СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Несколько уроков по А. Алексину "Безумная Евдокия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«urok_po_aleksinu»


«Нравственные уроки повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия»

(урок внеклассного чтения)

Цели урока: продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение; отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; формировать в учениках талант человечности.


Оформление: портрет А.Г. Алексина, выставка книг, иллюстрация к произведению, компьютер и мультимедийный проектор.


Эпиграф: «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком» (П. Бриоль – французский писатель 1866-1940).


Ход урока.

На фоне музыки. – Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем, - спросили философа афиняне?

- Я ищу человека.

- Кого? Его? Меня?

- Я ищу Человека, - ответил мудрец.

Учитель: Как вы понимаете слова мудреца?

Какого человека ищет Диоген?


(Человека с большой буквы, человека мудрого, доброго, отзывчивого).


Учитель: А я бы ответила так: он искал человека, живущего по законам высокой человеческой нравственности.

Нравственным человек рождается или становится?

Ответы:

Помогают в становлении нравственного человека уроки литературы.

Тема сегодняшнего урока внеклассного чтения

«Нравственные уроки повести А Г. Алексина «Безумная Евдокия»


Обращение к эпиграфу

Эпиграф: «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком» (П. Бриоль – французский писатель 1866-1940).


Цели урока: продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение; отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.

Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока в вас разовьется талант человечности, вы будете более чуткими, добрыми к окружающим вас людям. Сумеете оценивать не только чужие, но и свои поступки. Будете стремиться совершать нравственные поступки.

А что такое нравственность.

(Работа с Толковником):

- Что такое толковник? «Толкование» - перевод с русского языка на русский язык своими словами.

Мультимедиа(варианты ответов) Выберите тот вариант, который, наиболее точно соответствует вашему представлению.

Нравственность:

  • Устоявшиеся моральные требования, которые люди стараются выполнять;

  • Одно из условий жизни для человека;

  • Определенные правила культуры человека;

  • Свойство, которое человек приобретает со временем;

  • Дела, которые стараются выполнять люди.

По словарю:

Нравственность.

Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.


Учитель: Именно о таких людях писал Анатолий Георгиевич Алексин, очень популярный писатель второй половины 20 века. Он родился в Москве в 1924 году.

В годы войны работал корреспондентом. В 1950 году вышла его первая детская повесть, которая привлекла к себе внимание простотой и глубиной сюжета, а также героями, добрыми и честными людьми, живущими по принципу: с добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата.


Обращение к выставке:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

И. Романов

Его книги, как бы изнутри озарены светом истинной человечности. Читайте его книги, они необходимы в наше жестокое, неспокойное время, как глоток чистого воздуха.

Учитель: Знакомы ли вам произведения этого писателя?

Ученики. «А тем временем где-то», «Очень страшная история», «Раздел имущества», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте» и др.


Учитель: Повесть. «Безумная Евдокия», по мнению критиков, одно из ярчайших произведений Алексина, в котором автор и его герои преподают читателю очень важные нравственные уроки.

Какое впечатление произвела на вас повесть?

Какой эпизод понравился, взволновал, заставил задуматься?


Краткий пересказ: О чем эта история?

Критерии оценки краткого пересказа:

Обращаясь к критериям, оцените ответ ученика.

Учитель: Определите тему произведения.

(Роль учителя и семьи в воспитании человека с большой буквы).


Учитель: Какие важные проблемы поднимает автор в повести? Очень простые, но такие сложные:

- проблема гуманизма, ответственности людей друг перед другом;

- взаимоотношение между учителями и учениками, родителями и

детьми;

- проблема семейного счастья.


Учитель: В повести много разных героев. Назовите их.

(обращение к доске).

  • Евдокия Савельевна;

  • Оля;

  • Люся;

  • Боря;

  • Митя Калягин;

  • Олины родители;

  • Девятиклассники;

  • Бывшие ученики.

С кем бы вы хотели поговорить или поспорить? (Ответы детей).


Учитель: Кого из героев исходя из толковника, вы бы назвали нравственным человеком?

Варианты. (Если дети называют учеников, то вопрос – кто их научил этому;

Если дети называют родителей, согласны ребята с этой точкой зрения. А если родители? Мы же не имеем права их осуждать)

Верно, они ради кого живут – Ольги, хорошо, но почему мало, кто из вас захотел дружить с Ольгой.

Учитель: Я думаю, вы со мной согласитесь, что главные уроки нравственности в этой повести преподает Евдокия Савельевна.

Какие же это уроки?

Урок 1: Ветер, надув упругие губы

Гудит на заре в зеленые трубы.

Он знает, что в городе и в селе

Хорошие люди живут на земле.

Идут по планете хорошие люди

И, может быть, тем уж они хороши,

Что в труд свой, как в песню, им хочется всюду

Вложить хоть частицу своей души.

Э. Асадов «Хорошие люди»

Самостоятельная работа:

Учитель: Я прошу вас всех разделить героев на 2 группы. (Герои записаны на доске и на листочках у учеников).

Круг общения Евдокии Савельевны Круг общения Ольги и ее семьи.

Круг общения Евдокии Савельевны

Круг общения Ольги и ее семьи.

Бывшие ученики

Ученики 9-х классов

Митя Колягин

Митин дядя

Раненые бойцы

Оля

Олины родители

Художник

Люся

Боря Антохин


(Дети работают, затем читают свои варианты).

Учитель: Почему же так неравномерно распределились персонажи? (Ответ детей).

Учитель: Чем же могла привлечь к себе людей Евдокия Савельевна?

Как описывает ее автор, обратимся к портрету. Обратите внимание на детали. (Дети читают описание внешности).


Познакомившись с портретом Евдокии Савельевны, можно ли сказать, что она привлекла ваше внимание?


Приятный ли внешне этот человек. С помощью каких определений вы охарактеризуете учителя? (Ответы).


Какие из записанных на доске определений можно отнести к Е.С.?

Определения: «странная», «смешная», «серьезная», «несовременная», «забавная».

(Дети объясняют свою точку зрения)


Учитель. Но ее называют и «безумной». Что значит «безумная»? Обратимся к значению слова. Прочитайте.

Мультимедиа:



Безумие –

1.Сумасшествие (устаревшее);

2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении;

3.Одержимость идеей служения людям (переносное).


Учитель: Какое значение этого слова имели в виду, Оля и ее родители? Почему?

Какое значение слова «безумная» выбрали вы?

Ответ на вопрос очень важен, потому что за ним кроется первый урок нравственности.

Учитель: Какой идее служит Евдокия Савельевна? (Дети отвечают).


Вывод: Итак, «безумная» Евдокия служит людям, помогает им, воспитывает их, отдает им душу, оценивая людей, прежде всего по их поступкам


Урок П:

Любовь не лавр под кудрявой кущей.

И чувствует в жизни острее тот,

Кто жертвует, действует и отдает,

Короче: дающий, а не берущий.

Э. Асадов «Неравенство»

Учитель: Перед тем, как начать разговор о следующем уроке нравственности, я предлагаю разыграть такую сцену. Я беру на себя роль Евдокии Савельевны, а кто-то из вас поможет мне сыграть роль Ольги.


  1. Вася Карманов оправдал мои надежды. Полностью оправдал. Стал директором троллейбусного парка.

  2. Костя Белкин еще недавно не мог начертить прямую линию, а теперь у него по геометрии и по черчению твердые тройки.

  3. Он оправдал мои ожидания. Прекрасный человек. Теперь самосвал водит. Я уверенна, что он всегда примчится на помощь, если она нам понадобится

1. Прошел путь от водителя до руководителя. Точнее сказать, проехал.

2. Эти люди ей дороги. Пусть встречается. Но ведь так можно устраивать вечер в честь каждого любого из жильцов нашего дома.

3. Никогда нас не катали на груженом самосвале.


Учитель: Вы обратили внимание, что это была не просто инсценирование, а виртуальный спор.

Подведем итог виртуальному спору.

Как бы вы оценили позиции. Е.С.?

Ответы: любит людей, чувствует ответственность за них, думает о результатах.

Учитель: Как оцениваете Ольгу?

Ответы: Она яркая, талантливая, умная. Но нет у нее человеческой теплоты. Любит себя, она – одна, она над всеми, она эгоистка.

Учитель: Казалось бы все просто. Е.С. любит людей, но разве Ольга не

любит своих родителей?

Ответ: Любит.

Чтение (наизусть) эпизода «Ольга вернулась с цветами для мамы».

Учитель: В чем же вы видите разницу между тем, как любит людей

«безумная Евдокия» и тем, как любит людей Ольга?

Ответы учащихся

.Учитель: Евдокия Савельевна предана своим ученикам, они для нее самое дорогое, что у нее есть, она их любит, уважает, гордится ими, воспитывает в питомцах «талант человечности».


А Ольга? Она, конечно, любит своих родителей, уважает их, потому что они любят ее, они растворились в ней и потеряли свою яркую индивидуальность. И страшно то, что, зная все это, именно она виновница безумия своей мамы. Она богата талантами, но лишена таланта человечности.


Давайте обращаемся к эпиграфу. Прочитайте слова Бриоля.

«Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком» (П. Бриоль – французский писатель 1866-1940).

Как вы думаете, в Ольге появится талан человечности? (Ответы).

Учитель: Будем надеяться, Ольга станет другим человеком. Ребята, найдите в тексте подтверждение другого отношения к учителю (рассказ о раненых) не «безумной», а Евдокией Савельевной называет ее героиня.

Она повела ее за собой, она в трудные минуты разделила с ней горе, ведь она не просто человек, она – учитель.

Мы выяснили, какие важные нравственные уроки преподала «безумная Евдокия», как высоконравственный человек.

А какие уроки нравственности извлекли вы?

Сформулируйте и запишите.


И так сделаем вывод:

(сверяемся с М/м и доской).

М/м

Урок первый:

Высоконравственный человек – это человек, одержимый идеей служения людям.

Урок второй:

Надо уметь любить людей, уметь уважать их, быть готовым отвечать за них.


Домашнее задание. Я думаю, что поднятые нами проблемы не оставили вас равнодушными. Напишите дома эссе «Человек с большой буквы - это…»

Учитель: Как вы думаете, если бы на пути Диогена, ищущего человека, встретилась Евдокия, он был бы рад этой встрече?

Почему?

(Т.к. Евдокия Савельевна и есть Человек с большой буквы.)


Чтение стихотворения учителем.


Э. Асадов «Можно ли красивым не быть, но стать?»


Можно ли красивым не быть, но стать?

Можно, коль в мыслях так раскалиться

Чтоб бездну премудростей оседлать

И в мир этот грешный до слез влюбиться.


Пусть засверкает в глазах твоих

Сильное, доброе что-то очень.

Так, чтобы стал ты настолько зорче,

Что не прошел мимо бед чужих.


Песня. Булат Окуджава «Давайте восклицать»



ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.


1. Кто был центром в семье? «В семье состоящей из трех человек…»

2. Родители Оли говорят о том, что их дочь талантлива, рисует, лепит и т.д. И возмущаются, что Е.С. страшиться талантов? Они думают, что только поэтому Оля одинока в классе. Почему же она одинока? Какого главного таланта лишена Оля? – таланта человечности. Давайте докажем.

А). Дружба Люси и Оли. Кто все-таки предал их дружбу? Люся любила Олю, а Оля ? Нет.

Б). Кто еще любил Олю? Борис? Приходил когда болела, пытался втянуть ее в дела класса, чтобы была со всеми? Нет, чтобы была с ним рядом. Как относилась Оля к нему? Пренебрежительно.

В). Ее любили родители. Беззаветно доверяли ей, принимали ее сторону, не вникая в суть ее конфликтов в классе и с Е.С. А она, была ли в ней любовь и забота о них? Нет.


3. В чем была обида Оли на Е.С. на Одноклассников? В том, что не признают ее первенства.


4. Как вы думаете почему мама Оли сказала, что не узнает свою дочь? Увидела ее истинное лицо, которое ей показалось чужим? Где ее добрая, милая дочь?


5. Стр. 216 книги. Отец цитирует Пушкина: «Не дай мне бог сойти с ума…» Кто же все-таки сошел сума? Родители, что не видели в своей дочери человека не способного любить, лишенного сочувствия….


6. Как вы понимаете фразу Е.С. «Оправдывать виноватого значит губить его»? Кто погубил Надю? – Дочь. А кто все-таки? Родители оправдывали Олины поступки, вырастили черствого эгоиста.

7. Талант человечности.

Оля считала, что любовь отбирает у людей гордость и самолюбие. Ей не хватало признания первенства в классе, но она оттолкнула любящую ее Люсю, снисходительно относилась к любящему ее Борису, не подумала о любящих и переживающих за нее родителях.


Человека судят по поступкам. По поступкам Оли, какой она человек? Предала подругу, живет только собой, противопоставляет себя другим, ставит себя выше всех и оказывается в одиночестве.

Оля хотела, чтобы ее любили, но не давала любви сама. Лишена главного таланта, таланта человечности.

8. Обладает ли таким талантом Е.С.? Да, доказать поступками.

Даже Олю, которую можно только осуждать, Е.С. пытается поддержать «Оля может принять всю вину на себя. Эта ноша окажется для нее непосильной». Она решила разделить эту тяжелую ношу с Олей. Беря на себя ответственность за ее судьбу. – Служение человеку.

9. Что подразумевает писатель под пороком сердца?

«Лицом к лицу, лица не увидать» процитировала Е.С. и отец Оли в конце говорит «Мы перестали вглядываться друг в друга», они любили и беззаветно доверяли дочери не видя в ее проблемах в классе – главную проблему их дочери и это бумерангом вернулось к ним. Е.С. говорит «Иногда мы сами убиваем друг друга».


Просмотр содержимого документа
«Биография Алексина»

Анатолий Гоберман родился 3 августа 1924 года в Москве. Его отец, выпускник и преподаватель Экономического института красной профессуры при ЦИК СССР Георгий Платонович Гоберман, был репрессирован в 1937 году, после освобождения — редактор Томской городской газеты (впоследствии «Красное знамя»). Г. П. Гоберман — автор научных трудов по экономике, в том числе книг «Экономическая политика СССР» (применительно к программе Апротски МКВКП, с соавторами, 1929), «Пути повышения рентабельности в магазине» (с В. Х. Зелепухиным), «Финансовое хозяйство потребкооперации» (с М. М. Бином и А. Б. Цукерманом, 1935), «Новый порядок кредитования торговли» (с Г. В. Постниковым, 1936) и «Экономическая работа на производственных предприятиях потребительской кооперации» (из опыта работы производственных предприятий Эстонского республиканского союза потребительских обществ, 1964). Мать, Мария Михайловна Гоберман, была домохозяйкой.

До войны публиковался в газетах «Пионерская правда» и «Комсомольская правда». В начале войны 17-летний Алексин был эвакуирован на Урал, где работал ответственным редактором газеты «Крепость обороны» на строительстве Уральского алюминиевого завода (крупного оборонного объекта). В 1950 году окончилМосковский институт востоковедения. Член КПСС с 1958 года. Первый сборник повестей «Тридцать один день» (1950). Секретарь СП РСФСР (19701989), член редколлегии журнала «Юность».

С 1993 года живёт в Израиле.



Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки»

Конспект урока внеклассного (семейного) чтения в 8-м классе «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"»



Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. 
А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…

А. Алексин. “Безумная Евдокия”.

Оборудование:

1. Портрет А. Г. Алексина.

2. На доске записаны:

определение слова “путь” из Толкового словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:

путь:

  • то же, что и дорога;

  • место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение;

  • железнодорожная колея, линия;

  • путешествие, поездка;

  • направление, маршрут;

  • направление деятельности, развитие чего-нибудь, образ действий.

- карточки-проблемы для групп (домашнее задание)

I группа: “Родители Оленьки – наша главная примета и главная профессия” (цитатный план по теме).

II группа: “Единственная неохваченная”. Путь Оленьки с классом по дороге жизни (роль курсива, художественной детали).

III группа: Жизнь человека в его развитии. “Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие жизни” (выводы-цитаты по теме, построенные на антитезе).

IV группа: “Безумная” Евдокия. Наш путь к героине (способы создания образа).

Тип урока – урок-диалог (межгрупповой диалог), форма урока – работа смешанных творческих групп (4 группы, состоящие из учащихся и их родителей).

Цели урока:

  • анализируя повесть А. Алексина “Безумная Евдокия”, определить путь писателя в решении нравственных проблем современности;

  • используя возможности урока-диалога творческих групп, совместную работу детей и их родителей, формировать умение учащихся анализировать произведение в единстве формы и содержания, составлять цитатный, тезисный план, применять рабочие материалы урока для подготовки к домашнему сочинению;

  • развивать речевую культуру, творческое мышление;

  • формировать активную жизненную позицию.

Подготовительный этап.

“Большая” команда выбирает лидера (группы уже сформированы с начала года) из числа учеников или родителей, который организует работу. Консультации по необходимости. Все творческие группы получают задание: прочитав повесть А. Алексина “Безумная Евдокия”, проанализировать одну из проблем (названы выше).

Главный этап работы групп – урок.

“Чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом…”4 – так начинается повесть писателя-современника Анатолия Георгиевича Алексина “Безумная Евдокия”.

Определение значений слова “путь” в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

- О каких путешествиях (поездках), дорогах, маршрутах идет речь в данной повести?

(Путь из роддома домой – поездка в Евпаторию – дорога в школу – поход по местам боевой славы – путь в больницу – дорога домой; одно из последних слов – “остановились”).

- Какие еще значения слова “путь” важны для понимания темы и идеи произведения? Почему?

  • жизнь человека в его развитии,

  • способ действия.

1. Вводно-мотивационная часть.

Определение темы, целей урока, эпиграфа (см. выше), представление команд и их лидеров.

2. Основная часть:

А) “Представление” выводов по темам домашнего задания. Во время обсуждения проблемы (межгрупповой диалог) в тетрадях ведутся рабочие записи.

I группа - примерный цитатный план по теме.

1. “Спасибо ей” (“…потеряв от счастья человеческий облик”).

2. “А вдруг с ней что-то случится?”.

3. “Центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право. И мы счастливы”.

4. “А разве ты уже не поешь?” – “…похожесть была моей главной бедой”.

5. “Нелегко придется нашей талантливой дочери в мире людей обыкновенных”.

6. “Но они… втроем учинили что-то такое, чего она не выдержала…”.

7. “Я ее не узнаю”.

8. “А ты, …чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”.

9. ““Спасибо ей!” – вот, наверное, где был тот роковой поворот в нашей жизни”.

Межгрупповой диалог:

- Удачна ли форма повествования от I лица, от лица отца Оленьки? Почему?

- Почему Оля, в отличие от матери, никогда не сравнивается с ребенком, не подчеркивается ее детскость?

- С какой целью автор нарушает хронологию?

- Докажите, что фраза “спасибо ей”, произнесенная в начале и в конце повести, имеет разный смысл?

II группа – анализ курсива, художественных деталей.

Курсив: Оля “забыла” о Люси, Люсе не нужна “такая” защита (Оля выдала тайну семьи Люси).

Оленька – Люси, “Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у нее было мало” (союз уступки).

Межгрупповой диалог:

- Почему из всех одноклассников выбраны лишь два человека – Люся Катунина и Боря Антохин?

- Как характеризует девочек их отношение к своим матерям?

- “Я был уверен, что они искупают вину…” - так думает отец Оленьки о Люсе и Боре. Есть ли действительно вина этих детей перед Олей? Способны ли эти дети любить и дружить? Докажите свою позицию.

III группа – выводы-цитаты по теме, построенные на антитезе.

1. “Чем сегодня порадует ваша Олечка?” – “Фигура собаки получилась статичной”.

2. “Не нужна такая защита!” – “Все слишком сложно. Поди разберись!”.

3. “Не нашла места в зале?” – “Оля забыла о ней”.

4. “Оленька часто и легко переходила на рифмы. ” – “Не остри и ничего не рифмуй”.

5. “Она была упоена успехом… Она стала нервно мне объяснять. ” – “Людей надо щадить”.

На основании тезисного плана сделайте вывод.

IV группа – способы создания образа “безумной” Евдокии (портрет, речь, анализ поступков, прозвище, роль курсива и т. д. ).

Межгрупповой диалог:

- Почему А. Алексин знакомит нас с Евдокией Савельевной лишь в конце повести?

- Меняется ли ваше представление о героине по пути движения сюжета? Если меняется, то каким образом?

- Почему этот образ очень важен для автора?

Б) Заключительная совместная работа в группах:

- Какие нравственные уроки дает нам А. Алексин? (анализ эпиграфа).

- Обсудите в группах и закончите фразу “Путь длиной в 16 лет – это…”

  • путь не в будущее, а в прошлое;

  • путь к самому себе;

  • позднее прозрение.

3. Заключительный этап.

А) …Мир подростка, его путь по дороге жизни сложен и то же время безумно интересен. Вспомните героев, с которыми мы ранее знакомились на уроках семейного чтения: девятилетнего “мужичка” Фетисыча из одноименного рассказа Б. Екимова и честную, гордую Лену Бессольцеву из повести В. Железникова “Чучело”. Проблемы детей и взрослых повести А. Алексина “Безумная Евдокия” никого не оставляют равнодушными. Прав А. Алексин, говоря, что дети “должны уметь плакать… не только когда разбивают коленки, но и когда коленка болит у кого-то другого”. Действительно, очень непросто складываются взаимоотношения подростков в 14-16 лет и их родителей. Необходимо помнить, что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить; учитесь щадить, беречь тех, кто рядом с вами.

Б) Устная оценка учителем работы групп; коллектив каждой группы оценивает лидера и каждого участника диалога, в том числе и родителей; письменно на оценочном листе выставляет оценки и анализирует недочеты работы.

В) Домашнее задание: обсудив тему дома с родителями, написать сочинение на одну из тем:

1. “Спасибо ей” – мост в тот страшный день.

2. “Талант человечности дан не каждому”.

3. “Недосуг” – вина или беда Оленьки?

4. “Безумная” Евдокия – не насмешка, а восхищение.

5. “…нам с Олей предстояло остаться вдвоем” – дорога домой или путь к себе?

Ссылки на источники.

  1. Алексин А. Безумная Евдокия. – А. Алексин. Третий в пятом ряду



Просмотр содержимого документа
«Талант человечности по Безумной Евдокии Алексина»

Урок внеклассного чтения (литература, 8, 9-й класс).

Тема: "Талант человечности" (по повести А.Алексина "Безумная Евдокия")

Ход урока

I. Оформление доски.

1. Рисунки учащихся (шляпа с обвислыми полями, портрет Евдокии Савельевны)

2. Кроссворд (проверка знания текста, составляли дети) (Приложение)

Вопросы:

  1. Где работали родители?

  2. Как Оля называла свою подругу?

  3. Какая фамилия была у Люси?

  4. Какая фамилия была у Бори?

  5. Кого считала святым “безумная Евдокия”?

  6. Какая фамилия была у Мити?

  7. Что Оля успела набросать в блокноте?

  8. Какое слово постоянно повторял Митя Калягин?

  9. С чем пришла Оля?

  10. Как долго был доктором дядя Мити?

  11. Какая профессия была у дяди Мити Калягина?

  12. Какое отчество было у мамы Оли?

3. Рекомендуемая литература:

  1. Ю. Поляков “Работа над ошибками”

  2. Ю. Бондарев “Простите нас!”

  3. А. Кузнецова “Земной поклон”

II. 1. Вступительное слово учителя

Анатолий Георгиевич Алексин – замечательный советский писатель, автор многих интересных книг для детей, юношества и взрослых. Произведения писателя учат добру и справедливости, повести, рассказы, публицистика исследуют процесс становления личности молодого человека.

А. Алексин обладает талантом видеть мир глазами юности. Юный человек всегда на рубеже. Куда шагнуть? Бывает много и неверных шагов. Нужно учиться делать выбор, нравственный выбор. Алексин ставит своих героев в такие ситуации.

Юный человек с его вечно неутолимой жаждой сейчас и немедленно разобраться в самом главном в жизни, получить честные, исчерпывающие ответы на вопросы, которые разрешаются порой лишь поколениями, и художник, чей талант самой своей сутью направлен на нравственное усовершенствование человека, - они неизбежно идут навстречу друг другу.

2. Если позволяет время, можно выслушать сообщение учащихся о писателе.

III. Беседа по вопросам к повести:

- С каких слов начинается повесть “Безумная Евдокия”?

- Какова композиция произведения? (“Я должен восстановить разрозненные детали” - чередуются воспоминания с событиями, происходящими в реальности)

- Перечислите главных героев (Оленька, её мама, папа, Люся Катунина, Боря Антохин, Евдокия Савельевна)

- К какому герою всё время притягивается наше внимание? (Оленька)

- Как вы думаете, какой герой более интересен самому автору? (обратите внимание на название повести)

- Расскажите, кто такая Оленька. Какая она?

- Когда Евдокия Савельевна, Люся и Боря сообщают о том, что Оля потерялась, папа Оли кричит: “Оля просто не вынесла. Всему есть предел!” О чём это он?

- Вы согласны с ним?

- Как воспитывала Евдокия Савельевна свой 9 Б?

- Правильно ли поступала Евдокия Савельевна, когда заставляла всех быть вместе?

- Зачем Евдокия Савельевна устраивала встречи со своими бывшими учениками?

- Почему Евдокия Савельевна выделяла незаметных (привести примеры) и не замечала способности Оленьки?

- Как выглядела Евдокия Савельевна?

- Куда и зачем отправились ребята, когда Оленька потерялась?

- Можно ли Люсю и Бориса считать настоящими друзьями Оленьки?

- Почему Оля стала дружить с Люсей? (“Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. Какая женщина устоит перед таким обожанием? Оленька стала дружить с Люси. Хотя времени на дружбу у неё было мало”.

- А у Люси было много времени?

- Почему Люся не разрешила Оле защитить её на собрании? (Отец влюбился в другую женщину. “Обыкновенная история”, - сказала Оля. Равнодушие. А каково Люсе? Девочка сумела быть чуткой и по отношению к матери, и по отношению к отцу).

- Почему у Бори столько фотографий Оленьки?

- Отец Оли произносит фразу: “Я понял, что наша дочь впервые столкнулась с предательством”. Кто кого предал?

- Подумайте, почему мы всё время на стороне Оленьки?

От чьего имени ведётся повествование? Кто рассказчик?

Автор мастерски владеет данным приёмом: поручает повествование какому-нибудь герою. Мы принимаем точку зрения данного героя как должное, идём за ним, соглашаемся с ним. И довольно долго не замечаем тех деталей повествования, за которыми стоит авторская позиция.

Например, попробуйте ответить на вопрос:

- Волнуется ли Евдокия Савельевна, когда разыскивает Олю по телефону? (“Только пальцы, когда она крутила диск, не вполне были ей послушны. Она не туда попадала, извинялась и вновь набирала номер”)

- А что думает по этому поводу рассказчик? (“Я слышал Евдокию Савельевну. Меня раздражало, что организаторский талант её оставался прежним, а голос нарочито спокойным и ровным, как бы старавшимся заглушить совесть”)

- Может быть, есть ещё подобные детали? (Евдокия Савельевна засмущалась, когда Митя Калягин сказал, что лучшего ожидает приз. Мы не понимаем, почему Евдокия Савельевна не даёт Мите говорить. А призом-то оказалась фотография, свидетельство того, что Евдокия Савельевна в войну спасла 2-х солдат)

- Расскажите о родителях Оленьки. Поразмышляйте об их способах воспитания дочери. (“…иметь дочь стало нашим главным желанием”, “спасибо ей” за то, что родилась. А жизнью-то рисковала мама. Папа не заметил, как мама перестала петь и как он сам перестал писать рассказы в журналы. Всё – для Оли. Точка зрения Оли всегда правильная. “Только не рифмуй”)

- О чём сейчас, когда разыскивают и ждут Олю, думает Надя? (“Это я уговорила её”. Опять берет вину на себя)

- Где же была Оленька? Почему она пошла одна? (Желание любой ценой быть первой)

- Какой приз достался Оленьке? Почему Евдокия Савельевна не рассказывала о своём подвиге во время войны?

- Какой вывод делает отец? (“Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека…”)

- Почему повесть называется “Безумная Евдокия”? (“Судьба отомстила нам за это глупое прозвище… Безумие пришло в наш дом”)

- О чём беспокоится Евдокия Савельевна, когда все возвращаются из больницы? (“Оля может принять всю вину на себя, эта ноша окажется для неё непосильной!”)

- Так какая же всё-таки Оленька? (талантливая, но эгоистка)

- А какая Евдокия Савельевна? (талант человечности)

- Какие фразы автора мы можем выписать в качестве уроков, которые можно вынести из этой повести?

Жить только собой – это полбеды… Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”

Если нет времени разобраться, лучше и не берись. А не пытайся небрежно, одной рукой разводить чужую беду!”

Д/з: написать сочинение-рассуждение: “Жить только собой – это полбеды”, “Талант человечности”, “Был ли в моей жизни некрасивый поступок, из которого я уже сумел извлечь урок?”, Дневник одного дня от имени одного из героев.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!