Моховикова Е.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
города Абакана
Нестандартный урок как способ развития у учащихся интереса к самообучению, творчеству и систематизации знаний.
Современных учеников все труднее чем-то привлечь. Сейчас конечно самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.
Повысить престиж предмета может только учитель - своей эрудицией, неравнодушием. Если мы сами не считаем свой предмет второстепенным и относимся к нему со всей важностью, то и дети, и родители начинают так считать. Уроки должны быть интересными, разнообразными. Работая над проблемой: как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математике, пришла к выводу, что первоначально нужно опираться на личностно-ориентированный подход с учетом психологических особенностей учащихся и проводить наравне с традиционными уроками и нестандартные уроки [3].
Так что же такое нестандартный урок? Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают правила, а пытаются донести с помощью примеров и задач основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах [2].
Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.
Виды нестандартных уроков:
Уроки – конкурсы Уроки КВН Игры Пресс-конференции Соревнования Компьютерные | Уроки взаимообучения учащихся Театрализованные уроки Межпредметные уроки Уроки - экскурсии Устный журнал Проекты (семинары) и т.д. [1]. |
Рассмотрим некоторые из них которые применяю на практике:
Уроки-соревнования создают атмосферу увлеченности, снимают усталость у детей. Атмосфера соревнования активизирует память, внимание. Практика показала, что, как и отработка любого материала, так и контроль знаний проходят с неослабевающим вниманием и интересом, если учащиеся вовлечены в игру-соревнование. В условиях соревнования общение с партнерами по группе проходит легко и непринужденно. Подобная форма урока способствует созданию атмосферы взаимопомощи, создает оптимальные возможности для активизации возможностей учащихся [4].;
Устный журнал. Включает в себя несколько страничек. Это довольно простая и удобная форма урока. Группе ребят дается задание подготовить одну из тем. Во время урока задействованы все ребята группы. Здесь большая роль отводится самоподготовке. Такая форма урока побуждает учащихся к самоконтролю (уроки повторения «Арифметические действия с обыкновенными дробями», «Умножение и деление обыкновенных дробей» и др.);
Межпредметные уроки. Благодаря им в сознании учеников формируется более объективная картина мира. В этих случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции. («Мера длинны», «Геометрические фигуры»и др. ) математика - история – дополнительное знакомство с историческими фактами;
Уроки взаимообучения учащихся. Характерная особенность такого урока – групповая работа над материалом без домашних заданий, взаимопомощь и взаимоответственность. В своей практике применяю не только на уроках, но и внеурочной деятельности
Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном счете, к управлению ими [5].
1. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С.. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985
2. Дьяченко В. К. Диалоги об образовании // Школьные технологии. - 2001.- №4.- с.65.
3. Жирнова Т., Караваев А. Урок-игра: кто станет магистром? // Учитель.- 2001.- №4.- с.48.
4. Кларин М.В.. Инновационные модели обучения в зарубежных 13. Кочетов Н. С. Нестандартные уроки в школе. Изд. «Учитель», Волгоград, 2001
5. Селевко Г.К., Басов А.В.. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование, Ярославль, 1991; Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., 1998