СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения»

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ   Ганненко Инна Петровна, учитель русского языка и литературы Макеевской ощеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 58

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Ганненко Инна Петровна,

учитель русского языка и литературы

Макеевской ощеобразовательной школы

І-ІІІ ступеней № 58

Введение в тему На конкурсе “ Учитель года ” возмущенный участник спросил: “ Почему в тестах по педагогике нет нетрадиционных методов? Что это за педагогика такая отсталая?” В ответ получил: “ Если на уроках Вы решаете кроссворды, а домой задаете упражнение из учебника, то педагогика должна поддерживать такие инновации? ” Как бы ответили вы?

Введение в тему

  • На конкурсе “ Учитель года ” возмущенный участник спросил: “ Почему в тестах по педагогике нет нетрадиционных методов? Что это за педагогика такая отсталая?”
  • В ответ получил: “ Если на уроках Вы решаете кроссворды, а домой задаете упражнение из учебника, то педагогика должна поддерживать такие инновации? ”
  • Как бы ответили вы?
Введение в тему Главную роль в выборе и применении методов, приемов играет ситуация. Это позволяет педагогу принимать нестандартные решения, используя нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели. Педагог должен хорошо осознавать и предвидеть возможные последствия, вытекающие из его решений.  Именно таким путем достигли выдающихся успехов известные новаторы обучения  В. Шаталов, И.Ильин, Н. Гудзик, И.Волков и другие.

Введение в тему

  • Главную роль в выборе и применении методов, приемов играет ситуация. Это позволяет педагогу принимать нестандартные решения, используя нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели. Педагог должен хорошо осознавать и предвидеть возможные последствия, вытекающие из его решений.

Именно таким путем достигли выдающихся успехов известные новаторы обучения

В. Шаталов, И.Ильин, Н. Гудзик, И.Волков и другие.

Введение в тему Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования рассматривается как общая закономерность педагогического процесса. Обратим внимание на то, что не отдельные мероприятия, сколько бы их не было, а система контроля обеспечивает надежные результаты .

Введение в тему

  • Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования рассматривается как общая закономерность педагогического процесса.
  • Обратим внимание на то, что не отдельные мероприятия, сколько бы их не было, а система контроля обеспечивает надежные результаты .
Первое звено в системе контроля – предварительное выявление уровня знаний Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить, как сохранились в памяти узловые элементы того или иного курса, которые изучались в прошлом году. Проверяется «выживаемость знаний», что определяется по количеству правильно воспроизведенных в тесте знаний и навыков. Если педагог не жалеет времени и сил, то он будет иметь точную картину предыстории обучения, опираясь на которую сможет выбрать правильную стратегию и тактику дальнейшего формирования учебного продукта .

Первое звено в системе контроля – предварительное выявление уровня знаний

  • Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить, как сохранились в памяти узловые элементы того или иного курса, которые изучались в прошлом году.
  • Проверяется «выживаемость знаний», что определяется по количеству правильно воспроизведенных в тесте знаний и навыков.
  • Если педагог не жалеет времени и сил, то он будет иметь точную картину предыстории обучения, опираясь на которую сможет выбрать правильную стратегию и тактику дальнейшего формирования учебного продукта .
Второе звено в системе контроля –  текущая проверка изученного  во время усвоения каждой темы Главная функция такой проверки – обучающая. Методы и формы работы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки школьников, уровень и цели обучения, конкретные условия.

Второе звено в системе контроля – текущая проверка изученного во время усвоения каждой темы

  • Главная функция такой проверки – обучающая. Методы и формы работы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки школьников, уровень и цели обучения, конкретные условия.
Виды контроля и самоконтроля  Опрос шепотом Весь класс выполняет задание, а учитель шепотом проводит опрос учащихся. Взаимопрос учащихся.

Виды контроля и самоконтроля

Опрос шепотом

  • Весь класс выполняет задание, а учитель шепотом проводит опрос учащихся.
  • Взаимопрос учащихся.
Защитный лист Перед опросом на стол учителю кладется чистый лист бумаги, на котором учащиеся, не подготовленные к уроку, могут вписать свои фамилии. Это дает основания не опрашивать этих учащихся на уроке, но учитель учитывает эту информацию во время тематического оценивания. «Защитным листом» ученик имеет право воспользоваться один раз в месяц.

Защитный лист

  • Перед опросом на стол учителю кладется чистый лист бумаги, на котором учащиеся, не подготовленные к уроку, могут вписать свои фамилии. Это дает основания не опрашивать этих учащихся на уроке, но учитель учитывает эту информацию во время тематического оценивания. «Защитным листом» ученик имеет право воспользоваться один раз в месяц.
«30 секунд на размышление» Во время фронтального опроса выдерживается пауза после каждого задания. Это дает возможность ученикам, которые мыслят медленно,  подготовиться к ответу.

«30 секунд на размышление»

  • Во время фронтального опроса выдерживается пауза после каждого задания. Это дает возможность ученикам, которые мыслят медленно,

подготовиться к ответу.

Самоопрос На доске записываются вопросы и предлагается учащимся дать ответы на них «про себя». Учитель вывешивает правильные ответы, просит учащихся сравнить свои ответы с теми, что предложены как эталон. Сравнив ответы, ученики сами выставляют себе оценку.

Самоопрос

  • На доске записываются вопросы и предлагается учащимся дать ответы на них «про себя».
  • Учитель вывешивает правильные ответы, просит учащихся сравнить свои ответы с теми, что предложены как эталон.
  • Сравнив ответы, ученики сами выставляют себе оценку.
Своя система оценивания Учитель предлагает учащимся оценить свои достижения не общепринятыми оценками, а по шкале:  ОО – очень хорошо,  Х – хорошо,  ЗГ – знает, но не говорит,  ГЗ – говорит, но не знает,  ХНК – хуже некуда.

Своя система оценивания

  • Учитель предлагает учащимся оценить свои достижения не общепринятыми оценками, а по шкале:

ОО – очень хорошо,

Х – хорошо,

ЗГ – знает, но не говорит,

ГЗ – говорит, но не знает,

ХНК – хуже некуда.

Релейная проверочная работа  (В. Шаталов). Проводится по текстам ранее выполенных упражнений .  Нулевая контрольная работа (О.Луппов). Дистанционный диктант . Контрольная работа
  • Релейная проверочная работа

(В. Шаталов). Проводится по текстам ранее выполенных упражнений .

  • Нулевая контрольная работа (О.Луппов).
  • Дистанционный диктант .

Контрольная работа

Светофор (молчанка)  зеленый – да , красный – нет, жёлтий – не знаю,  не уверен

Светофор (молчанка)

  • зеленый – да ,
  • красный – нет,
  • жёлтий – не знаю,

не уверен

 Диктофонный опрос  (В. Шаталов)

Диктофонный опрос

(В. Шаталов)

Метод учебного турнира Ученики из разных команд самостоятельно распределяются по уровню учебных достижений: 1 группа – «сильные ученики»; 2 группа – учащиеся со средними уровнями учебных достижений; 3 группа – «слабые ученики».

Метод учебного турнира

  • Ученики из разных команд самостоятельно распределяются по уровню учебных достижений: 1 группа – «сильные ученики»; 2 группа – учащиеся со средними уровнями учебных достижений; 3 группа – «слабые ученики».
Третье звено в организации проверки    итоговый контроль знаний, умений Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти (семестра) и в конце учебного года. Он не сводится к механическому выведению выведения среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной целью. Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно – они должны соответствовать уровню стандарта образования. Если ориентироваться на независимое тестирование обученности, которое внедряется в практику отечественного образования, то внимание к содержанию итогового школьного тестирования надо значительно усилить.

Третье звено в организации проверки итоговый контроль знаний, умений

  • Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти (семестра) и в конце учебного года. Он не сводится к механическому выведению выведения среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной целью.
  • Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно – они должны соответствовать уровню стандарта образования.
  • Если ориентироваться на независимое тестирование обученности, которое внедряется в практику отечественного образования, то внимание к содержанию итогового школьного тестирования надо значительно усилить.
Необходимо отметить, что проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних  И.П. Подласый:  «Хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, однако он не обеспечивает должной эффективности»  При письменном контроле ученик более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связного изложения мыслей .

Необходимо отметить, что проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних

  • И.П. Подласый:

«Хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, однако он не обеспечивает должной эффективности»

  • При письменном контроле ученик более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связного изложения мыслей .
Вывод Гармоничное сочетание учителем форм контроля и самоконтроля в устной и письменной форме сможет предоставить ему объективную картину уровня учебных достижений учащихся по предмету.

Вывод

  • Гармоничное сочетание учителем форм контроля и самоконтроля в устной и письменной форме сможет предоставить ему объективную картину уровня учебных достижений учащихся по предмету.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!