Неутомимый собиратель русских слов
Устный журнал, посвященный В.И.Далю,
создателю «Толкового словаря живого великорусского языка».
Для учащихся 6 – 9 классов
Цель мероприятия: углубление знаний о деятельности русского лингвиста и писателя В.И.Даля, о его вкладе в развитие и становление русского национального языка; определение места и значения «Толкового словаря живого великорусского языка» в русской лексикографии.
Задачи мероприятия:
-
Формировать познавательный интерес.
-
Расширить знания учащихся о словаре В.И.Даля и представление о культурной жизни России в первой половине 19-ого века.
-
Развивать творческие способности обучающихся и их устную монологическую речь через подготовленные устные ответы и инсценирование.
-
Воспитывать интерес к богатству родного языка.
Оборудование и материалы: экран для демонстрации слайдов; компьютер;
иллюстративно-демонстрационный материал;
стенд, посвященный жизни и деятельности В.И.Даля;
выставка книг В.И.Даля.
Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия с целью приобретения учащимися новых знаний о жизни и творчестве автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Сценарий составлен с учетом того, что в действии активное участие принимают дети, играя роль ведущих, изображая известных персонажей.
Сценарий составлен в форме устного журнала.
Действующие лица:
Ведущие: учитель, ученики 6-7 классов
В.И. Даль
Ямщик
А.С. Пушкин
«Назначение человека именно то, чтоб делать добро».
В. И. Даль
Вступление.
Учитель. Все ценители русского языка, желающие постичь его тонкости и тайны, знакомы с именем Владимира Ивановича Даля. Даль был человеком разносторонним и очень талантливым, но в отечественную историю и культуру Даль вошел как выдающийся лексикограф, создатель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь этот – уникальное явление в истории мировой литературы, это национальная сокровищница русской культуры.
Видео1
Учитель: В марте 1819 года по дороге из Петербурга в Москву на паре почтОвых лошадей ехал молодой флотский офицер. Всего несколько дней назад он закончил обучение в морском корпусе и получил звание мичмана. Служить его отправили на Черноморский флот. Путь предстоял неблизкий.
(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)
Ученик 2 (ямщик): Ну что, барин, будем ехать или еще погреемся?
Ученик 3 (Даль): (застегивая шинель): А доберемся в такую пургу?
Ученик 2 (ямщик): Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.
Ученик 3 (Даль): Как это «замолаживает»?
Ученик 2 (ямщик): Пасмурнеет. К теплу.
Ученик 3 (Даль): Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?
Ученик 2 (ямщик): Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.
(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит)
Учитель: Морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана Даля. На пути из Петербурга в Москву, где-то у Зимогорского Яма, затерянного в новгородских снегах, человек принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал в книжке первую страничку. Одна страница – какая малость, но, как говорил Пушкин, “понемногу сокровища растут”. Это было рождение «Толкового словаря».
Видео «Словарь»
Ученик: Решив идти по стопам отца, поступает на медицинский факультет в университет города Дерпта (сейчас это эстонский город Тарту). Учился он очень старательно. Сам себе назначил задание: каждый день выучивать сто новых латинских слов, подолгу просиживал в библиотеке, сутками не уходил из клиники. Вскоре о Дале заговорили и профессора, и студенты.
Здесь он дружит с Н.М. Языковым, общается с В.А. Жуковским, сыновьями Н.М. Карамзина; здесь читаются стихи А.С. Пушкина, с опальным поэтом ведется переписка
Учитель: Знаменитый хирург Николай Пирогов, обучавшийся в том же университете, вспоминал о Дале как об остроумном, жизнерадостном, музыкальном юноше: «Это был человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось освоить».
Ученик: В марте 1829 года Даль досрочно защищает диссертацию и отправляется на берег Дуная, где оперирует раненых, борется с чумой и холерой. Общаясь с солдатами, собранными со всех концов России, военный врач успевает вести и собирательскую работу.
Многое ему пришлось услышать за время войны. Каждый день тетрадки пополнялись новыми записями. А однажды он стал сочинять сказки. Страшновато было отдавать их на суд читателей. Но все-таки решился напечатать несколько. Только фамилию свою не поставил. Придумал псевдоним – Казак Луганский. Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток».
Учитель: Осень 1832. Даль взял книгу своих “Русских сказок” и отправился к Пушкину. Александр Сергеевич в это время был уже не только великим поэтом, прозаиком, драматургом, но и сказочником. Пушкин сразу показался Далю очень русским: у Пушкина был великолепный московский говор. Перелистывая «Пяток первый», Пушкин сказал: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе…»
Даль мог быть доволен. Пушкин понял его, он восхитился обилием накопленных пословиц и поговорок, которые использовал Владимир Иванович Даль в своих сказках. Пушкин под впечатлением от удивительного языка сказок Даля и сам сочинил свою сказку «О рыбаке и рыбке». Рукопись ее Пушкин подарил Владимиру Ивановичу с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому от сказочника Пушкина».
«Какова выползина!»
(Разыгрывается сценка — Даль и Пушкин)
Ученик 1 (Даль): С легкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка. Зиму 1837 провел в Петербурге. Как всегда много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.
Ученик 2 (Пушкин): Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции.
(Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает)
Ученик 2 (Пушкин): Приметы: «Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видеть»; «Подавая соль, смейся, не то поссоришься»; «При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились»; «Ложка, забытая на столе, - к гостю» А вот просто слова: «медуница, выступки, калуга, выползина..» Выползина… Это еще что такое?
Ученик 1 (Даль): Выползиной крестьяне называют старую кожу змеи, оставленную ею после линьки
Ученик 2 (Пушкин): Ишь ты!.. Вот мы пишем, зовемся писателями, а половины русских слов не знаем!.. Ну, брат, а у меня сегодня сюртук новый. Какова выползина! Из этой выползины я еще не скоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..
Учитель: А через несколько дней именно в этом сюртуке Пушкин будет смертельно ранен на дуэли. Он действительно не снял этого сюртука, его спороли с него 27 января 1837, чтобы облегчить смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет Далю прерывающимся голосом: «Выползину тоже возьми себе...» На память о Пушкине достались Далю простреленный черный сюртук с небольшой дырочкой внизу живота и перстень с изумрудом, который сам поэт называл талисманом и подарил другу незадолго до смерти.
Ученик 1 (Даль): «…Перстень Пушкина для меня теперь настоящий талисман… Можно подхватить перстень кончиками пальцев, поднести к глазам, заглянуть в чуть продолговатый зеленый камень: камень бездонно глубок, до черноты, и лучист. Так смотрят в глаза… Как гляну на него, так и пробежит во мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное.»
«Толковый словарь живого великорусского языка».
Учитель: Подлинной памятью о великом друге стал для Даля «Толковый словарь живого великорусского языка». Пушкин серьёзно относился к поисковой работе друга. Он много подарил Далю интересных слов.
Ученик: На закате дней Даль написал: «Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов. Пушкин «горячо поддержал это направление моё... Это труд всей моей жизни. Но до последних дней моей жизни я буду записывать новые слова и их значения».
Ученик: Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому труду. В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово – «замолаживает». Последние четыре новых слова, услышанные от прислуги, он записал прикованный к постели. Уже не в силах встать, Даль позовет дочь и попросит: «Запиши словечко».
Учитель: «Толковый словарь живого великорусского языка» - явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. О себе и своём словаре Даль говорит: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто боле многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».
Ученик: В свой словарь Даль обильно ввёл материалы народной речи: пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Особо ценным фондом следует считать огромное количество слов, связанных с ремёслами, промыслами, народной медициной, естествознанием. Множество сведений, содержащихся в словаре, - это исключительно ценные этнографические материалы.
Ученик: Собирая материалы для словаря, Даль стал одним из первых исследователей тайных языков, которые использовали бродячие торговцы, которые ходили по всей России, скупая шерсть. Записывал Даль и слова из тайного языка петербургских мошенников XIX века.
Учитель: Академия наук присудила Далю за его труд Ломоносовскую премию.
Второе издание, «исправленное и значительно умноженное по рукописи автора», вышло в свет в 1880 году.
Учитель: Сами того не подозревая, мы часто пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в позапрошлом веке каждый человек знал в полном виде. Вот некоторые из них: «Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется»; «Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда»; «Собаку съел, а хвостом подавился»; «Утро вечера мудренее, а трава зеленее»; «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».
Ученик
: Даль собирал не только пословицы, он также записал около тысячи русских народных сказок, которые передал собирателю сказок Александру Афанасьеву
Заключение.
Учитель. Сей добро, посыпай добром, жни добро, одолей добром!
Эта пословица характеризует жизнь талантливого и трудолюбивого человека — Владимира Ивановича Даля. Между первым словом «замолаживает», которое записал в свою записную книжку молодой мичман, и четырьмя огромными томами словаря уместилась целая жизнь великого сына России, неутомимого собирателя русских слов, настоящего сеятеля добра. Более 100 лет живет его словарь.
Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, понимать произведения великих писателей, наслаждаться красотой их звучания и вдумываться в неисчерпаемую глубину их значения.
Пусть в этом вам помогает «Толковый словарь живого великорусского языка».
Звучит стихотворение И.А. Бунина.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Литература:
-
Порудоминский В.И.Даль. М., Молодая гвардия, 1971. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 17)
-
Литературная игра «Посвящение В.И. Далю». Методическое пособие И.Н. Санниковой. Путь к книге. Оренбург, изд. ОГПУ, 2004.
-
Урок-игра «Что мы знаем о Дале», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 уч. года.
-
«Собирал человек слова». Сценарий лингвистического вечера, посвященного автору «Толкового словаря Живого великорусского языка» Л.А. Климчик.
-
Александр Ткаченко. Владимир Даль. - Издательский дом «Фома», 2013.
-
Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО–Пресс, Изд-во ННН, 2000.