
(нет конкретного автора; обобщённый, коллективный творец – народ) | (есть конкретный автор; он опирается на традиции народных сказок, но привносит в них индивидуальные, новые черты) |
К какому типу сказок принадлежит «Повесть…»?
Ученики: К литературным сказкам, так как у неё есть конкретный автор.
Учитель: Верно. Сегодня на примере «Повести…» мы постараемся понять, в чём Салтыков-Щедрин следовал традиции, а в чём намеренно от неё отступил.
Освоение и закрепление нового материала.
Учитель: Ребята, по ходу урока вы должны будете заполнить таблицу (Макет таблицы на доске), которая называется «Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина». В ней будет два столбца: «традиционные черты», «новаторство». В скобках записывайте примеры. Внимательно следите за беседой, участвуйте в ней. В конце урока мы проверим, что вы записали.
(На экране появляются иллюстрации, которые в течение урока сменяют друг друга, сопровождая обсуждаемые эпизоды.)
Прочитайте начало сказки.
Ученики: «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове».
Учитель: Есть ли в этом фрагменте что-нибудь, что привлекло ваше внимание, показалось знакомым по русским народным сказкам? Обратите внимание на язык произведения.
Ученики: Да, обороты «жили да были», «по щучьему велению».
Учитель: Правильно. Это традиционные сказочные речевые формулы, сказочные присказки. Приведите подобные примеры из других частей текста
Ученики: «долго ли, коротко ли», «он там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Учитель: Продолжим наблюдения над языком произведения. Прочитайте второй и третий абзацы.
Ученики: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось».
Учитель: Какие слова кажутся вам нетипичными для сказки?
Ученики: «Генералы», «регистратура», «штат», «кухарка», «пенсия», «примите уверение в совершенном моём почтении и преданности».
Учитель: Как вы думаете, зачем автор вводит их в произведение?
Ученики: Это приметы времени, канцелярская лексика (лексика государственных служащих, чиновников). Так сказке придаётся современное звучание, время действия становится более конкретным, звучат отсылки к современной автору действительности. Автор даёт понять, что смысл произведения не исчерпывается повествованием о вымышленных событиях.
Учитель: Молодцы! Очень интересное наблюдение.
Что произошло с генералами?
Ученики: Они очутились на необитаемом острове.
Учитель: Объясняется ли, почему и как они там оказались?
Ученики: Генералы попали на остров, «так как оба были легкомысленны». Как это произошло, не объясняется. Заснули они каждый у себя дома, а проснулись на необитаемом острове под одним одеялом.
Учитель: Да, вы правы. Для перехода к этому событию используется оборот «только вдруг». Такой сюжетный ход сближает произведение Салтыкова-Щедрина с народными сказками, важнейшая черта которых – установка на вымысел. Многие события происходят неожиданно и логически не мотивируются.
Как поначалу ведут себя генералы на острове? Что они делают? Получается ли у них что-нибудь?
Ученики: Они растерянны, не знают, что им делать. Они пытаются определить, где восток, а где запад, найти что-нибудь съестное. Но у них ничего не получается: найти-то они нашли, только не знают, как добыть и приготовить еду.
Учитель: Как это характеризует их?
Ученики: Беспомощные, ничего не умеют делать.
Учитель: Как вы думаете, чем объясняется их беспомощность?
Ученики: Служба составляла всю их жизнь. Их интересы и знания ограничиваются только ею.
Учитель: Подтвердите своё мнение текстом
Ученики: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали».
Учитель: Какую газету находят генералы на острове?
Ученики: «Московские ведомости»
Учитель: Ребята, название этой газеты появляется в сказке не случайно. Такое издание действительно существовало, в нём критиковались общественные и политические взгляды Салтыкова-Щедрина. О чём в ней пишут, согласно тексту сказки?
Ученики: Только о разного рода светских событиях и о еде.
Учитель: Случайно ли, что генералы с удовольствием её читают?
Ученики: Нет, не случайно. Это свидетельство их ограниченности, скудости внутреннего мира, узости интересов.
Учитель: Каковы представления генералов о мире?
Ученики: Не могут определить части света; думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».
Учитель: Могут ли в действительности люди быть настолько неприспособленными к жизни и ограниченными?
Ученики: Нет, это представляется сомнительным.
Учитель: Правильно. Автор намеренно преувеличивает беспомощность и ограниченность генералов, делая эти образы карикатурными, смешными, нелепыми.
Вам уже знаком термин, который называет художественное преувеличение. Какой это термин?
Ученики: Гипербола.
Учитель: Верно. Гипербола довольно часто встречается и в народных сказках. Когда мы сталкиваемся в них с этим приёмом?
Ученики: Например, при описании невиданной силы героя, красоты героини.
(На слайде появляется определение.)
Учитель: Давайте вспомним более точное определение этого термина, запишите его в тетрадь. Гипербола – художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.
Помимо «Московских ведомостей», генералы находят на острове вездесущего мужика. Показательно, что абсолютно неприспособленные к жизни генералы твёрдо знают, как устроиться поудобнее – надо найти мужика, который всё для них сделает.
Прочитайте, в каком состоянии застали генералы мужика?
Ученики: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».
Учитель: Какой приём использован при описании внешности мужика?
Ученики: Гипербола («громаднейший мужичина»).
Учитель: Как воспринимает мужик приказы генералов?
Ученики: Как должное, во всём их слушается.
Учитель: Как он сам себя мысленно характеризует?
Ученики: «Тунеядец».
Учитель: Что генералы предпринимают, чтобы мужик от них не сбежал и как реагирует на это он сам?
Ученики: Генералы хотят связать мужика и привязать к дереву на ночь. Он сам вьёт для этой цели верёвку, выражая полную покорность.
Учитель: Какой контраст, противоречие вызывает у читателя недоумение?
Ученики: Безропотное повиновение «громаднейшего мужичины» беспомощным генералам.
Учитель: Как относится автор к такой позиции своего героя?
Ученики: Отрицательно. Автор подшучивает над мужиком, изображая его самоуничижительную покорность.
Учитель: Можно ли назвать такую покорность положительным качеством мужика?
Ученики: Нет, он лишён чувства собственного достоинства, перестал видеть в себе человека.
Учитель: Придерживается ли кто-нибудь другой точки зрения? (Ученики дополняют ответ, высказывают своё мнение.)
Учитель: Есть ли у мужика положительные качества?
Ученики: Да, он трудолюбив, смекалист, всё умеет делать (ловит птиц, в пригорошне суп варит, мастерит плот).
Учитель: Мы видим, что в произведении Салтыкова-Щедрина, в отличие от народной сказки, нет однозначно положительных героев.
Можно ли сказать, что автор смеётся над генералами?
Ученики: Да.
Учитель: А над мужиком?
Ученики: Тоже.
Учитель: Одинаковый ли это смех?
Ученики: Нет, над мужиком автор дружески посмеивается, а по отношению к генералам смех приобретает осуждающий окрас, становится злым, обличительным. (Ученики дополняют ответ, высказывают своё мнение.)
Учитель: Злой, обличительный смех отличает сказки писателя от народных произведений, где смех исключительно добрый.
Попробуем подняться на уровень обобщений. Как вам кажется, что олицетворяют генералы, а что мужик? (Выслушиваются разные варианты ответа.)
Учитель: Наиболее корректно было бы сказать так: генералы олицетворяют власть, а мужик – народ. Какая социальная проблема в связи с этим поднимается в сказке писателя? (Выслушиваются разные формулировки: проблема угнетения властью народа, всевластия одних и бесправия других, добровольного рабства.)
Учитель: Ребята, наиболее полной будет являться первая формулировка: проблема угнетения властью народа. Писатель затрагивает в произведении социальную проблему, что не характерно для народной сказки.
Используя элементы традиционной сказочной формы, Салтыков-Щедрин наполняет своё произведение общественно-политическим содержанием.
Подведение итогов урока.
Учитель: Во время нашей беседы вы заполняли таблицу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ученик зачитывает содержание своей таблицы, другие дополняют.)
(Учитель выводит на экран заполненную таблицу, дети сравнивают и корректируют свои записи в тетради.)
Таблица «Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Традиционные черты | Новаторство |
традиционные сказочные речевые формулы («жили да были», «по щучьему велению») | канцелярская лексика («регистратура», «штат», «кухарка», «пенсия») |
установка на вымысел; многие события происходят неожиданно и логически не мотивируются | нет однозначно положительных героев (мужик трудолюбив и смекалист, но рабски покорен) |
гипербола – художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления («громаднейший мужичина», беспомощность генералов) | присутствует злой, обличительный смех (по отношению к генералам) |
добрая, дружеская насмешка (по отношению к мужику) | писатель затрагивает в произведении социальную проблему (проблема угнетения властью народа); общественно-политическое содержание |
Выставление оценок. Задавание домашнего задания.
Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! (Выставление оценок.)
На следующем уроке мы продолжим разговор о сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, познакомимся с использованными в них художественными приёмами.
Дома вы должны будете письменно ответить на вопрос №7 со стр.15 учебника («В чём смысл финала «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?») (объём – 0,5 стр.), прочитать сказку «Медведь на воеводстве». Также к следующему занятию вы должны знать содержание записей в тетради.
Урок окончен. До свидания!