СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Незаметный герой с большим сердцем» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме своё понимание нравственных понятий.v

Просмотр содержимого документа
««Незаметный герой с большим сердцем» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)»

Урок литературы в 7-Б классе Дата: 28.02.19г.

Тема. «Незаметный герой с большим сердцем» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Идея урока: рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о нравственности.

Данный урок имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме своё понимание нравственных понятий.

ТИП УРОКА:

- урок формирования нравственных ценностей;

- формирование читательской, познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.

Форма урока: урок-игра (ток-шоу, урок разработан на основе телевизионных передач).

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;

- формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

- различать основные нравственно- этические понятия;

- соотносить поступок с моральной нормой;

- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;

- проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре или группе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

- составлять литературный портрет героя;

- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- находить дополнительную информацию , используя словари и интернет-ресурсы;

- составлять кластер для получения информации и сравнения героев произведения;

-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;

-обсуждать проблемные вопросы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

- воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;

- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования ,приводить убедительные доказательства;

- писать кластер, сочинение, используя полученную информацию.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

- формулировать целеполагающий вопрос на уроке.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- индивидуальная,

- фронтальная,

- групповая

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:

- методика исследовательских заданий,

- личностно-ориентированное обучение;

- элементы технологии развития критического мышления,

- элементы технологии проблемного обучения,

- ИКТ

ПРИЁМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:

- эвристическая беседа,

- вызов к размышлению,

- работа со словом,

- использование презентации в качестве иллюстративного материала.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

- анализ текста,

- самостоятельная работа,

- работа со словарём,

- составление кластера,

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

- учебник-хрестоматия «Литература»,7класс,автор В.Я.Коровина,

- презентация (приложение №1). – памятки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые гости, ребята, сегодня мы проведем не стандартный урок, а урок ток-шоу. В нашей импровизированной студии находятся жители города, эксперты и психологи.

  1. Мотивация учебной деятельности. Определение темы и целей урока. Хочу начать с притчи Светланы Копыловой «Окно».

Прослушивание притчи Светланы Копыловой 



Окно
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой – лишь на краску дверную.
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком, другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
– Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка…
И так каждый день: то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал – 
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
– Ах, если б он видел, – сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался.
– Зачем же тогда? – тут больной прошептал.
– Да он вас утешить старался.

О чем это стихотворение?

Какие человеческие качества эти люди проявляют?

Как еще называют добрых, милосердных людей? (люди с большим сердцем)

Тема ток-шоу - «Незаметный герой с большим сердцем» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

В ходе нашей дискуссии мы будем оценивать действия Юшки и жителей города, поднимая карточки «Милосердие», «Жестокость». Психологи будут называть черты характера главного героя, а мы составлять письменно в тетради и на доске кластер «Юшка- незаметный герой с большим сердцем». Куда будем вносить душевные качества главного героя.



Какие цели мы поставим перед собой?

- Что такое милосердие, сострадание, сочувствие?

- Что порождает в людях жестокость?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы в мире было больше милосердия и доброты?

Ответы на поставленные вопросы мы попробуем найти в рассказе А.П.Платонова «Юшка».

  1. Работа по теме урока.

Словарная работа. Работа группы «Экспертов» со словарем.

Поясните, что значат слова «милосердие», «жестокость».


Учитель.Уже с первых строк мы знакомимся с главным героем Ефимом Дмитриевичем. Я хочу обратиться к присутствующей в нашей студии Дарье, дочери кузнеца, у которого работал наш герой. Вам слово, Дарья.


Дарья. Юшка служил у моего отца в кузнице при дороге подручным помощником. Жил у нас на квартире, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Отец мой кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы . Очень часто его обижали жители и дети города. А я его выручала и отводила домой. Каждое лето он уходил от нас на месяц. В июле или августе. Точно мы не знали куда. Говорили, что в деревню или в Москву к племяннице. Потом возвращался и жил как прежде. Год от года он слабел. Однажды он умер. Нашел его на улице столяр. Моя семья его похоронила.

Вопросы экспертов: Почему Ефима Дмитриевича вы называете Юшкой, это была его фамилия?

Дарья. Так прозвали его жители города. Фамилии его никто и не помнит.

Ведущий. Почему же именно это прозвище было ему дано. Давайте обратимся к словарю и определим значение этого слова.

Работа со словарем. Психологи называют значение слова и дают характеристику Юшке.

Ю́ШКА, -и, ж. Обл. Навар, похлебка (обычно из рыбы); жидкая часть всякого кушанья. Вывод. Жители города считают его ничтожным, незначительным. Как юшку в кушанье.

Учитель. Давая прозвище человеку, какие качества проявляют жители?

Поднимают карту «Жестокость».

Учитель. Действительно ли Юшка был так ничтожен? Обратимся к его портрету.

Слово экспертам (работа с учебником). Прочтите описание внешности.

 Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его (он был болен чахоткой) и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Ведущий . вопрос психологам. Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его.
Психологи
. Скромный. Бережливый.

Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся к нему дети, самые чистые и невинные создания?


Работа с текстом трех групп, они по очереди называют.

1.Дети что делали? Как вели себя?

2. Юшка что делал? Что чувствовал?)


Какие качества проявляют дети? Карточка «Жестокость».

Какие качества Юшка? Карта «Милосердие».

Ведущий. Каким предстает Юшка?

Психологи дополняют «Кластер» терпеливый.

Ведущий к группе «Жители города».
— Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

Ответ жителей города.
(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним».

Вопрос экспертам.
— А как сам Юшка объясняет поведение детей?(работа с учебником)
— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.
Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Ведущий вопрос психологам.

Как вы понимаете слово терзать? Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.
(Терзать- мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить. Сообщаю, что в «Словаре русского языка -С.Ожегова представлены два значения слова терзать: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.)

Ведущий всем группам.
- А что вы думаете по поводу услышанного? (ответы)

Ответы. Дети проявляют жестокость.

Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение? (ответы экспертов)
(Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: «Лучше бы ты умер!»). А люди хотели, чтобы Юшка походил на них. И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость.

Ведущий. А как вы понимаете это слово? Давайте к нему подберем синонимы.
Ответы. кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность.

Психологи Кластер. кроткий, беззащитный.

Учитель. Какие качества проявляют взрослые?

Карточка «Жестокость».


Ведущий. Но у Юшки, человека-мученика, все же было место, где он был счастлив. Об это мы узнаем после небольшой паузы. Оставайтесь с нами.


Физкультминутка.


учитель. Возвращаемся к обсуждению нашей темы. Так, где же Юшка был по-настоящему счастлив?

Учитель. Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?
Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам».


Поднимает карточку «Милосердие».


Кластер Любовь ко всему живому.

Учитель. вопросы группам.

Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, —Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению — рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал. Как вы думаете, почему?
(Ребята говорят о том, что трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу.)
— Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?
Предлагаю прочитать по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим. Вместе делаем вывод: психологи делают вывод. Юшка осознает свою ценность в этом мире («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен...»).
Ведущий . Произошло то, чего хотели люди, —Юшка осерчал и ушел из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись?
Ответ жителей города Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили — и забыли про него.

Учитель. Какое качество проявили жители?

Таблички «Жестокость».


— Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти?
Дети находят строки, где говорится о том, что без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки.

От чего погиб Юшка? (от человеческой жестокости)


Таблички «Жестокость»


Вопрос экспертам.

— Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя?! Когда и почему вспомнили вновь о Юшке?
Эксперты. Ребята рассказывают о приемной дочери Юшки, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке, которая приехала в город искать своего названого отца и осталась навсегда, чтобы помогать людям, с которыми жил Юшка.

Какое чувство проявляет Юшка по отношению к этой бедной сироте?

Табличка «Милосердие».

Психологи. Дополняют кластер. Заботливый.

Надо ли спасать людей , которые издевались над ее названым отцом? (Надо, добро должно победить зало)


— Не стало Юшки, но осталась новая жизнь, его любовь ко всему живому воплотилась в названой дочери. Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы еще лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен». Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка.

Давайте посмотрим на кластер, какой же он Ефим Дмитриевич?

- Что было бы в мире, если бы все люди жили так, как Юшка, по законам доброты

Итоги.

Подведем итог.

Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока?

- Что порождает в людях жестокость? (зависть, трусость, обида)

- Что мы с вами можем сделать, чтобы в мире было больше доброты и милосердия?

Ассоциативный ряд.

На слайде появляется сердце.

Вернемся к теме нашего ток-шоу «Незаметный герой с большим сердцем»

О каком человеке мы скажем: «У него большое сердце!». Предлагаю составить ассоциативный ряд.

Дети называют качества человека с большим сердцем. (милосердный, терпеливый, честный, добрый, отзывчивый, заботливый, сострадающий, сопереживающий, порядочный, дружелюбный, благородный.

Домашнее задание. Выполните одно из заданий: 1. Ответить на вопросы с. 125-126.

2. «Пирамидальное письмо» (по рассказу «Юшка»).

« Пирамидальное письмо».

1.О чём этот рассказ? (1 слово).

2.Характер рассказа. (2 прилагательных).

3.Место и время действия (3-4 слова).

4. Главные события в рассказе (5-6слов).

5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).

6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (8-9 слов).

7.О чём этот рассказ?(1 предложение).

8. Ваше мнение (10-12слов).

Рефлексия. (Отвечают, поднимая карточки).

Был ли вам интересен урок? ( Да – зеленая карточка, нет – красная).

Узнали вы что-то новое? ( Да – зеленая карточка, нет – красная).

Понятно ли вам домашнее задание (зеленая карточка), не понятно (красная карточка).

Оцените свою работу на уроке. Если работали активно, поднимите зеленую карточку, если недостаточно активно, то красную.

Оценивание.


Завершить наш урок я хотела бы формулой жизни по А.Платонову

(стихотворение Елены Туррка)

Благодарить?

Благодарить...
За боль?
За боль еще важнее!
Простить обидчика?


Простить...
Он слаб и в страхе. Ты сильнее.


Принять скорбящего?
Принять его все скорби и тревоги...


Поднять упавшего?


Поднять...Он твой собрат. Один из многих.


Благословить?
Благословить...
И проклинающих?


Их тоже...


Любить жестокий мир?


Любить...
Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может...


Спасибо за урок!

Памятка.

« Пирамидальное письмо».

1.О чём этот рассказ? (1 слово).

2.Характер рассказа. (2 прилагательных).

3.Место и время действия (3-4 слова).

4. Главные события в рассказе (5-6слов).

5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).

6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (8-9 слов).

7.О чём этот рассказ?(1 предложение).

8. Ваше мнение (10-12слов)


заботливый

Скромный

кроткий

беззащитный

Любит все

живое

бережливый

терпеливый

Юшка



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!