СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт проведения патриотического воспитания в МБУДО "Ровесник" г. Белгорода

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание эффективной, комплексной системы гражданско-патриотического воспитания коллектива МБУДО «Ровесник» г. Белгорода

Просмотр содержимого документа
«опыт проведения патриотического воспитания в МБУДО "Ровесник" г. Белгорода»

НЕ СЛОВОМ ЕДИНЫМ ФОРМИРУЕТСЯ ДУША

ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА

Чигвинцева М. Р.

Создание эффективной, комплексной системы гражданско-патриотического воспитания обеспечивает развитие у молодёжи и подростков верность Отечеству, готовность к достойному служению обществу и государству. В последние годы в современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций. В нашем учреждении (Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ровесник» г. Белгорода) также используется комплексная система гражданско-патриотического воспитания.

К ориентирам гражданско-патриотического сознания отнесены – служение Родине, верность своему отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Сфера дополнительного образования детей является наиболее благоприятной для развития гражданско-патриотического воспитания. Поэтому единая методическая тема педагогического коллектива МБУДО «Ровесник» – «Развитие системы патриотического образования, воспитании и социализации учащихся через реализацию дополнительных общеобразовательных программ».

В НОУ «Отечество» (педагог Л.В. Селина) учащиеся подготовили проект «Крым – неотъемлемая часть России». В проекте была представлена информации о Крымской войне, Великой Отечественной войне, событиях 1954 года, 90-х годов XX века и дне сегодняшнем. Перед тем как приступить к созданию проекта, и после него было проведено анкетирование учащихся по теме «Уровень сформированности гражданственности». Девочки и мальчики отвечали на вопросы с целью определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения учащегося к окружающему социуму; определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций обучающихся; определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Следует отметить, участники анкетирования показали активную гражданскую позицию, многие приписали, что, не смотря ни на какие санкции одобряют деятельность президента РФ В.В. Путина и считают, что международная деятельность нашего государства должна продолжаться в том же формате.

Лозовая Л.Г. в детском объединении «Академическая живопись и рисунок» провела литературно – документальную композицию, посвящённую дню памяти жертв политических репрессий. Чтобы показать героизм и твёрдость духа у людей, которые ценою собственной жизни отстаивали свои взгляды и убеждения, воспитать уважение к опыту прошлого. Сценарий разработан с учётом возрастных особенностей учащихся. Всё действие было построено на основе местного материала, так как частью Гулага был наш город – это наша история, наша память.

Используя педагогическую технологию «Диалог культур» педагог Медведева З.П. сумела организовать красочную инсценировку великого события нашей древней истории встречу византийской принцессы Анны c князем Владимиром I Крестителем, который встречал свою будущую жену в Крыму. Именно из Крыма идея крещения и само крещение получили распространение по всей Киевской Руси. В мероприятии приняли участие родственники воспитанника, находившиеся в Белгороде. В своем выступлении они обратились как к далёкой истории, так и ко дню сегодняшнему, отметив, что Крым, по мнению его жителей, был, есть и будет неотъемлемой частью России.

Воспитанники получили не только урок истории, но и урок права, урок построения демократического государства. На полуострове был проведён референдум и жители, практически единогласно проголосовали за воссоединение с Россией. Дети получили возможность увидеть, как решаются политические вопросы в правовом государстве.

Педагог Павлова Т.П. провела мероприятие «Родина – мать», такое обращение встречается в творчестве многих писателей, поэтов, в работах художников, а также в трудах мыслителей и политиков: «Человеку – Родина как родная мать, любит правду горькую в споре принимать». Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которым у него связаны яркие эмоциональные переживания. Тема мероприятия была выбрана не случайно: во-первых, это дань традиционному празднику, взявшему начало в ХХ столетья, во вторых нужно было пронаблюдать сохранность меж поколенных связей. Отсюда и цель: формирование чувства любви к родине через материнскую любовь.

Ещё одним наглядным примером формы воспитания патриотизма и гражданственности является занятие «Письма Путину», проведённое педагогом НОУ «Отечество» Селиной Л.В.. Формой мероприятия была выбрана - беседа. Выбранная тема вовсе не случайна. Ведь по ходу беседы было легко понять: смотрят ли ребята новости, что думают по тому или иному поводу, разговаривают ли с ними родители на политические темы. Успели поговорить о многом: о сроке Президентства, гербе, гимне, о присяге конституции, а так же о правах и обязанностях Президента. Итогом разговора стали письма, адресованные Президенту.

Ничто не даёт более полного представления о народе и нации в целом, чем культура и творчество. Именно поэтому педагог дополнительного образования Высоцкая Э.В. провела мероприятие «Многоликий мир искусств». Направлено оно было на интернациональное воспитание, формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения. Была показана великая роль подлинной народной многонациональной культуры. Занятие вызвало неподдельный интерес к разнообразию культур, традиций, обычаев народов.

Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет праздник, посвящённый Дню Победы. Подрастающее поколение всё меньше и меньше знает об этой войне, которая унесла миллионы жизней наших соотечественников. Педагогом Шматко Г.И. был проведён праздник посвящённый Дню Победы – этот праздник, заключительный этап в цикле мероприятий, проведённых в театральном объединении «Маска». Дети получили задания: найти материал о пионерах-героях, работе в тылу, партизанском движении. Была проведена викторина «Знаешь ли ты историю Великой Отечественной Войны?». Проделанная работа вызвала интерес, итогом стал праздник, посвящённый Победе.

Вопросы патриотического и гражданского воспитания молодежи, которые не могут существовать друг без друга, решаются на Белгородчине многие годы. Одно из направлений – создание военно-патриотических клубов- как одного из самых эффективных комплексов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В 2001 году на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Ровесник» города Белгорода был создан военно-патриотический клуб «Высота», который стал представителем Региональной общественной организации «Историко-патриотическое объединение «Поиск» в городе Белгород.

Клуб осуществляет свою деятельность по нескольким направлениям: поисковая, музейная, архивная работа. Основной целью деятельности ВПК «Высота» является патриотическое и духовно-нравственное воспитание подростков и молодёжи.

Поисковая работа участников Клуба подразумевает увековечение памяти погибших при защите Отечества, включает в себя работу по поиску и захоронению останков погибших, уход за воинскими захоронениями.

Члены Клуба к моменту призыва в Российскую армию подготовлены к службе нравственно, физически и психологически, имеют навыки выживания в полевых условиях и обращения со специальной техникой, имеют представление о дисциплине и правилах взаимоотношений в коллективе.

Ежегодно ВПК «Высота» участвует в «Вахтах Памяти» в разных регионах России, а также Белоруссии и Украины, во Всероссийских встречах молодёжи и ветеранов, сотрудничает с членами Международной Ассоциации «Военные мемориалы» по вопросам уточнения мест захоронений белгородцев, погибших на территории европейских стран.

Участники ВПК «Высота» выезжают на места, где проходили битвы времен Второй мировой войны, чтобы разыскать останки солдат, которые погибли на поле боя. Они работают в «полевых» условиях, с лопатами, щупами, металлоискателями и другими приспособлениями, зачастую участвуют в обнаружении и подъеме военной техники.

Возвращаясь из полевых экспедиций, члены Клуба пополняют новыми экспонатами не только свой музей, но и передают находки в другие государственные и общественные музеи. С 2009 года практически все обнаруженные на полях Белгородчины военные раритеты были переданы в строящийся музей Прохоровского танкового сражения.

ВПК «Высота» сотрудничает с музеем-диорамой г.Белгорода, музеем УВД, школьными музеями.

Ежегодно участники ВПК «Высота» принимают участие в организации и презентации проектов исторической реконструкции событий на Прохоровском поле 1943 года: реставрируют военную технику, строят палаточные городки, показывающие быт военнослужащих в 1943 году, воссоздают картины военных действий Красной Армии.

Деятельность региональной общественной организации «Историко-патриотическое объединение «Поиск», ВПК «Высота» позволяет подрастающему поколению Белгородчины узнать, чтить, сохранять и передавать следующим поколениям историческое прошлое нашей страны и региона. Результатом этого и будет духовное обогащение, ведь патриотическое воспитание должно ориентироваться только на конечный результат, а именно готовность к действиям во имя Родины и во славу Её.

Сегодня нет задачи важнее, чем задача формирования патриота, поэтому сам педагог должен быть искренним и убеждённым патриотом, уметь не проповедовать любовь к Родине, а доказывать её своими делами. Достойным примером для своих воспитанников стало второе общекомандное место нашего коллектива в городском смотре-конкурсе художественной самодеятельности коллективов общеобразовательных учреждений «Великой Победе посвящаем!».

Литература

  1. Коноплёв А.Ю. Имена из солдатских медальонов. / А.Ю. Коноплёв, Р.Р. Салахиев, М.Ю. Салахиева. – Казань: «Отечество», 2007. – 308 с.

  2. Лизинский, В.М. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса./ В.М. Лизинский. – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 128 с.

  3. Лиманский, В.И. Заброшенный сад./ В.И. Лиманский. – Белгород, 2007. – 220 с.

  4. Безрукова, В.С. Директору об исследовательской деятельности. / В.С. Безрукова. – Москва: «Сентябрь», 2002. – 147 с.

  5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – Москва: «Русский язык», 1990. – 209 с.

  6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С. Полат.– Москва: ACADEMA, 2000. – 280 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!