СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционный урок. Детективное агентство. Поиски корней лаг\лож.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционный урок «Детективное агентство».

Цель: сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных А и О в корнях -лаг-, -лож-;

Задачи: 

     - обучающие:  обобщить и закрепить знания по морфемике, фонетике, синтаксису, лексике; формировать навык нахождения слов  с чередующимися  гласными о-а   в  корне   -лаг-лож-,  научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);

        -  развивающие: развитие речевых,  творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие  орфографической зоркости, внимания,  логического мышления; обогащение  словарного  запаса.

     - воспитательныеформировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.

1.Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас поприветствовать на уроке русского языка! Сегодня у нас не обычный урок, мы станем настоящими детективами.Кто такие детективы? Как вы думаете, из какого языка пришло это слово к нам в русский язык? (Детектив - специалист по расследованию преступлений. Это слово пришло в русский язык из английского языка).

-Верно, оно заимствовано из англ.языка. Сегодня наш класс – это детективное агентство. Чтобы агентство могло работать, необходимо получить лицензию. Лецензия – разрешение, право заниматься каким-либо видом деятельности. Для её получения вам предстоит ответить на вопросы.

2. Актуализация знаний.

1.Что такое морфемика? (СЛАЙД 1)

1.Морфемика ­- раздел науки о языке, изучающий состав (строение) слова. (СЛАЙД 2)

 

2.Как называются минимальные значимые части слова? Какие вы знаете? (СЛАЙД 3)

2.Минимальными значимыми частями слова называются – морфемы. К морфемам относятся: приставка, корень, суффикс, окончание. (СЛАЙД 4)

 

3.Как проверить и правильно обозначить на письме орфограмму «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»? Для примера возьмите слова земля и цветник. (СЛАЙД 5)

3.Орфограмма «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»

Чтобы правильно обозначить на письме букву безударного гласного в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором этот безударный гласный находится под ударением.  

Земля ́   –   зе́мли,   цветни́к  -  цве́т

Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. (СЛАЙД 6)

4. Как проверить и правильно обозначить на письме орфограмму «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»? Приведите примеры.

(СЛАЙД 7)

4. Орфограмма «Непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова»

Правописание непроверяемых букв безударных гласных в корне слова надо запомнить.

Коро́ва,   балко́н

Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. (СЛАЙД 8)

-Молодцы! Теперь вы настоящие детективы с допусками к расследованиям, которые находятся на краю ваших парт. (Читай лицензию)

 

3. Постановка проблемы.

-Ребята! У нашего детективного агентства появилось первое дело. (СЛАЙД 9)

-К нам за помощью обратились буквы А и О, они потеряли своих друзей. Давайте приступим к расследованию!

-Для начала нам нужно установить личности пропавших. Давайте составим их фотороботы по показаниям данными А и О.

-На слайде будут представлены характеристики личностей пропавших друзей А и О. Вам необходимо внимательно прочитать их и ответить на вопрос – кто же пропавшие друзья А и О? (Пропавшими друзьями А и О являются корни.(СЛАЙД 11))

(СЛАЙД 10) Характеристики:

  1. Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.
  2. Выделяется в слове путём подбора и сопоставления родственных слов.
  3. Могут присоединяться другие морфемы, конкретизирующие значение слова.

-Итак, по характеристикам вы сделали вывод, что это корни. Но корней в русском языке очень много, нам нужно найти определённые. Давайте вновь обратимся к показаниям.

-Нам нужно найти два корня, для этого обратимся к фонетике.

-На слайде будут представлены характеристики, по ним вам предстоит определить какие же звук и буква стоят на местах пропусков.

(СЛАЙД 12)

  1. Первый пропуск общий.

Согласный, твердый, парный, сонорный [Л]

Правильно

[Л] - согласный, твердый, парный, сонорный

Неправильно

[Б] - согл., твёрд. (парн.), глух. (парн.)

[С] - согл., твёрд. (парн.), глух. (парн.)

 

(СЛАЙД 13)

  1. Второй пропуск для первого корня.

Согласный, твердый, парный, звонкий, парный [Г]

Правильно

[Г] - согласный, твердый, парный, звонкий, парный

Неправильно

[Ш] - согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произносится твёрдо), шипящий

[О] – гласный.

 

(СЛАЙД 14)

  1. И третий пропуск во втором корне.

Согласный, твердый (непарный – всегда твердый), глухой, парный [Ж]

Правильно

[Ж] - согласный, твердый (непарный – всегда твердый), глухой, парный

Неправильно

[А] - гласный

[П] – согласный, глухой, парный, твердый, парный.

 

-Молодцы! Теперь давайте понаблюдаем для продолжения нашего расследования как себя ведут эти корни в словах.

-На столах у вас лежат карточки, ваша задача правильно вставить букву и обозначить орфограмму.

Карточка №1

А) Бе…шумный, предл…жить, ра…чертить, предл…гать;

Б) Изл…гать,  ра…жимать, бе…головый, изл…жить.

Карточка №1

А) Бесшумный, предложи́ть, расчертить, предлага́ть;

Б) Излага́ть,  разжимать, безголовый, изложи́ть.

Правило. В приставках, оканчивающихся на –З / -С перед звонким согласным, начинающим корень пишем З, перед глухим –С.

 

-Попались ли слова, которые вызвали у вас затруднения? (Да, под буквой А слова – предлагать, предложить. Под буквой Б слова – излагать, изложить.)

-Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему? (Нельзя. Потому что оба корня — безударные.)

-А что делают гласные в этих корнях? (Гласные в этих корнях чередуются.)

-Молодцы! Теперь суммируя наши наблюдения и буквы, которые обратились в наше агентство, назовите ТЕМУ нашего сегодняшнего расследования! (Правописание а-о в корнях с чередованием –лаг-/-лож-)

-Молодцы! Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите дату, вид работы и тему.

 

4. Цели. Задачи.

-Итак, мы нашли пропавшие корни и определили тему нашего расследования. Но буквы А и О не помнят с какими корнями они употребляются. Давайте определим ЦЕЛЬ нашего расследования. (ЦЕЛЬЮ нашего расследования является: Выяснить, когда в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- пишется буква О, а когда А.)

Зная цель мы можем обозначить наши ЗАДАЧИ. ( ЗАДАЧАМИ являются:

  1. научиться владеть способом  выбора А-О в корнях  -лаг-лож-;
  2. Установить алгоритм условия выбора нужной буквы в данных корнях;
  3. Научиться графически обозначать данную орфограмму.)

 

5. Исследовательский этап. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний.

Для того чтобы справиться с расследованием нам стоит прибегнуть к помощи архива нашего агентства.

В нашем распоряжении старинное сказание, давайте его прочитаем.

(Читают по абзацам несколько учеников).

(СЛАЙД 16)

(1)За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата корня -лаг- и -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить.

(СЛАЙД 17)

(2)Однажды не выдержала царица, предложила в Царстве русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- и -лож, тот получит моё расположение и царскую награду».

(СЛАЙД 18)

(3) Со всех земель невиданного царства-государства съехались подданные и предлагали, как можно различать братьев.

(СЛАЙД 19)

(4) А две сестрицы согласные Г и Ж и суффикс А оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная Г и суффикс А после корня быстро расположились с братом -лаг-, а ее сестрица – с братом -лож-. Да так и остались навсегда с ними друзьями.

(СЛАЙД 20)

(5) С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г и суффикс А после корнято уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-а если сестрицу Ж – то братец -лож-.

Так и дружат они, постоянно друг друга выручая.

 

-Давайте попробуем самостоятельно, с помощью сказки, сформулировать правило правописания корней с чередованием А-О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-. (Корни с чередованием— Лаг- -Лож- нельзя проверять ударением!  Они подчиняются правилу: в корне -ЛАГ- \-ЛОЖ- в безударном положении буква А пишется, если за корнем следует суффикс -А-; буква О пишется, если за корнем нет суффикса –А-.)

-Молодцы!

-Теперь давайте проверим правило в учебнике. Может быть, мы упустили какие-нибудь улики? (Нет, мы правильно составили правило самостоятельно.)

Откройте параграф номер 84 и прочитайте правило.

(1 ученик читает вслух).

 

-Теперь нам предстоит составить алгоритм, который мы сможем использовать в нашем детективном расследовании для правильной постановки буквы в данных корнях. Этот алгоритм поможет нам и в дальнейших расследованиях в русском языке!

(СЛАЙД 21)

-На вашем столе находятся алгоритмы, вклейте их в тетрадь после урока.

 

6. Первичная проверка понимания.

Итак, ребята, теперь мы знаем правило и алгоритм.

Давайте проведем следственный эксперимент и попробуем применить правило.

Откройте упражнение номер 447.

Составьте и запишите словосочетания с существительными из левой колонки и с подходящими глаголами из правой. Обозначьте корень в именах существительных. Обозначьте орфограмму.

Не забывайте пользоваться алгоритмом для правильного выбора буквы.

Пол..жение, изл..жение, сл..гаемое, предпол..жение, прил..гательное, сл..жение.

Изменить, высказать, закончить, просклонять, уменьшить, произвести.

 

-Молодцы! С помощью этого упражнения мы научились применять алгоритм и правило для  выбора буквы в корнях с чередованием  –лаг-/-лож-.

 

7. Первичное закрепление.

-Ребята, но это не все особенности данных корней, давайте продолжим расследование.

-Для этого нам понадобятся обратиться к упражнению № 449.

Спишите. Укажите слова с корнем −лаг− /−лож−, которые наиболее часто употребляются в речи учителя на уроках русского языка.

Изл..жите изученное подробно.

Пол..жите ручки, сядьте ровно.

Я предпол..гаю, что это изложение вы хорошо напишете.

Запишите это предл..жение.

Распол..жите трудные слова по алфавиту.

 

-Ребята, я хочу обратить ваше внимание на пример «положите руки».

(СЛАЙД 22)

-Очень часто приходится слышать, как произносят: «Ложи сюда» или «Ложу в сумку». Запоминаем: корень –ЛОЖ- употребляется только с приставками. Или по-другому: корень –ЛОЖ- без приставок не употребляется. Нет слов ложить, ложи, ложу. Грамотно говорить: положить, положи, кладу.

 

8. Физ.минутка.

9. Закрепление.

-Для того чтобы удостовериться, что вы хорошо запомнили материал мы проведем цифровой диктант, но не простой, а цифровой.

(СЛАЙД 23)

Самостоятельная работа в тетрадях, записываем только цифры 1 или 2.

1     -ЛАГ- 

2   -ЛОЖ-

Положение, предложение, излагать, приложение, прилагать, отложить, слагаемое, сложение, возложить.

-Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проведите проверку, поставьте оценку. Ответы на слайде.

(СЛАЙД 24)

Ключ к графическому диктанту:

(2,2,1,2,1,2,1,2,2).

 

10. Рефлексия.

-Для того чтобы закрыть наше дело, нам нужно подвести итоги.

Итак,

 1.С какой орфограммой вы сегодня познакомились? (Правописание а-о в корнях с чередованием –лаг-/-лож-)

2. От чего зависит выбор в данной орфограмме? (в корне -ЛАГ- \-ЛОЖ- в безударном положении буква А пишется, если за корнем следует суффикс -А-; буква О пишется, если за корнем нет суффикса –А-.)

-Молодцы! Мы успешно завершили наше детективное расследование!

 

11. Д/з.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Упражнение №450

450. Опишите рисунок, употребляя глаголы с корнем -лаг- - -лож-: отложить, предлагать, располагаться, расположиться, уложить.

Выделите орфограммы по сегодняшней теме.

Есть вопросы по выполнению домашнего задания?

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционный урок. Детективное агентство. Поиски корней лаг\лож.»

1.Что такое морфемика? 1

1.Что такое морфемика?

1

Морфемика ­- раздел науки о языке, изучающий состав (строение) слова. 2

Морфемика ­- раздел науки о языке, изучающий состав (строение) слова.

2

2.Как называются минимальные значимые части слова? Какие вы знаете? 3

2.Как называются минимальные значимые части слова? Какие вы знаете?

3

Минимальными значимыми частями слова называются – морфемы.  К морфемам относятся: приставка , корень , суффикс , окончание . 4

Минимальными значимыми частями слова называются – морфемы.

К морфемам относятся: приставка , корень , суффикс , окончание .

4

3. Как проверить и правильно обозначить на письме орфограмму «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»? Для примера возьмите слова земля и цветник . 5

3. Как проверить и правильно обозначить на письме орфограмму «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»?

Для примера возьмите слова земля и цветник .

5

Орфограмма «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова». Чтобы правильно обозначить на письме букву безударного гласного в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное , в котором этот безударный  гласный находится под ударением . Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. 6

Орфограмма «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова».

Чтобы правильно обозначить на письме букву безударного гласного в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное , в котором этот безударный гласный находится под ударением .

Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного.

6

4.Как проверить и правильно обозначить на письме орфограмму «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»? Приведите примеры. 7

4.Как проверить и правильно обозначить на письме орфограмму «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова»? Приведите примеры.

7

Орфограмма «Непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова» Правописание непроверяемых букв безударных гласных в корне слова надо запомнить . СЛОВАРНЫЕ СЛОВА Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. 8

Орфограмма «Непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова»

Правописание непроверяемых букв безударных гласных в корне слова надо запомнить .

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного.

8

НАШЕ ПЕРВОЕ ДЕЛО! 9

НАШЕ ПЕРВОЕ ДЕЛО!

9

Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения. Выделяется в слове путём подбора и сопоставления родственных слов. Могут присоединяться другие морфемы, конкретизирующие значение слова. 10

Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.

Выделяется в слове путём подбора и сопоставления родственных слов.

Могут присоединяться другие морфемы, конкретизирующие значение слова.

10

КОРЕНЬ СЛОВА 11

КОРЕНЬ

СЛОВА

11

Л С Б Согласный, твердый, парный, сонорный. 12

Л

С

Б

Согласный, твердый, парный, сонорный.

12

Ш О Г Согласный, твердый, парный, звонкий, парный Л Л 13

Ш

О

Г

Согласный, твердый, парный, звонкий, парный

Л

Л

13

Ж П А Согласный, твердый (непарный – всегда твердый), глухой, парный. Л Л Г 14

Ж

П

А

Согласный, твердый (непарный – всегда твердый), глухой, парный.

Л

Л

Г

14

РАЗЫСКИВАЮТСЯ! Л Л Г Ж 15

РАЗЫСКИВАЮТСЯ!

Л

Л

Г

Ж

15

ЛАГ ЛОЖ (1) За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата корня -лаг- и -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить. 16

ЛАГ

ЛОЖ

(1) За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата корня -лаг- и -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить.

16

ЛАГ ЛОЖ (2) Однажды не выдержала царица, предложила в Царстве русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- и -лож, тот получит моё расположение и царскую награду». 17

ЛАГ

ЛОЖ

(2) Однажды не выдержала царица, предложила в Царстве русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- и -лож, тот получит моё расположение и царскую награду».

17

ЛАГ ЛОЖ (3) Со всех земель невиданного царства-государства съехались подданные и предлагали, как можно различать братьев. 18

ЛАГ

ЛОЖ

(3) Со всех земель невиданного царства-государства съехались подданные и предлагали, как можно различать братьев.

18

ЛАГ ЛОЖ Г Ж А (4) А две сестрицы согласные Г и Ж и  суффикс А оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная Г и суффикс А после корня быстро расположились с братом -лаг - , а ее сестрица Ж – с братом -лож- . Да так и остались навсегда с ними друзьями. 19

ЛАГ

ЛОЖ

Г

Ж

А

(4) А две сестрицы согласные Г и Ж и суффикс А оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная Г и суффикс А после корня быстро расположились с братом -лаг - , а ее сестрица Ж – с братом -лож- . Да так и остались навсегда с ними друзьями.

19

ЛАГ ЛОЖ Г Ж А (5) С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г и  суффикс А после корня , то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг- , а если сестрицу Ж – то братец -лож- . Так и дружат они, постоянно друг друга выручая. 20

ЛАГ

ЛОЖ

Г

Ж

А

(5) С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г и суффикс А после корня , то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг- , а если сестрицу Ж – то братец -лож- .

Так и дружат они, постоянно друг друга выручая.

20

21 Алгоритм правописания А и О в корнях с чередованием -ЛАГ-/-ЛОЖ- Л Ж Г Л А О А !ИСКЛЮЧЕНИЕ! полОг слАгАть, предполАгАть полОжить, предлОжить

21

Алгоритм правописания А и О

в корнях с чередованием -ЛАГ-/-ЛОЖ-

Л

Ж

Г

Л

А

О

А

!ИСКЛЮЧЕНИЕ!

полОг

слАгАть, предполАгАть

полОжить, предлОжить

Запомни! Корень –ЛОЖ- употребляется только с приставками. Корень –ЛОЖ- без приставок не употребляется. Нет слов ложить, ложи, ложу. Грамотно говорить : положить, положи, кладу. 22

Запомни!

Корень –ЛОЖ- употребляется только с приставками. Корень –ЛОЖ- без приставок не употребляется. Нет слов ложить, ложи, ложу.

Грамотно говорить : положить, положи, кладу.

22

Графический диктант Самостоятельная работа в тетрадях, записываем только цифры 1 или 2. 1 -ЛАГ-  2 - ЛОЖ -  23

Графический диктант

Самостоятельная работа в тетрадях,

записываем только цифры 1 или 2.

1 -ЛАГ-

2 - ЛОЖ -

23

КЛЮЧ К ГРАФИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ 2,2,1,2,1,2,1,2,2 Ответы 9-8 Оценка 6-7 5 4 4-5 2-3 3 2 24

КЛЮЧ К ГРАФИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ

2,2,1,2,1,2,1,2,2

Ответы

9-8

Оценка

6-7

5

4

4-5

2-3

3

2

24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!