СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Несколько строк о любимом учителе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья в газету     Несколько строк о любимом учителе.                                                              

Просмотр содержимого документа
«Несколько строк о любимом учителе.»

Несколько строк о любимом учителе.

Говоря о своих любимых учителях, большинство из нас чаще всего вспоминает учителей русского языка, математики, физики, но для меня одним из главных школьных педагогов был и остается учитель трудового обучения Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
« Средняя общеобразовательная школа №2 п .им. К Либкнехта» Олег Васильевич Старшов. Наверное, половина мужского населения нашего поселка были его учениками и многим он помог определить не только выбор будущей профессии, но и стал примером настоящего мужчины, труженика, мастера своего дела. О нем и будет мой рассказ.

Олег Васильевич Старшов родился 18 декабря 1936 года в городе Молотов,сейчас этот город называется Пермь. Потом семья переехала в посёлок имени Карла Либкнехта.В 1952 году юноша закончил 7 классов и пошел работать на машиностроительный завод в литейно – модельный цех учеником модельщика. Обучал его отец, мастер этого цеха. В этом же году Олег Васильевич продолжил обучение в вечерней школе рабочей молодежи.

В 1955 году ему уже был присвоен 4-й разряд модельщика, а в вечерней школе получил аттестат зрелости. Осенью 1955 года юношу призвали в армию. Служил в г. Челябинске, в авиации.

По окончании службы в 1958 году, он вновь пошел работать на машиностроительный завод модельщиком. Через два года его назначили мастером – контролером этого же цеха. За время работы на заводе был неоднократно награжден грамотами, его фотография появлялась на заводской Доске Почета, а его достижения были занесены в заводскую Книгу Почета.


II

В августе 1964 года Олегу Васильевичу предложили перейти на работу в только что построенную школу на должность заведующего учебными мастерскими и учителем трудового обучения по деревообработке. После нескольких дней раздумья он согласился и 26 августа1964 года был оформлен на работу в Пенскую среднюю школу №2. Директор школы Конюхов Даниил Степанович и завуч по трудовому обучению Пономарев Леонид Ильич помогли ему из рабочего стать учителем школы. Путь был нелегкий и не скорый.

Связь с машиностроительным заводом Олег Васильевич не прекращал на протяжении всей своей работы в школе. В то же самое время при заводе открылась 3-х годичная школа мастеров , куда молодой учитель сразу поступил. Занятия в ней проходили вечером, после работы.


Ш.


Первостепенной задачей в школе было создание нормальной материально – технической базы мастерских. Классы представляли собой пустые комнаты, а их надо было превратить в оборудованные кабинеты по деревообработке, металлообработке, машиноведению и домоводству (для девочек).

Основу каждой мастерской составляют станки, а их было совсем немного: два токарных станка по дереву, два токарных станка по металлу, один фрезерный станок по металлу, один комбинированный станок по дереву, один станок для заточки инструментов.

Почти все они были настольными, а столов для них не было. Вот здесь большую помощь оказал машиностроительный завод. Он передал для школы три сверлильных станка и большой токарный - по металлу. Также был передан металлический уголок для изготовления столов под все настольные станки. Изготавливали эти столы сами учителя трудового обучения. Это были Старшов О.В.БМанжосов В.А. ,Федоров Е.А.,Опрышко В.В.
Учителя установили станки , подвели электрокабели и отрегулировали их работу. И только после этого начали установку столярных и слесарных верстаков, производить заточку и наладку инструмента. Осталось приобрести различный материал для организации практических работ на уроках труда.


IY

Опять пришлось обращаться к шефам – директору завода Лапшину Анатолию Дмитриевичу. Для школы были выделены в небольшом количестве доски, фанера, листовой и круглый металл. С этого небольшого количества материалов начались занятия по трудовому обучению.

Первым делом вместе с ребятами Олег Васильевич начал оформлять кабинет по деревообработке учебными наглядными пособиями. Это стенды:«Столярные материалы», «Шиповые соединения», «Породы древесины», «Токарные работы», «Столярный инструмент», а также электрифицированные стенды по устройству всех станков. Стали поступать заказы и от других заведующих кабинетами школы, особенно много по кабинету физики и начальных классов.


Y

Вскоре в школу обратился представитель Льговского лесхоза – лесничий Пенской рощи - Чуйков Виктор Иванович. Он предложил огромный объем различных работ. Администрация школы согласилась. Составили и подписали договор, и работа пошла. Под внимательным руководством наставника ученики изготовили из привезенных лесничеством досок несколько сотен скворечников и синичников, часть из них развесили в Пенской роще. Из привезенных планок были собраны несколько сотен ящиков для упаковки яблок в Льговский плодосовхоз, изготовлены несколько десятков упаковочных ящиков для аккумуляторов по заказу Курского завода «Аккумулятор» (через Льговский лесхоз). Также ребята с учителем смастерили несколько десятков спаренных клеток для кроликов. Для высадки в Льговском питомнике школьники собрали в Пенской роще нужное количество семян белой акации, сосновых шишек, желудей ,наломали большое количество сосновых лапок для производства питательного корма.

За выполненные работы Льговский лесхоз перечислил на спецсчет школы большие деньги, на которые стали покупать необходимые материалы и инструменты.

Был и заказ сахарного завода. Из их заготовок, упаковочной ленты и гвоздей старшеклассники изготовили несколько сотен ящиков для упаковки сахара – рафинада. И опять спецсчет пополнился деньгами.
Трудились все вместе –и учитель и ученики.Объем работ был большой ,но все понимали –эти заказы важны.
Организации Льговский лесхоз и сахарный завод вручили учителю –наставнику и учащимся школы грамоты и благодарности. На уроки Олега Васильевича прислали трех представителей Курского телевидения, которые три дня проводили съемки выполняемых работ в кабинете, а также в лесу и на занятиях по внеклассной работе.



YI.


За проделанную работу Олег Васильевич неоднократно получал Грамоты на августовских конференциях, его портреты часто появлялись на районной и областной Доске Почета. Он был награжден Почетной наградой Министерства образования «Отличник народного образования».
Но самой большой наградой было участие школы во Всероссийской выставке достижений народного хозяйства в Москве.

Она проходила в павильоне «Народное образование» по теме «Трудовое обучение и воспитание учащихся». Много раз пришлось ездить в Москву для оформления этой выставки. В одной из поездок Олегу Васильевичу Старшову вместе с директором школы Конюховым Д.С. предложил удалось попасть на прием к министру образования РСФСР ( в то время он был депутатом в Верховном Совете).

В то время Конюхов Даниил Степанович был директором двух объединенных школ с названием «Школа – интернат» и забот у него было очень много, особенно по бытовой части воспитанников интерната. Обо всех этих проблемах и рассказал министру Даниил Степанович. Министр все записал, задал несколько вопросов директору, а потом посмотрел на учителя . Олег Васильевич обратился с просьбой помочь учебным мастерским в приобретении токарных станков: один - по дереву, другой – по металлу.

Все просьбы министр выполнил и уже через два месяца в учебной мастерской были установлены станки.


YII


При проведении очередной Всесоюзной школьной реформы были введены обязательные часы общественно-полезного труда, в дополнение к урокам трудового обучения. Задача была поставлена не из легких. Пришлось обращаться за помощью к шефам – машиностроительному заводу. Заводское руководство с пониманием отнеслось к общему делу и учащиеся 10-х и 11-х классов были устроены в различные цеха и отделы для получения знаний и навыков по выбранным учащимися профессиям.

Согласно школьному расписанию, учащиеся один день в неделю работали на заводе. По окончании 11-го класса они сдавали заводской квалификационно – экзаменационной комиссии и получали удостоверение, дающее право работать на предприятии по изученной профессии. Эти удостоверения вручали вместе с аттестатами на выпускном вечере.

А вот учащиеся 7-х – 9-х классов общественно- полезный труд проходили на базе школьных мастерских, на токарных станках. Машиностроительный завод и здесь оказал помощь, передав 7 производственных токарных станков и один – фрезерный. Вот на них старшеклассники под чутким руководством педагога изготавливали различные детали по чертежам машзавода. Эти детали устанавливали на продукцию, выпускаемую заводом.

При изготовлении деталей, применялись различные технологические операции: точение, фрезерование, сверление, нарезание резьбы, отрезание, изгиб в приспособлении. Готовую продукцию сдавали представителю завода, который приезжал на электрокаре.

Завод оплачивал школе выполненные заказы путем перечисления денег на спецсчет. Эти средства тратились на закупку инструментов, материалов и даже станков.


YIII


По окончании 4-й четверти работа на токарных станках не прекращалась. Это начинал работать лагерь «Труда и отдыха», который функционировал ежегодно в июне месяце. Детали машзавод получал ежедневно. Работать приходилось много ,но никто не возражал. За выполняемую работу лучшие учащиеся награждались туристическими поездками в разные города Советского Союза: Киев, Полтава, Харьков, Орел, Тула, а также по местам сражений на Курской дуге.

IX


Трудовое обучение и воспитание учащихся школы находилось под контролем института усовершенствования учителей. Их методист часто приезжал и посещал уроки учителя. Была выпущена методическая брошюра, в которой опубликовали опыт работы Старшова Олега Васильевича, как на уроках, так и по внеклассным занятиям. Ежегодно в школу приезжали учителя трудового обучения со всей области, которые проходили курсы в институте усовершенствования, чтобы наглядно увидеть организацию занятий по трудовому обучению. Они наблюдали работу учащихся на станках, изготавливающих детали по заказу машиностроительного завода. Видели и заполненные ящики с сотнями готовых деталей.

В соседнем кабинете была организована выставка работ учащихся по техническому творчеству и декоративно-прикладному искусству. Олег Васильевич отвечал на все интересующие их вопросы, которых было очень много. Организовывали и экскурсии на машиностроительный завод по цехам, где проходили обучение и практику учащиеся старших классов.

Старшов О.В. неоднократно был награжден администрацией института усовершенствования на августовских районных конференциях учителей, и грамотами от Курской областной Думы.


Х.


Большое внимание в школе №2 уделялось работе различных кружков. В кабинете деревообработки, в разное время работали кружки: авиамодельный, кружок конструирования и изготовления станков, технического творчества, декоративно – прикладного искусства. Самый первый кружок был авиамодельный. Для начала Олег Васильевич выписал два журнала: «Моделист – конструктор» и «Школа и производство»,и на основе материалов этих изданий стал их изучать и внедрять опыт других у себя в работе. Учащиеся с интересом посещали занятия и радовались изготовленным их руками моделям самолетов. А когда заработали двигатели у некоторых моделей, интерес вырос вдвойне.

В журнале «Моделист – конструктор» было много чертежей по изготовлению ракет. Это была работа попроще, но к ним не было пусковых зарядов, а самим изготавливать не разрешали. Учитель поехал в г. Курск, на станцию юных техников, объяснил ситуацию и для школы были выделены десять патронов и запальных пластин. Тут же подсказали особенности оснащения ракет парашютами. Работа закипела еще быстрей. И вот, настал день, когда в школе появилось объявление, что на большой перемене во дворе школы будут производиться запуски «межконтинентальных ракет». Это был праздник для кружковцев, которые в присутствии всей школы со стартовой площадки запускали свои ракеты. Несколько ракет, с раскрывшимися парашютами ветер унес в поселок.

А вот изготовление деталей для моделей самолетов обычными инструментами очень трудоемкое дело и поэтому для учащихся старших классов был организован кружок по конструированию и изготовлению станков. Первым был изготовлен электролобзик. Следующий станок был для пиления очень тонких планочек, идущих в основном на крылья самолетов. Одним из самых сложных был шипорезный станок . И еще более солидной конструкцией стал фрезерный станок по дереву. Особенно он помог при изготовлении макетов автомата Калашникова.

Все эти станки побывали на районных и областных выставках детского технического творчества и были отмечены призами. Кружковцы ежегодно участвовали в районных и областных выставках ,постоянно награждались дипломами, грамотами и подарками. Были и ценные призы: так, Третьяков Петр получил путевку в пионерский лагерь «Орленок», на следующий год наградили его брата, Третьякова Сергея, путевкой в лагерь «Артек». Следующим победителем областной выставки технического творчества стал Туйнов Борис, так же получивший путевку в лагерь «Артек». Клименко Елене вручили путевку в Германскую Демократическую республику.


ХI.
Когда в нашем посёлке было решено открыть храм Покрова Пресвятой Богородицы ,отец Сергий –настоятель нашего прихода обратился к Олегу Васильевичу Старшову с просьбой помочь в оформлении церкви.
Через некоторое время был изготовлен аналой ,затем под многие храмовые иконы учитель выточил замечательные резные подставки,подсвечные ящики.Следующий настоятель нашей церкви отец Александр также обращался к Олегу Васильевичу и снова он откликнулся на просьбу.Были изготовлены много столиков для церковных нужд,ящички для пожертвований и большая подставка под плащаницу.


ХII.

Много хороших и полезных дел было выполнено за 45 лет работы в школе:

- это и организация стрелкового кружка, который ежегодно защищал честь школы на районных соревнованиях, и честь района на областных соревнованиях;

- это и изготовление тира для стрельбы из пневматического оружия, который пользовался большим успехом у учащихся школы. По вечерам в мастерской собиралось много желающих произвести точный выстрел и поразить понравившуюся ему фигуру;

- это и изготовление нескольких десятков макетов автомата Калашникова и автоматов времен Великой Отечественной войны, для проведения занятий по военной подготовке, а так же при проведении праздников по случаю Дня Победы, 1 мая и др. Макеты были переданы военруку школы Косникову Георгию Дмитриевичу.

- это и изготовление сотен рамочек для оформления актового зала по поручению парторга школы Бедненко Михаила Кузьмича;

- изготовление витрин и стендов для краеведческого музея и музея Боевой Славы по поручению зав. музеем Панищевой Марины Ивановны. Это далеко не полный перечень работ, выполненных в стенах кабинета по деревообработке.

Все эти годы Олег Васильевич работал в большом дружном педагогическом коллективе, где каждый учитель давал ему частичку дополнительных знаний и навыков для повышения квалификации. . Директор школы Жукова Вера Николаевна оказывала помощь и поддержку в каждой его работе ,а учителя, с которыми он работал в мастерской – Лабузов Алексей Семенович и Зайцев Владимир Сергеевич всегда шли ему навстречу и принимали участие в любом совместном труде.
В 2009 году Олег Васильевич попрощался с любимым местом работы-школьными мастерскими,но до сих пор помнит каждого своего воспитанника.
Теперь уроки технологии, как сейчас называется этот предмет ,ведут его ученики.Двери кабинета всегда открыты для любимого учителя. И иногда Олег Васильевич с чувством легкой ностальгии заходит на место своей прошлой работы ,где ему всегда рады и все помнит его золотые руки.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!