СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нестандартные приемы на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Нестандартные приемы на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"»












«Нестандартные приемы при реализации ФГОС на уроках

русского языка и литературы»










Выполнила: Рукосуева Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная

школа № 90»












2017 г

Традиционные формы и методы обучения не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные знания и умения. Решение данной проблемы заставляют нас пересмотреть методы и приемы преподавания.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных нестандартных методов обучения , поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных приемов обучения.

Еще Ян Амос Коменский, чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, в своей «Великой Дидактике» писал: «Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха».

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

“Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

Принцип моего учебного процесса можно выразить словами "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".

Основными методическими приемами в моей работе считаю следующие:


  1. Создание проблемной ситуации: (слайд 1)

- на доске два словосочетания, сравните их дедушкин шарф, мой шарф

Запишите их в тетрадь,

- из каких частей речи состоят данные словосочетания?

-где главное, где зависимое слово?

-определите разряд прилагательного дедушкин

-знаете ли вы притяжательные прилагательные?

- на какой вопрос отвечает слово мой?

- указывает ли на чью-то принадлежность?

-как вы думаете, с чем нам сегодня необходимо познакомиться? (С притяжательными местоимениями).

-тогда какова тема и цель сегодняшнего урока? (Тема: Притяжательные местоимения. Цель: познакомиться с притяжательными местоимениями, вывести их признаки)



Прием « Нарисуй правило»( слайд2,3,4,5) Детям предлагается изучить правило либо самостоятельно, либо с учителем. Затем дома они рисуют его. Этот прием помогает лучше запомнить тему, более глубоко изучить правило.

Следующий прием «Интеллект-карта, кластер»( слайд 6,7) я либо использую его на уроках обобщения темы, либо, если тема сложная, составляем вместе пошагово. Таким образом я вижу, что усвоилось детьми, а что нет.


Приём «Гармошка с вопросами и ответами» (слайд 8)

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Он позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.

После изучения темы на русском языке или после прочтения произведения учащимся предлагается сформулировать по вопросу, связанных с пройденным материалом. Затем они на заготовленных листах пишут вопрос и передают друг другу, кратко отвечают. В конце опроса получается гармошка вопрос- ответ.


Приём «Шесть шляп» (слайд 9)

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.

Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;

  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;

  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить нарисовать одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример.

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного.



Приём “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;

  • умение применять знания в нестандартной ситуации;

  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально. Затем обсуждение.

Пример.

Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Инсерт (чтение с пометами) (слайд 10)

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос


Прогнозирование

На литературе предлагаем спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной ситуации. Детям очень нравиться угадывать события. Произведение читается с интересом.



Чтение с остановками

Открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?


Прием. Ключевые слова (слайд 11)

Стадию вызова на уроке можно осуществить и методом «ключевые слова», по которым учащиеся придумывают рассказ или расставляют их в определённой последовательности, а на стадии осмысления ребята ищут подтверждение своим предположениям, расширяя учебный материал.

Например, при изучении рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» в начале урока я предложила следующее задание.

Посмотрите на слова и словосочетания и попробуйте предположить сюжет рассказа: мальчики, витрины, Мерцалов, происшествие, милостыня, забыть о жене, о голодных детях, незнакомец, бумажка, сюрприз, благодетельный ангел.

Прием « Ассоциации» (слайд 12) Ребятам предлагаю нарисовать главных героев. Они ассоциируют героя с какими-то предметами, фруктами, овощами, тем самым передавая их характер, поведение. Например, в произведении « Толстый и тонкий» ребята представили героев так.


Используя эти и другие нестандартные приемы, я пришла к выводу, что они оказывает позитивное влияние на успеваемость, будят интерес к изучаемому.

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаю, что она существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, мы должны непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Должны непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!