«Неологический бум» - рождение новых слов»
Цели:
1. Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике современного русского языка.
2. Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексной работы с текстом.
3. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа
На предыдущих уроках мы говорили о стремительном росте словарного состава языка, об активных процессах в современном русском языке.
- Назовите внешние факторы, которые влияют на изменение языка.:
1 изменения в жизни общества;
2 развитие научно-технического прогресса;
3 изменение состава носителей языка;
4 влияние других языков в результате языковых контактов
5 активное действие СМИ
6 развитие человека как сильной личности.
- Назовите внутренние факторы
1 изменение структуры языка;
(изменения языка происходят путем медленного накопления нового качества и постепенного отмирания старых элементов)
2 неравномерное развитие разных ярусов языка;
(лексика – самая подвижная часть языка; более консервативные фонетическая, морфологическая и синтаксические системы)
3 постепенное выравнивание системы языка;
(закон аналогии: кофе – м. р., слово всё чаще употребляют в ср. р.)
- Какие активные процессы происходят в лексике современного русского языка?
1 уход из употребления устаревших слов;
2 возвращение к жизни прежде неактивной лексики;
3 переоценка некоторых слов;
4 разрастание сфер использования профессионализмов и жаргонизмов;
5 появление новых слов;
6 иноязычные заимствования.
- Как вы считаете, какие факторы заметнее влияют на изменение языка?
Внешние. - Какие из внешних?
1 появление новых слов;
2 иноязычные заимствования
3. Работа по теме урока.
- Как мы называем новые слова? НЕОЛОГИЗМЫ
В энциклопедии «Русский язык» указывается, что НЕОЛОГИЗМ (от греч. neos – «новый», logos – «слово») – это слово или оборот речи, созданные для обозначения нового понятия или предмета.
В современном русском языке неологизмы делятся на общеязыковые и авторские.
По времени образования в русском языке можно выделить два основных типа неологизмов:
1-ый тип – слова относительно старые, но получившие новую жизнь в связи с изменением политической и экономической системы. (Например, слово ОЛИГАРХ. Сегодня это слово часто употребляется в СМИ и речи публичных политиков. Однако в активный словарь оно вошло не так давно: в 90-х г.г. 20 века. Ранее оно было знакомо из учебников истории древнего мира (Спартанский олигархический союз).
2-ой тип – слова новые, появившиеся в последние годы. (Например, слово ФРАНЧАЙЗИНГ. В Толковом словаре это слово трактуется следующим образом:»Форма экономического покровительства, при которой фирма, имеющая твердые позиции на рынке, предоставляет вновь образованной фирме оборудование, технологии, вспомогательные материалы, ноу-хау и товарные знаки).
4.Решение практических заданий (раздаточный материал)
5 Рефлексия. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания.
Практические задания к уроку
1.Прочитайте предложения, найдите неологизмы.
1Стороны не проявили договороспособности, и времени отрегулировать ситуацию с Триумфальной площадью не хватило: что дальше?
2Путин рассказал о том, что в следующем году будет продолжена и программа по утилизации «автохлама».
3Так что же, весь «норникелевский» собачатник действительно покоится на принципе, имея лишь косвенное отношение к деньгам?
4Стритрейсеры соревновались за приз в 100 тысяч рублей.
5После принятия специальной программы на муниципальном уровне будет идти внедрение ГЛОНАСС в экономическую, хозяйственную и другие сферы района
6 «В отказ» теперь ушел и сам экс-министр обороны Александр Кузьмук, репутацию которому так подпортил «самолетный» скандал.
7Однако встреча с заводной экс-«фабриканткой» Рассказовой, похоже, вновь меняет жизненный вектор мадемуазель Лизоркиной (орфография автора сохранена)
8Программа по строительству в Москве народных гаражей наконец приближается к своему завершению.
9Тем не менее слезать с нефтяной иглы России необходимо, считают предприниматели.
10Электронные деньги обращаются с помощью электронных кошельков – специальных платежных систем.
11Причина не столь уж и неординарна, как бы ни стремился кто-то увидеть в глотке изменника «руку Москвы», запихивающую сие мясо в пищевод.
2. Составьте предложения со следующими детскими неологизмами:
1.Кусарик 2.Вертилятор 3. Творушка 4.Улицонер 5.Журчей 6.Рукти.
3 Объясните значения неологизмов:
Промоутер, пролонгировать, сквош, карпаччо, инкап, омбудсмен,рекламный трейлер, стритрейсер, биометрический
4 Прочитайте примеры, которые на современном этапе развития русского языка входят в его пассивный запас и являются устаревшими. Определите значение.
Пятилетка;
тимуровец;
будёновец;
ГКЧП;
ударник коммунистического труда;
дискета.
Октябрятская звёздочка;
совет дружины;
пишущая машинка;
стахановец;
ваучер;
кассетный магнитофон.
«Неологический бум»
айдентика
Набор графических форм и принципов построения визуальной коммуникации, объединённых одной идеей
аккаунт-менеджер
Специалист по работе с клиентами
анбоксинг
Процесс распаковывания купленного товара
блэкаут
Отключение электроэнергии
вендинг
Продажа через торговые автоматы
дауншифтинг
Жизненная философия жизни ради себя
драфт
Проект, рабочий документ
клинер
Уборщик