Оценка нервно-психического развития (НПР)
ребенка первого года жизни
Оценка НПР на 1-ом году жизни проводится ежемесячно.
Диагностику НПР медицинская сестра проводит на дому в привычной для ребенка обстановке, общаясь и наблюдая за ним примерно 20-30 минут.
Анализаторы зрения (Аз) и слуха (Ас) оцениваются с 1 до 6 месяцев.
Эмоции (Э) с 1 до 4 месяцев.
Движения общие (До) с 1 месяца до 1 года.
Движения руки (Др) с 3-6 месяцев до 1 года.
Речь активная (Ра) с 3 месяцев до 1 года.
Понимание речи (Рп) с 7 месяцев до 1 года.
Навыки (Н) с 4 месяцев до 1 года (на 1-ом году все навыки связаны с приемом пищи).
1 месяц
Аз: кратковременно фиксирует взгляд на яркие предметы.
Ас: вздрагивает при резком звуке.
Э: первая неосознанная улыбка.
До: попытки держать голову лежа на животе.
2 месяца
Аз: следит взглядом за движущимися предметами.
Ас: прислушивается.
Э: улыбается в ответ на речь взрослого.
До: хорошо держит голову (1-2 минуты) в вертикальном положении.
3 месяца
Аз: фиксирует взгляд на неподвижных предметах.
Ас: _/_/_/.
Э: в ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ног, звуками (комплекс эмоционального оживления).
До: хорошо держит голову лежа на животе и опираясь на предплечье, есть упор ног.
Др: случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
Ра: начинает гулить.
4 месяца
Аз: узнает мать.
Ас: поворачивает голову на звук.
Э: смеется громко.
До: поворачивается со спины на живот.
Др: захватывает подвешенную игрушку.
Ра: длительно гулит.
5 месяцев
Аз: отличает чужих от близких.
Ас: различает тон разговора.
До: поворачивается со спины на живот, стоит, не подгибая ног при поддержке подмышки.
Др: четко берет игрушку, которую держат над его грудью.
Ра: _/_/_/.
6 месяцев
До: поворачивается с живота на спину, подползает к игрушкам.
Др: Свободно берет игрушку из различных положений.
Ра: произносит слоги «ма», «ба» - начало лепета.
Н: берет пищу губами с ложки.
7 месяцев
До: начинает сидеть, хорошо ползает.
Др: перекладывает игрушку из одной руки в другую, постукивает, бросает.
Ра: лепечет ( произносит слоги многократно).
Рп: на вопрос «где?» находит глазами предмет, лежащий на определенном месте, поворачивает голову, указывает глазами, рукой.
Н: пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
До: сидит, садится сам, встает у опоры и ходит, держась за нее.
Др: долго занимается игрушками.
Ра: _/_/_/.
Рп: по просьбе взрослого делает «ладушки», «до свиданья».
Н: сам держит корочку, сухарик.
9 месяц
До: ходит при поддержке за обе руки.
Др: по-разному действует с предметами (вынимает, складывает, катает).
Ра: подражает взрослому слогами.
Рп: знает свое имя, на вопрос «где?» находит предмет из многих.
Н: умеет пить из чашки, придерживая ее руками.
10 месяцев
До: видит и слезает с невысокой поверхности.
Др: открывает, закрывает (коробки, дверцы, матрешку), вкладывает один предмет в другой.
Ра: _/_/_/.
Рп: знает части тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого.
Н: пьет из чашки.
11 месяцев
До: стоит без опоры.
Др: ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамиды.
Ра: произносит отдельные слова «кис-кис», «ми-ми», «ав-ав».
Рп:_/_/_/.
Н:_/_/_/.
12 месяцев
До: ходит самостоятельно.
Ра: произносит 8-10 слов.
Рп: увеличивается знание, понимание слов.
Н: сам берет чашку и пьет.
Определив основные параметры НПР м/с делает запись в ф. 112/у (историю развития ребенка) – словами. Если все параметры соответствуют возрасту - заключение: НПР по возрасту. Ранним или ускоренным развитием считается, если ребенок овладел умениями в более раннем возрасте (-15 дней), замедленное развитие (+15 дней).
Формирование умений с задержкой до 2-х месяцев считается отставанием, требующим консультации врача, задержка на 3 месяца и более свидетельствует о значительном отставании и требует консультации детского психоневролога.