СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необыкновенный полёт. Урок по теме "Действия с обыкновенными дробями" математика 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Действия с обыкновенными дробями"

математика 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Необыкновенный полёт. Урок по теме "Действия с обыкновенными дробями" математика 5 класс»

Муниципальное Общеобразовательное учреждение: «Средняя школа № 2 г.Онеги»











Необыкновенный полёт

Урок по теме "действия с обыкновенными дробями"

математика 5 класс





Тулякова Елена Николаевна,

учитель математики и физики,























Цели урока:

  • повторение и обобщение знаний и умений по данной теме; совершенствование вычислительных навыков

  • развивающая – развитие творческой самостоятельности, формирование опыта работы в группах, развитие познавательного интереса учащихся

  • воспитательная – формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, воспитание чувства патриотизма

Задачи:

  • отрабатывать и закреплять умения и навыки выполнения действий сложения, вычитания, умножения, деления дробей, порядок действий;

  • развивать навык самоконтроля;

  • развивать навык работы с интерактивной доской;

  • воспитывать культуру умственного труда.



Технология использования интерактивной доски на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Обоснование целесообразности использования интерактивной доски

Для использования представленного дидактического материала для фронтальной работы с классом необходима интерактивная доска. Использование данного материала и интерактивной доски даёт следующие возможности

учителю:

  • скрывать правильные ответы до определённого момента;

  • использовать материал в нескольких классах параллели;

  • привлекать к работе на уроке всех учащихся (включая учащихся с низкой мотивацией);

  • развивать общие учебные умения и навыки учащихся;

  • укреплять обратную связь;

  • экономить учебное время;

  • развивать интерес к предмету, к информационно- коммуникационным технологиям;

учащимся:

  • осознанно и внимательно выполнять задания вследствие их оригинального предъявления, что будет способствовать развитию учебно-познавательной компетенции;

  • визуально наблюдать правильные ответы, своевременно реагировать на допущенные ошибки;

  • развивать интерес к теме, к предмету, к информационно- коммуникационным технологиям;

  • совершенствовать навык работы с интерактивной доской;

  • испытать ситуацию успеха.





План урока:

п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке.


Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования к уроку.

2 МИНУТЫ

2

Целевая установка

Сообщение темы и разъяснение цели и задач урока

Восприятие разъяснений учителя и запись темы

2 МИНУТЫ

3

Актуализация опорных знаний.

Проверка знаний учащихся, полученных ранее

Работа с определениями

4 МИНУТ

4

Устный счёт

Проверка знаний учащихся, полученных ранее

Устная работа с элементами устного счета

8 МИНУТ

5

Физ. минутка

Установка на выполнение упражнений для снятия напряжения

Выполнение упражнений

3 МИНУТЫ

6

Формирование умений и навыков

Проверка умения решать примеры по действиям, проверка выполнения действий с обыкновенными дробями

Письменное выполнение заданий

18 МИНУТ

7


Рефлексия

Итог урока

Задание на дом



видеоролик

Вопросы учащимся

Рассмотрение проблемы


Ответы на вопросы.

Рассмотрение заданий домашней работы

Запись в дневниках.

3 МИНУТЫ







Организационный момент

Учитель. (Слайд № 1) Ребята! Вы уже знаете, что 12 апреля наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. Для вас привычно, что с Земли стартуют космические корабли и в небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, летят к другим планетам космические станции. Вы можете сказать: «Что тут особенного?». А то, что ещё 50 лет назад космические полёты были из области фантастики. 4 октября 1957г. произошло событие, которое потрясло весь мир,- был запущен первый искусственный спутник Земли. Это было первое, созданное человеком тело, которое не упало на Землю, а стало вращаться вокруг неё. 19августа 1960г. стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами на борту – Белкой и Стрелкой. Они провели в космосе 22 часа и благополучно вернулись на Землю. А далее был запущен космический корабль с человеком на борту. Им был наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Полёт имел огромное значение. Он ответил на главный вопрос: полёты возможны. Сегодня я предлагаю вам вернуться на 50 лет назад и окунуться в атмосферу первого полёта человека в космос.

Актуализация опорных знаний.

Учитель. Будущие космонавты начали подготовку к полету, а технические испытания космических кораблей продолжались постоянно. Лекции: «Механика космического полета», «Авиация и космическая медицина», «Астрономия», «Кинофотосъемка» и другие. Это теория. Практика прыжки с парашютами, вращение на центрифуге, тренировки на невесомость, испытания на одиночество в сурдокамере, «подъемы» в барокамерах, проверки в термокамерах.

Мы с вами тоже прошли определённую подготовку. Вы знаете правила сложения и вычитания дробей, и сейчас вам предлагается выполнить первое задание. У вас на столах в конверте наборы карточек, из которых вы составляете правила сложения, вычитания.

Проверка происходит на интерактивной доске. (Слайд № 2) Один их учащихся меняет местами прямоугольники, чтобы получились верные высказывания.

Устный счёт

Учитель. Первый полёт был осуществлён на космическом корабле название которого вам надо отгадать.

Решив примеры на сложение дробей, выберите правильный ответ, и вы получите название корабля.

Задание на интерактивной доске с использованием функции шторка. (Слайд № 3) Ребята решают примеры, выделяя на доске правильный ответ.


Вы знаете правила умножения и деления дробей, и сейчас вам предлагается выполнить следующее задание. У вас на столах в конверте наборы карточек, из которых вы составляете правила умножения и деления.

Проверка происходит на интерактивной доске. (Слайд № 4) Один их учащихся меняет местами прямоугольники, чтобы получились верные высказывания.




Формирование умений и навыков

Учитель. У каждого космонавта есть свой позывной. Был он и у Юрия Алексеевича Гагарина.

(Слайд № 5) Сопоставив каждой цифре определённую букву, вы узнаете позывной Ю.А.Гагарина.

Проверить правильность ответа можно, стерев «ластиком» защитный слой в желтом прямоугольнике.

Физическая разминка.

Учитель. Перед тем, как вы попробуете самостоятельно использовать полученные знания, давайте отдохнём и выполним несколько физических упражнений, для снятия напряжения.

Сели прямо в космические кресла, закрыли глаза, руки вверх, потянулись, руки вперед, открыли глаза. Выполняем упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза и резко их открыть. (10 раз)

Учитель называет числа, если число смешанное, то учащиеся подпрыгивают, если обыкновенная дробь, то приседают, если натуральное число, то хлопают в ладоши.



Учитель. Для определения даты полёта вам предстоит решить примеры. Правильно расставив порядок действий, применив правила сложения, вычитания, деления, умножения дробей вы найдёте дату полёта «Космонавта № 1».

Вспомнить порядок выполнения действий в примерах.

К доске поочерёдно выходят 3 учащихся для выполнения 3 заданий, остальные работают в тетрадях.

Для того чтобы освоить технику работы с дробями, попробуйте самостоятельно применить полученные знания, используя образцы примеров. Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

(Слайд № 6) Проверка ответов происходит после выполнения задания. Правильные ответы «спрятаны» в сиреневом квадрате с затенением. Для появления ответа достаточно убрать затенение.

Учитель. Пуск корабля прошел успешно. В комнате, где был расположен пульт управления, все присутствующие с огромным волнением вслушивались в голос Гагарина, звучавший с орбиты

Учитель. Для преодоления земного тяготения и вывода объекта в космос требуется огромная энергия. Для вывода на орбиту космических кораблей используют ракеты – единственные движители, способные развить нужную нам первую космическую скорость.

(Слайд № 7) 28260км/ч такова скорость движения ракеты «Восток 1», время полёта 108 минут. Сделав соответствующие преобразования, определите какое расстояние преодолела ракета с Ю.А.Гагариным на борту.

Разбор преобразований. Самостоятельное решение задачи учащимися с последующей проверкой.

Рефлексия. Устали. Предлагаю в конце урока отложить ручки в сторону и немного включить воображение и память.

На корабле двое часов: одни стоят, другие спешат. Какие часы лучше (с точки зрения математики)?

Запуск космического корабля «Восток 1» (видеофрагмент).

Задание на дом: Учащиеся отвечают на вопросы, рассматривают задания домашней работы и записывают в дневниках.

Учитель подводит итог урока.

Ожидаемые результаты обучения:

  1. Учащиеся должны выполнять все действия с дробями.

  2. Учащиеся должны уметь выполнять примеры на порядок действий.

  3. Учащиеся должны уметь делать перевод единиц.

  4. Учащиеся должны уметь решать текстовые задачи.



















Презентация



Слайд № 1

Необыкновенный полёт

Слайд № 2

сложить их числители, а знаменатель оставить прежним

Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно





Сначала привести их к общему знаменателю

Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно





Из числителя первой дроби вычесть числитель второй, а знаменатель оставить прежним

Чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями, нужно









Слайд № 3

Слайд № 4



Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Раздаточный материал

  1. Карточки с определениями

Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно

Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно

Чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями, нужно







сложить их числители, а знаменатель оставить прежним

Сначала привести их к общему знаменателю





Из числителя первой дроби вычесть числитель второй, а знаменатель оставить прежним

































2. Карточки с примерами

































































































Приложение















































Литература



  1. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика 5класс. – Москва, «Просвещение» 2009г.

  2. Электронное приложение к газете «Физика» № 1 – 4/ 2011

















































































Самоанализ урока математики в 5 «а» классе


Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это "кусок истории личностной судьбы ребенка”.
Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.

Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями». 1 урок по данной теме.

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:
- повторить и закрепить навыки выполнения действий с дробями,

- тренировать навыки устных и письменных вычислений, решения текстовых задач,

примеров на порядок действий;

- развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету;

- развивать навык работы с интерактивной доской.

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.

Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
• словесные (рассказ учителя)

• наглядные (интерактивная презентация всех этапов урока, карточки для индивидуальной работы);
• письменных и устных упражнений, и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме;

• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- коллективная;

- индивидуальная.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

На уроке целесообразно использовались возможности интерактивной доски.

С первой минуты урока дети были настроены на рабочий лад. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась за счет разнообразия заданий, за счет постоянной смены наглядности, нетрадиционной формы проведения урока, эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока.

Время на различных этапах урока использовалось рационально. Для эмоциональной разгрузки и снятия напряжения учащимся была предложена гимнастика для глаз.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, производить вычисления с дробями, решать задачи, знают порядок действий, названия компонентов действий и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!