СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие "неолитическая революция" является важным событием в истории человечества. Обучающиеся с интересом знакомятся с этим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники»

Тема урока: Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники


Цели и задачи:

- познакомить с понятием «неолитическая революция»;

- изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла;

- активизировать учащихся на построение суждений и логических выводов;

- познакомить с понятиями ремесленники, эксплуатация, вождеводство, соседская община, союз племен, государство, народ, этнос.


Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа.


Планируемые результаты:

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.

Предметные: определение исторических процессов, событий во времени, определение и использование исторических понятий и терминов, овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию, понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека

Метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога), определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель: сегодня мы изучим понятие «неолитическая революция», которое считается самым важным событием в истории человечества.

Целью урока является получение ответа на вопрос «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?».

Этапы этого события построены в логическую цепочку – одно вытекает из другого, поэтому наш урок будет основан на построение логических выводов. Схема работы такова: учитель произносит факт, ученики строят логический вывод, в сложных случаях учитель помогает.

  1. Изучение нового учебного материала

Учитель:

События периода неолита:

5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.

Как это произошло?

Ответы учеников: человек заметил, что несъеденные им семена плодов, попадая в землю, дают всходы. Затем он стал собирать и сажать крупные семена.

Учитель: Это привело к тому, что?

Ответы учеников: появились специальные орудия для обработки земли: мотыги с каменными наконечниками.

Учитель:

Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей – таким образом?

Ответы учеников: таким образом, на смену охоте пришло скотоводство – одомашнивание животных.

Учитель:

Таким образом, неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству.

Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству называют революцией?

Что хотят подчеркнуть этим словом?

Ответы учеников – потому что…, то, что

Учитель:

Что еще научились делать люди:

  1. Обжигать глину и изготавливать керамическую посуду

  2. Прясть волокна и ткань, шить одежду из ткани

  3. Обрабатывать металлы (медь, бронзу, железо)

  4. Обмениваться продуктами

Почему люди научились это делать?

Ответы учеников – люди научились это делать потому, что…

Учитель:

Влияние климатических условий на занятия людей:

- в северных лесных районах европейской части России и в Сибири население занималось охотой, рыболовством, собирательством – таким образом?

Ответы учеников – таким образом, скотоводческие племена осваивали степные районы и переходили к кочевому образу жизни.

Учитель:

- в лесостепной полосе расселялись земледельческие племена, - занятия земледелием требует продолжительной жизни в одном месте, таким образом?

Ответы учеников - таким образом, земледельческие племена перешли к оседлой жизни

Учитель: следовательно? – у них появились поселения, похожие на города.

Первые ремесленники – люди, производящие изделия для всего племени, часто не занимались земледелием.

Учитель:

Происходили перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением. Почему?

Ответы учеников – старейшины и вожди пользовались всеобщим уважением потому что…

Учитель:

Старейшины руководили общими работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали сложившиеся порядки. Вожди возглавляли военные походы. Таким образом, что делали старейшины и вожди?

Ответы учеников – таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.

Учитель:

С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди получали возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы. Таким образом, они выделялись уже не только своим авторитетом, но и богатством. Таким образом, к чему это привело?

Ответы учеников - таким образом, это привело к появлению социального неравенства.

Учитель:

Накопление значительных ценностей у одних племен вызывало у других желание отобрать их. К чему это приводило?

Ответы учеников - это приводило к военным столкновениям между племенами.

Учитель:

Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы. К чему это привело?

Ответы учеников - это привело к расширению социального неравенства.

Учитель:

Таким образом, это привело к зарождению эксплуатации – присвоение результатов чужого труда.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. К чему это приводило?

Ответы учеников – это привело к тому что, родовые узы слабели, нередко отдельные семьи покидали своих соплеменников и селились в чужих общинах.

Учитель:

Таким образом, на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – объединение людей не по кровному родству, а по совместному проживанию на определенной территории. Постепенно несколько деревень объединялись под властью верховного вождя, так образовалось вождеводство. Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племен. Почему племена объединялись в союзы племен?

Ответы учеников - племена объединялись в союзы племен потому что, им было выгодно защищаться от совместного врага.

Учитель:

Во главе союза племен становились люди, для которых управление своей землей и ее защита являлись главным занятием. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения – законы, и следили за их исполнением. Зачем нужны законы?

Ответы учеников - им нужны были законы потому что…

Учитель:

Все эти изменения приводили к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни общества. Таким образом, на смену первобытному обществу приходит государство. В процессе отмирания родо-племенных отношений люди перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Таким образом, происходило становление народа или этноса. Каждый народ говорил на своем языке, проживал на собственной территории, был связан общей хозяйственной и культурной жизнью.

  1. Закрепление учебного материала

- как и почему менялась организация жизни людей?

- в чем отличия родовой общины от соседской?

- почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества? – потому что переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.

Рефлексия

Незаконченное предложение:

- самым интересным для меня было..., потому что...;

- сегодня на уроке я узнал(а)...;

- мне понравилось..., потому что...;

- мне не понравилось...

4. Задание на дом

- Читать материал «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники» на стр. 15-18 учебника , отвечать на вопросы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!