Нетрадиционный урок «Детективное агентство».
Цель: сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных А и О в корнях -лаг-, -лож-;
Задачи:
- обучающие: обобщить и закрепить знания по морфемике, фонетике, синтаксису, лексике; формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-лож-, научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);
- развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
- воспитательные: формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.
1.Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас поприветствовать на уроке русского языка! Сегодня у нас не обычный урок, мы станем настоящими детективами.Кто такие детективы? Как вы думаете, из какого языка пришло это слово к нам в русский язык? (Детектив - специалист по расследованию преступлений. Это слово пришло в русский язык из английского языка).
-Верно, оно заимствовано из англ.языка. Сегодня наш класс – это детективное агентство. Чтобы агентство могло работать, необходимо получить лицензию. Лецензия – разрешение, право заниматься каким-либо видом деятельности. Для её получения вам предстоит ответить на вопросы.
2. Актуализация знаний.
1.Что такое морфемика? (СЛАЙД 1)
1.Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав (строение) слова. (СЛАЙД 2)
2.Как называются минимальные значимые части слова? Какие вы знаете? (СЛАЙД 3)
2.Минимальными значимыми частями слова называются – морфемы. К морфемам относятся: приставка, корень, суффикс, окончание. (СЛАЙД 4)
3.Как проверить и правильно обозначить на письме орфограмму «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»? Для примера возьмите слова земля и цветник. (СЛАЙД 5)
3.Орфограмма «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»
Чтобы правильно обозначить на письме букву безударного гласного в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором этот безударный гласный находится под ударением.
Земля ́ – зе́мли, цветни́к - цве́т
Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. (СЛАЙД 6)
4. Как проверить и правильно обозначить на письме орфограмму «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»? Приведите примеры.
(СЛАЙД 7)
4. Орфограмма «Непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова»
Правописание непроверяемых букв безударных гласных в корне слова надо запомнить.
Коро́ва, балко́н
Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. (СЛАЙД 8)
-Молодцы! Теперь вы настоящие детективы с допусками к расследованиям, которые находятся на краю ваших парт. (Читай лицензию)
3. Постановка проблемы.
-Ребята! У нашего детективного агентства появилось первое дело. (СЛАЙД 9)
-К нам за помощью обратились буквы А и О, они потеряли своих друзей. Давайте приступим к расследованию!
-Для начала нам нужно установить личности пропавших. Давайте составим их фотороботы по показаниям данными А и О.
-На слайде будут представлены характеристики личностей пропавших друзей А и О. Вам необходимо внимательно прочитать их и ответить на вопрос – кто же пропавшие друзья А и О? (Пропавшими друзьями А и О являются корни.(СЛАЙД 11))
(СЛАЙД 10) Характеристики:
- Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.
- Выделяется в слове путём подбора и сопоставления родственных слов.
- Могут присоединяться другие морфемы, конкретизирующие значение слова.
-Итак, по характеристикам вы сделали вывод, что это корни. Но корней в русском языке очень много, нам нужно найти определённые. Давайте вновь обратимся к показаниям.
-Нам нужно найти два корня, для этого обратимся к фонетике.
-На слайде будут представлены характеристики, по ним вам предстоит определить какие же звук и буква стоят на местах пропусков.
(СЛАЙД 12)
- Первый пропуск общий.
Согласный, твердый, парный, сонорный [Л]
Правильно
[Л] - согласный, твердый, парный, сонорный
Неправильно
[Б] - согл., твёрд. (парн.), глух. (парн.)
[С] - согл., твёрд. (парн.), глух. (парн.)
(СЛАЙД 13)
- Второй пропуск для первого корня.
Согласный, твердый, парный, звонкий, парный [Г]
Правильно
[Г] - согласный, твердый, парный, звонкий, парный
Неправильно
[Ш] - согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произносится твёрдо), шипящий
[О] – гласный.
(СЛАЙД 14)
- И третий пропуск во втором корне.
Согласный, твердый (непарный – всегда твердый), глухой, парный [Ж]
Правильно
[Ж] - согласный, твердый (непарный – всегда твердый), глухой, парный
Неправильно
[А] - гласный
[П] – согласный, глухой, парный, твердый, парный.
-Молодцы! Теперь давайте понаблюдаем для продолжения нашего расследования как себя ведут эти корни в словах.
-На столах у вас лежат карточки, ваша задача правильно вставить букву и обозначить орфограмму.
Карточка №1
А) Бе…шумный, предл…жить, ра…чертить, предл…гать;
Б) Изл…гать, ра…жимать, бе…головый, изл…жить.
Карточка №1
А) Бесшумный, предложи́ть, расчертить, предлага́ть;
Б) Излага́ть, разжимать, безголовый, изложи́ть.
Правило. В приставках, оканчивающихся на –З / -С перед звонким согласным, начинающим корень пишем З, перед глухим –С.
-Попались ли слова, которые вызвали у вас затруднения? (Да, под буквой А слова – предлагать, предложить. Под буквой Б слова – излагать, изложить.)
-Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему? (Нельзя. Потому что оба корня — безударные.)
-А что делают гласные в этих корнях? (Гласные в этих корнях чередуются.)
-Молодцы! Теперь суммируя наши наблюдения и буквы, которые обратились в наше агентство, назовите ТЕМУ нашего сегодняшнего расследования! (Правописание а-о в корнях с чередованием –лаг-/-лож-)
-Молодцы! Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите дату, вид работы и тему.
4. Цели. Задачи.
-Итак, мы нашли пропавшие корни и определили тему нашего расследования. Но буквы А и О не помнят с какими корнями они употребляются. Давайте определим ЦЕЛЬ нашего расследования. (ЦЕЛЬЮ нашего расследования является: Выяснить, когда в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- пишется буква О, а когда А.)
Зная цель мы можем обозначить наши ЗАДАЧИ. ( ЗАДАЧАМИ являются:
- научиться владеть способом выбора А-О в корнях -лаг-лож-;
- Установить алгоритм условия выбора нужной буквы в данных корнях;
- Научиться графически обозначать данную орфограмму.)
5. Исследовательский этап. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний.
Для того чтобы справиться с расследованием нам стоит прибегнуть к помощи архива нашего агентства.
В нашем распоряжении старинное сказание, давайте его прочитаем.
(Читают по абзацам несколько учеников).
(СЛАЙД 16)
(1)За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата корня -лаг- и -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить.
(СЛАЙД 17)
(2)Однажды не выдержала царица, предложила в Царстве русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- и -лож, тот получит моё расположение и царскую награду».
(СЛАЙД 18)
(3) Со всех земель невиданного царства-государства съехались подданные и предлагали, как можно различать братьев.
(СЛАЙД 19)
(4) А две сестрицы согласные Г и Ж и суффикс А оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная Г и суффикс А после корня быстро расположились с братом -лаг-, а ее сестрица – с братом -лож-. Да так и остались навсегда с ними друзьями.
(СЛАЙД 20)
(5) С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г и суффикс А после корня, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.
Так и дружат они, постоянно друг друга выручая.
-Давайте попробуем самостоятельно, с помощью сказки, сформулировать правило правописания корней с чередованием А-О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-. (Корни с чередованием— Лаг- -Лож- нельзя проверять ударением! Они подчиняются правилу: в корне -ЛАГ- \-ЛОЖ- в безударном положении буква А пишется, если за корнем следует суффикс -А-; буква О пишется, если за корнем нет суффикса –А-.)
-Молодцы!
-Теперь давайте проверим правило в учебнике. Может быть, мы упустили какие-нибудь улики? (Нет, мы правильно составили правило самостоятельно.)
Откройте параграф номер 84 и прочитайте правило.
(1 ученик читает вслух).
-Теперь нам предстоит составить алгоритм, который мы сможем использовать в нашем детективном расследовании для правильной постановки буквы в данных корнях. Этот алгоритм поможет нам и в дальнейших расследованиях в русском языке!
(СЛАЙД 21)
-На вашем столе находятся алгоритмы, вклейте их в тетрадь после урока.
6. Первичная проверка понимания.
Итак, ребята, теперь мы знаем правило и алгоритм.
Давайте проведем следственный эксперимент и попробуем применить правило.
Откройте упражнение номер 447.
Составьте и запишите словосочетания с существительными из левой колонки и с подходящими глаголами из правой. Обозначьте корень в именах существительных. Обозначьте орфограмму.
Не забывайте пользоваться алгоритмом для правильного выбора буквы.
Пол..жение,
изл..жение,
сл..гаемое,
предпол..жение,
прил..гательное,
сл..жение.
|
Изменить,
высказать,
закончить,
просклонять,
уменьшить,
произвести.
|
-Молодцы! С помощью этого упражнения мы научились применять алгоритм и правило для выбора буквы в корнях с чередованием –лаг-/-лож-.
7. Первичное закрепление.
-Ребята, но это не все особенности данных корней, давайте продолжим расследование.
-Для этого нам понадобятся обратиться к упражнению № 449.
Спишите. Укажите слова с корнем −лаг− /−лож−, которые наиболее часто употребляются в речи учителя на уроках русского языка.
Изл..жите изученное подробно.
Пол..жите ручки, сядьте ровно.
Я предпол..гаю, что это изложение вы хорошо напишете.
Запишите это предл..жение.
Распол..жите трудные слова по алфавиту.
-Ребята, я хочу обратить ваше внимание на пример «положите руки».
(СЛАЙД 22)
-Очень часто приходится слышать, как произносят: «Ложи сюда» или «Ложу в сумку». Запоминаем: корень –ЛОЖ- употребляется только с приставками. Или по-другому: корень –ЛОЖ- без приставок не употребляется. Нет слов ложить, ложи, ложу. Грамотно говорить: положить, положи, кладу.
8. Физ.минутка.
9. Закрепление.
-Для того чтобы удостовериться, что вы хорошо запомнили материал мы проведем цифровой диктант, но не простой, а цифровой.
(СЛАЙД 23)
Самостоятельная работа в тетрадях, записываем только цифры 1 или 2.
1 -ЛАГ-
2 -ЛОЖ-
Положение, предложение, излагать, приложение, прилагать, отложить, слагаемое, сложение, возложить.
-Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проведите проверку, поставьте оценку. Ответы на слайде.
(СЛАЙД 24)
Ключ к графическому диктанту:
(2,2,1,2,1,2,1,2,2).
10. Рефлексия.
-Для того чтобы закрыть наше дело, нам нужно подвести итоги.
Итак,
1.С какой орфограммой вы сегодня познакомились? (Правописание а-о в корнях с чередованием –лаг-/-лож-)
2. От чего зависит выбор в данной орфограмме? (в корне -ЛАГ- \-ЛОЖ- в безударном положении буква А пишется, если за корнем следует суффикс -А-; буква О пишется, если за корнем нет суффикса –А-.)
-Молодцы! Мы успешно завершили наше детективное расследование!
11. Д/з.
Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Упражнение №450
450. Опишите рисунок, употребляя глаголы с корнем -лаг- - -лож-: отложить, предлагать, располагаться, расположиться, уложить.
Выделите орфограммы по сегодняшней теме.
Есть вопросы по выполнению домашнего задания?
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционный урок. Детективное агентство. Поиски корней лаг\лож.»
1.Что такое морфемика?
1
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав (строение) слова.
2
2.Как называются минимальные значимые части слова? Какие вы знаете?
3
Минимальными значимыми частями слова называются – морфемы.
К морфемам относятся: приставка , корень , суффикс , окончание .
4
3. Как проверить и правильно обозначить на письме орфограмму «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»?
Для примера возьмите слова земля и цветник .
5
Орфограмма «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова».
Чтобы правильно обозначить на письме букву безударного гласного в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное , в котором этот безударный гласный находится под ударением .
Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного.
6
4.Как проверить и правильно обозначить на письме орфограмму «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»? Приведите примеры.
7
Орфограмма «Непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова»
Правописание непроверяемых букв безударных гласных в корне слова надо запомнить .
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного.
8
НАШЕ ПЕРВОЕ ДЕЛО!
9
Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.
Выделяется в слове путём подбора и сопоставления родственных слов.
Могут присоединяться другие морфемы, конкретизирующие значение слова.
10
КОРЕНЬ
СЛОВА
11
Л
С
Б
Согласный, твердый, парный, сонорный.
12
Ш
О
Г
Согласный, твердый, парный, звонкий, парный
Л
Л
13
Ж
П
А
Согласный, твердый (непарный – всегда твердый), глухой, парный.
Л
Л
Г
14
РАЗЫСКИВАЮТСЯ!
Л
Л
Г
Ж
15
ЛАГ
ЛОЖ
(1) За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата корня -лаг- и -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить.
16
ЛАГ
ЛОЖ
(2) Однажды не выдержала царица, предложила в Царстве русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- и -лож, тот получит моё расположение и царскую награду».
17
ЛАГ
ЛОЖ
(3) Со всех земель невиданного царства-государства съехались подданные и предлагали, как можно различать братьев.
18
ЛАГ
ЛОЖ
Г
Ж
А
(4) А две сестрицы согласные Г и Ж и суффикс А оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная Г и суффикс А после корня быстро расположились с братом -лаг - , а ее сестрица Ж – с братом -лож- . Да так и остались навсегда с ними друзьями.
19
ЛАГ
ЛОЖ
Г
Ж
А
(5) С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г и суффикс А после корня , то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг- , а если сестрицу Ж – то братец -лож- .
Так и дружат они, постоянно друг друга выручая.
20
21
Алгоритм правописания А и О
в корнях с чередованием -ЛАГ-/-ЛОЖ-
Л
Ж
Г
Л
А
О
А
!ИСКЛЮЧЕНИЕ!
полОг
слАгАть, предполАгАть
полОжить, предлОжить
Запомни!
Корень –ЛОЖ- употребляется только с приставками. Корень –ЛОЖ- без приставок не употребляется. Нет слов ложить, ложи, ложу.
Грамотно говорить : положить, положи, кладу.
22
Графический диктант
Самостоятельная работа в тетрадях,
записываем только цифры 1 или 2.
1 -ЛАГ-
2 - ЛОЖ -
23
КЛЮЧ К ГРАФИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ
2,2,1,2,1,2,1,2,2
Ответы
9-8
Оценка
6-7
5
4
4-5
2-3
3
2
24