СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неуспеваемость и пути её преодоления

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неуспеваемость – вопрос, который волнует всех участников учебного процесса, как взрослых, так и детей. Не существует психически здоровых детей, которые хотели бы получать «двойки» или просто плохо учиться.

Просмотр содержимого документа
«Неуспеваемость и пути её преодоления»

Неуспеваемость школьников и пути её преодоления

Журлова Ирина Викторовна,

учитель английского языка

МБОУ «СШ № 42»

Неуспеваемость – вопрос, который волнует всех участников учебного процесса, как взрослых, так и детей. Не существует психически здоровых детей, которые хотели бы получать «двойки» или просто плохо учиться. Поступая в первый класс, все дети мечтают о хороших отметках. Но когда эти мечты рассеиваются после получения первых неудовлетворительных отметок, желание учиться постепенно снижается, а потом и вовсе пропадает. Школьник начинает пропускать уроки, становится «трудным» учеником, а это приводит к различного рода негативным последствиям, проявляющимся в его поведении. В результате ученики склонны искать круг общения, в котором они не будут чувствовать себя ничтожными. Нередко это приводит их в различные антисоциальные сообщества либо заставляет замкнуться в себе и общаться в социальных сетях, пополняя деструктивные группы.

Что понимают под словом «неуспеваемость»? Это отставание в учёбе, при котором учащийся не может за отведённое время на удовлетворительном уровне освоить знания, предусмотренные школьной программой. Неуспеваемость это также и комплекс проблем, которые возникают у школьника при систематическом отставании в учёбе.

Для поиска путей преодоления неуспеваемости необходимо выявить порождающие её причины. Обычно неуспеваемость является следствием не одной причины, а комплекса неблагоприятных факторов. Такими факторами могут быть низкое качество мыслительной деятельности школьника, отсутствие мотивации к учёбе, недостатки в организации учебного процесса, социальные причины и пр. Правильно определив причины неуспеваемости, следует оказать учащемуся квалифицированную помощь по её преодолению.

Как правило, целью борьбы с учебной неуспешностью в школе является выполнение закона об образовании. Для этого необходимо принимать комплексные меры, направленные на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся. Чтобы достигнуть этой цели, педагогам следует создавать условия для успешного освоения учащимися учебных программ, грамотно отбирая педагогические технологии организации учебного процесса. Необходимо по возможности применять индивидуальный подход и разноуровневое обучение - это поможет повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников. Педагогам, кроме того, следует в сотрудничестве со школьной психологической службой изучать особенности слабоуспевающих учащихся, причины их отставания в учёбе и слабой мотивации. Необходимо формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты и могут быть с достаточной точностью классифицированы, они, тем не менее, имеют конкретные психические особенности, что требует индивидуального подхода при работе с такими учащимися. Это может создать трудности в работе педагогов, особенно заметные при недостатке профессионального опыта. Обычно свойства личности неуспевающего школьника складываются в результате длительной учебной неуспешности, и это, в свою очередь, влияет на его успехи в обучении. Получается своего рода замкнутый круг, помочь выйти из которого и есть задача педагога и психолога.

Неуспеваемость школьников порождается следующими причинами: отсутствие либо недостаточное развитие мотивации к обучению, слабые способности к обучению, несформированные навыки учебной работы и негативное влияние социума.

Самих неуспевающих обучающихся можно определить по особенностям их мыслительной деятельности и по отношению к учебной работе. На основании этого выделяются следующие типы обучающихся:

  • учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учёбе и сохранением позиции обучающегося;

  • учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учёбе и частичной или полной утратой позиции обучающегося;

  • учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учёбе и частичной или полной утратой позиции обучающегося, что проявляется в практически полном отказе от учебной деятельности.

Если неуспеваемость школьника связана со сниженным или низким качеством мыслительной деятельности, то это вызывает трудности в освоении учебного материала. Такие школьники демонстрируют слабо развитое мышление, имеют трудности в процессах анализа, синтеза, сравнения, индукции и дедукции. В таких случаях учащиеся избегают умственной работы. В результате у них замедляется умственное развитие, остаются несформированными познавательные учебные действия. При этом они чаще всего не конфликтуют с учебным коллективом, поскольку верно осознают причины своей неуспешности и понимают свою неспособность изучать учебные предметы наравне с одноклассниками. Обычно такие учащиеся характеризуются положительной моральной направленностью, вследствие чего легко поддаются положительной мотивации. Положительная мотивация к учебной деятельности в подобных случаях может стать мощным стимулом для преодоления неуспеваемости. Школьники подобного типа осознают, что им необходима помощь учителей и одноклассников, и охотно ею пользуются.

Учащиеся второго типа характеризуются наличием конфликта между повышенными умственными способностями и отрицательным отношением к учебной деятельности. При поступлении в школу они обычно имеют хорошую подготовку и желание учиться. Однако в процессе обучения такие школьники склонны выбирать те задания или учебные дисциплины, которые вызывают у них больший интерес, а к остальной части учебной деятельности относятся поверхностно. Нередко они практически игнорируют те предметы, освоение которых требует систематического умственного труда. В результате у этих учащихся оказываются недостаточно сформированными регулятивные учебные действия, отчего страдает качество и скорость учебной деятельности. Это приводит к противоречию между умственными способностями и недостаточной их реализацией. Такое противоречие не только отрицательно влияет на отношение к учёбе, но и нередко становится источником конфликтов с классным коллективом. Таким образом, коммуникативные учебные действия также оказываются несформированными.

Для школьников ещё одного типа характерна, так же, как и для первого типа, низкая обучаемость. В силу различных причин у них слабо развиты мыслительные процессы. Это вызывает серьёзные трудности в усвоении учебной программы. У таких учащихся оказываются неразвитыми практически все учебные действия – регулятивные (эти ученики часто неспособны организовать свою учебную деятельность), познавательные (страдает логика, мыслительные процессы). Слабая мотивация к учебной деятельности оказывает влияние и на общую направленность личности школьников. Они отрицательно относятся к обучению, их не интересуют новые знания, но могут привлекать предметы развивающего цикла – физическая культура, технология. Несформированность личностных и коммуникативных учебных действий приводит к искажению ценностно-смысловой ориентации учащихся, им сложно определить свою социальную роль и установить правильные межличностные отношения. Часто такие школьники не умеют построить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Если рассматривать причины учебной неуспешности более подробно, то среди них можно выделить пропуски уроков, систематическое невыполнение домашних заданий, низкие учебные способности, слабая мотивация, пассивность на уроках. Некоторые действия со стороны преподавателей также могут привести к неуспеваемости учащихся. Среди таких действий необъективность выставления отметок, предвзятое отношение к учащимся, чрезмерный объём домашних заданий, невнимание к отдельным учащимся, слишком сложный учебный материал.

Причины неуспеваемости имеют внешние проявления, по которым можно эти причины определить. Так, низкий уровень мотивации проявляется в отрицательном отношении к учёбе, непонимании значения образования в жизни индивида. При этом ученик не стремится к успехам в учебной деятельности, его не интересуют хорошие отметки, он вполне согласен на «тройки». Низкая мотивация обычно формируется социумом – семьёй и окружающими взрослыми.

Интеллектуальная пассивность как ещё одна причина неуспеваемости проявляется в отказе от выполнения заданий, требующих активного осмысления, в отсутствии стремления к пониманию и размышлениям. Чтобы получить хорошую отметку, такие учащиеся прибегают к списыванию, подсказкам, угадыванию правильных ответов. Подобное отношение может проявляться не только к некоторым дисциплинам, но и ко всей учёбе в целом. При этом такие учащиеся могут быть активными, сообразительными и умелыми в деятельности за рамками учебных занятий. Интеллектуальной пассивностью обычно характеризуются школьники, у которых было недостаточно практики умственного развития. Нередко эти дети гиперопекаемы в семье – настолько, что у них не сформировались достаточные знания и умения, на основе которых педагог может построить обучение.

Отдельно стоит сказать о несформированных учебных действиях – частой причине неуспеваемости. Если страдают регулятивные или познавательные учебные действия, то учащиеся не умеют учиться, не умеют работать самостоятельно или правильно организовать свою работу. Они либо применяют малоэффективные способы работы и затрачивают на неё чрезмерное количество времени и усилий либо, напротив, отказываются от любой самостоятельной работы. Кстати, недостаточно сформированные учебные действия – нередко результат неправильной работы учителей. Возможно, что педагог недостаточно контролирует учебный процесс, способы и приёмы выполнения заданий, использует неверные методы оценивания.

Одной из причин неуспеваемости могут стать недостаточно сформированные регулятивные учебные действия. В таких случаях ученики отрицательно относятся к учёбе, не приучены к систематическим трудовым усилиям, не умеют контролировать качество своей работы. Обычно такие школьники избалованы и неорганизованны. Всё это проявляется в нежелании учащихся выполнять трудные или «скучные» задания, в недобросовестности и небрежности при выполнении уроков. Домашние задания таких учеников часто не выполняются либо выполняются частично и неаккуратно. Причиной такой неуспеваемости нередко становятся родители школьников, недостаточно контролирующие учебную деятельность своих детей.

Ещё одна причина неуспеваемости – это отсутствующие либо слабо развитые учебные и познавательные интересы. При этом знания усваиваются учениками без интереса, механически, полученная информация не используется в дальнейшем, не способствует формированию представлений школьника об окружающей действительности и не побуждает к учебной работе. Неуспеваемость такого рода бывает порождена образовательным учреждением – неправильной организацией учебной деятельности и неспособностью учителя мотивировать учащихся.

Для преодоления неуспеваемости могут быть использованы уроки любого типа, важно грамотно расставить акценты в обучении, уделяя индивидуальное внимание учащимся, имеющим неудовлетворительные отметки.

Так, при изложении нового материала необходимо проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных положений новой темы. Хорошим средством поддержания интереса к усвоению новой информации могут стать вопросы со стороны учащихся, и такие вопросы не должны быть проигнорированы. Для активного усвоения учащимися нового материала необходимо применять разнообразные методы обучения.

При организации самостоятельной работы учащихся на уроке имеет смысл делать акцент не на количестве выполненных заданий, а на качестве их выполнения. При самостоятельной работе неуспевающим учащимся особенно необходимы чёткие инструкции, своевременная помощь учителя. Для развития самостоятельности полезно выделить несколько минут для планирования работы в начале урока и для самоконтроля в конце.

На уроках контроля знаний учителю следует специально контролировать усвоение вопросов, которые вызывают наибольшие трудности у неуспевающих учащихся. После выполнения контрольных работ обязательно нужно анализировать ошибки, допущенные при ответах, и при возможности выделить дополнительное время на их устранение.

При выполнении домашних заданий для преодоления неуспеваемости будет полезно периодически повторять пройденный материал, обращая особое внимание на вопросы и темы, вызывающие наибольшие затруднения. Обеспечить повторение изученного материала могут учителя, а контролировать процесс повторения эффективнее всего получится у родителей. Учитель, в свою очередь, должен обращать внимание ученика на типичные ошибки, а также выдавать чёткие инструкции для выполнения домашней работы и убеждаться, что эти инструкции в достаточной степени понятны слабоуспевающим ученикам. Важно, однако, согласовывать объём домашних заданий с другими учителями, чтобы исключить перегрузку школьников.

При организации учебного процесса с неуспевающими учащимися будут эффективными многие образовательные технологии, различные формы и методы обучения: личностно ориентированный подход, разнуровневую дифференциацию. Организовывая индивидуальную и групповую работу, можно применять дифференцированные домашние задания, практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы. Можно предлагать несколько упражнений для домашней работы на выбор. Игровые задания обычно интересуют учащихся и дают хорошие результаты, особенно при отработке нового материала. Такие методы работы помогают создать ситуации успеха. При устном опросе неуспевающих учеников можно позволить им пользоваться заранее составленным планом или тезисами ответа, иллюстрациями, другими наглядными пособиями. Хорошие результаты при устном ответе может дать использование наводящих вопросов или ответ в форме диалога с учителем. Нужно помнить, что таким учащимся требуется дополнительное время для устного ответа, и это тоже стоит предусмотреть.

При объяснении нового материала учителю стоит периодически фиксировать внимание неуспевающих учеников на ключевых элементах изучаемой темы. Для этого можно обращаться к учащимся с вопросами и поощрять интерес к учебной деятельности.

При работе с неуспевающими учащимися педагогу, а в особенности психологу, важно соблюдать ряд правил, которые будут способствовать преодолению проблем, стоящих перед учеником.

Так, не следует излишне упрекать за плохие отметки. «Двойка» для многих учеников сама по себе является наказанием. В такой ситуации лучше оказать необходимую помощь, нежели сделать очередной выговор.

Разговаривая со школьником, не следует долго перечислять все его недостатки и промахи. Гораздо эффективнее будет обсуждать за один раз только одну проблему – таким образом можно привить мысль о том, что эта проблема может быть решена, а остальные проблемы можно преодолеть позже.

При ликвидации пробелов в знаниях имеет смысл начать с тех предметов, которые наиболее значимы для самого школьника – это создаст атмосферу понимания и сотрудничества. В конце концов, разброс целей будет ещё одной непосильной задачей для ученика.

Оценивая работу или прогресс школьника, нужно давать не только негативные оценки, но и хвалить за успехи. При этом хвалить нужно, указывая на личность и черты характера, чтобы ученик понял, что именно он может быть успешным. Таким образом можно повысить его самоуважение и заложить желание учиться, достигая дальнейших успехов. Критиковать же стоит не самого ученика, а выполненную им работу, при этом стараясь быть наиболее беспристрастным и объективным. Эта форма критики способствует ликвидации пробелов и не порождает отрицательное отношение ученика к себе как к личности. Давая оценку деятельности школьника, эффективнее сравнивать его работу не со стандартами и нормами, а с его предыдущей деятельностью, отмечая прогресс. Это поможет при необходимости поднять самооценку учащегося. Кроме того, важно отмечать даже небольшой его успех.

Полезно также сегментировать предлагаемые задания для того, чтобы работа выглядела выполнимой. При решении одной учебной задачи можно разделить её на несколько вопросов или пунктов и продвигаться от одного к другому последовательно. Таким образом создаётся впечатление последовательно достигаемых целей, а это очень важно для успеха. Цели должны быть предельно конкретными, реальными и выполнимыми.

При оценке работы следует привлекать учащегося к оценочной деятельности. Школьники должны уметь оценивать свою работу, видеть достижения и недостатки. Умение критически оценить результаты своей деятельности, отметить достижения, выделить ошибки и спланировать пути их преодоления – важная часть самооценки личности и компонент регулятивных учебных действий.

Таким образом, вовремя диагностированная неуспеваемость, правильно определённые её причины и грамотно выстроенная работа с учащимися поможет преодолеть неудачи в учёбе. Школьники могут быть талантливыми и не очень, они в разной степени способны к обучению и достигают успехов в разных областях. Однако задача педагога в том, чтобы каждый ученик мог почувствовать себя в той или иной мере успешным.

Библиографический список.


  1. Антипова И.В. Неуспеваемость школьников как психолого-педагогическая проблема / И.В.Антипова, Л.Ф. Алимская //Инновационные стратегии развития педагогического образования: сб. науч. трудов ХШ междунар. очно-заочной науч.-метод. конф.: в 2 ч. - 2017. - С. 12-14. - https://elibrary.ru/item.asp?id=29755440

  2. Богданова В.В. Особенности формирования познавательной активности у слабоуспевающих младших школьников / В.В. Богданова, Е.В. Коломенская // Научный вестник Гуманитарно-социального института. - 2017. - № 6. - С. 3-10. - https://elibrary.ru/item.asp?id=32336145

  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996.

  4. Милицына С.К. Диагностика школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. - 2017. - № 51 (185). - С. 293-295. - https://elibrary.ru/item.asp?id=30795218

  5. Хромов. Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. – М.: Айрис пресс, 2007.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!