СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неблагополучная семья и склонность подростка к отклоняющемуся поведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Склонность к отклоняющемуся поведению является результатом сбоя в процессе становления личности тинейджера и в решении его возрастных задач. ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ  

Просмотр содержимого документа
«Неблагополучная семья и склонность подростка к отклоняющемуся поведению»

Неблагополучная семья и склонность подростка к отклоняющемуся поведению



Склонность к отклоняющемуся поведению является результатом сбоя в процессе становления личности тинейджера и в решении его возрастных задач.
ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
Девиантное поведение — отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.
Аддитивное поведение — злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние; к ним относятся табак, алкоголь, наркотики. Аддиктивное поведение является разновидностью девиантного поведения.
Деликвентное поведение — поведение, проявляющееся в нарушении закона, совершении преступлений.
Любое отклоняющееся поведение классифицируется как дезадаптивное поведение.

Дезадаптация личности — неприспособленность индивида к социальной среде, несформированное представление о себе (отсутствие «Я-концепции»), отсутствие системы ценностей. Дезадаптация личности возникает в результате невозможности последовательно решать возрастные задачи из-за противоречивых родительских «посылов» (например, за один и тот же поступок в одном случае хвалят, в другом — наказывают без объяснения причин такой реакции), жестокого обращения с детьми, эмоциональной холодности и безразличного отношения к детям.
Школьная дезадаптация — самостоятельный феномен, совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социологического и психологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, в результате чего овладение школьными дисциплинами становится затруднительным или невозможным.
Причин, по которым подростки начинают «устойчиво» проявлять отклоняющееся поведение, много. О них мы будем говорить позже (см. раздел «Точки риска и стратегические направления развития ресурсов подростка»). Однако есть факторы, которые могут приводить к формированию особой склонности к не просто отклоняющемуся, но и саморазрушительному поведению. Главный из них — это неблагополучная семья.
Неблагополучными семьями мы называем такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:
• злоупотребление алкоголем и/или другими наркотиками (скрытое или явное);
• физическое насилие над супругом и/или над детьми;
• неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;
• игнорирование эмоционального состояния детей;
• суровая дисциплина, жесткий диктат без права выбора или, наоборот, отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;
• явное предпочтение одного ребенка другому, при этом один из детей чувствует себя отвергнутым;
• постоянные споры, скандалы, напряженность;
• родители жестко соревнуются друг с другом или с детьми, при этом нацелены не столько на достижения, сколько на унижения и отрицание ценных качеств другого;
• чрезмерно жесткие требования религиозному воспитанию, распорядку дня, работе, слепая увлеченность сексом, телевидением, работой по дому, спортом, политикой и т. д.; одержимость любым из этих дел может разрушить близость в семье, поскольку упор делается на соблюдение правил, а не на нормальные отношения.
Если один из родителей проявляет в своем поведении пристрастие к чему-то из упомянутого выше, это вредит ребенку. Если же они оба практикуют какой-либо из опасных видов поведения, результаты могут быть еще более разрушительными: каждый из родителей фактически подталкивает ребенка к разрушительным шагам по отношению к себе.
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ РОДИТЕЛИ
Неблагополучным родителям, как правило, присущи черты, делающие совместное проживание с ними напряженным и даже болезненным, тем более если это дети, которые находятся в полной зависимости от них.
Вот основные деструктивные модели поведения неблагополучных родителей:
• они подвергают собственных детей эмоциональному, физическому либо
сексуальному насилию или же совершенно безразличны к ним и не следят за их
развитием;
• они хронически недовольны либо собой, либо другими людьми;
• у них вредные привычки и пристрастия;
• они с пренебрежением относятся к своим потребностям, а также к потребностям окружающих;
• они рассчитывают, что их дети удовлетворят впоследствии их собственные запросы;
• они не знают, что делать со своими чувствами, поэтому стараются их не замечать;
• они непоследовательны, непредсказуемы, неорганизованны либо просто деспотичны;
• они могут быть излишне требовательны и к себе, и другим, отдельные ошибки могут означать для них полный провал;
• их суждения полны критики и неприязни, в них обычно присутствует порицание, желание унизить и обидеть окружающих;
• они не умеют слушать других;
• они любят употреблять обороты, в которых упирают на слово «ты» («ты всегда...», «ты никогда...», «ты —идиот!»);
• они предъявляют к другим слишком много требований и при этом по отношению к другим людям они агрессивны или безразличны;
• их действия продиктованы страхом, гневом, страданием, а не любовью.
Каково же ребенку появиться на свет в семье, которая не знает, как разрешить возникающие трудности?
Постепенно ребенок может прийти к заключению, что его родители обращаются с ним так, как он того заслуживает. Подобное убеждение может сложиться в сознании еще прежде, чем ребенок научится выражать словами свои чувства. И когда он вырастет, он будет придерживаться убеждений, впитанных с молоком матери, о том, что:
— он был обузой для родителей;
— нельзя говорить о своих чувствах, затруднениях или потребностях;
— он не заслужил безоговорочной любви.
Решения, заключения и убеждения, к которым человек приходит в самом раннем детстве, сказываются на всей его жизни. Человек может даже не знать, что живет под их влиянием, поскольку они были заложены в тот период, когда сознание только формировалось, и они стерлись из памяти. И все же эти первичные «суждения» о самом себе, о родителях и окружении оказывают влияние на всю жизнь.
У многих детей из неблагополучных семей начинают появляться следующие особенности характера:
1. Обостренная осторожность. Непредсказуемость и хаотичность реальной жизни заставляет их все время быть начеку. Обостренная осторожность оборачивается постоянным нервным напряжением, при котором в организме начинают в огромном количестве вырабатываться гормоны стресса, даже когда человек находится в покое. Эти гормоны могут стать причиной физического истощения организма.
Подросток бессознательно ищет способ разрядить стрессовое напряжение.
2. Обостренное чувство ответственности в сочетании с чувством беспомощности и виной. Дети, начинают принимать все на свой счет. Они приходят к убеждению, что с ними обращаются так, как они заслуживают. Такие слова, как: «Ты сводишь меня с ума!», обращенные к ним, могут привести к тому, что они начнут совершенно неоправданно завышать свои возможности и брать на себя ответственность за эмоции и поступки других людей. Дело может дойти даже до того, что они начнут считать себя ответственными за все происходящее у них в семье. Чувства растерянности, вины и стыда начнут расти как на дрожжах. Подросток бессознательно ищет способ избавиться хотя бы на время от подавляющего чувства вины.
3. Чувство недоверия. Если люди, которых они любят больше всего на свете, отстраняются от них, дети из неблагополучных семей могут прийти к мысли, что родителям — или тем, от кого зависит их существование, — нельзя доверять. Когда им велят замолчать, прекратить фантазировать или плакать, они перестают верить собственным ощущениям, своей интуиции и самим себе. В результате они оказываются в полной растерянности, и между ними и окружающим миром вырастает стена. За этой «стеной» подросток чувствует себя одиноким.
Подросток ищет любой способ убежать от чувства одиночества.
4. Утаивание своих чувств. Младенцы и маленькие дети чисты и непосредственны. Когда они счастливы, все их тело сотрясается от радостного смеха, а если они плачут, кажется, случилось нечто непоправимое, и все понимают их состояние. Однако многие родители не знают, что им делать с собственными чувствами, поэтому они не имеют понятия, как им отнестись к переживаниям детей. В результате они принимаются поучать их, убеждая, что выражать свои чувства нехорошо. «Большие мальчики не плачут!», «Хорошие девочки не шалят!». В семьях, где проявлять свои чувства опасно; не принято говорить о своих переживаниях или где с презрением относятся к выражению чувств, дети обучаются прятать, подавлять, отрицать их. Но постоянное подавление своих чувств приводит к неудовлетворенности, сниженному фону настроения.
Подростку хочется быть веселым, раскованным, выглядеть беззаботным и успешным. Он ищет легкий способ быстро улучшить настроение. Часто сверстники, нашедшие такой способ в разных формах отклоняющегося поведения, сообщают о своем «успешном» способе и привлекают подростка в том числе и в ряды малолетних потребителей психоактивных веществ.
5. Игнорирование своих потребностей. Родители, имеющие проблемы в сфере построения отношений, не способны удовлетворить основные эмоциональныеупотребности собственных детей. Поэтому дети быстро начинают понимать, что иметь какие-либо потребности небезопасно, что для взрослых это — бремя. У детей может появиться чувство вины за то, что они в чем-то нуждаются, и они начнут делать вид, будто это совсем не так, будто нужды ни в чем нет. Устав от постоянных разочарований, они вообще перестанут что-либо просить, хотеть, в чем-либо нуждаться. На смену приходит чувство апатии и скука.
Подросток постоянно ищет способ убежать от скуки. Поиски часто приводят их к отклоняющемуся поведению.
6. Крайне низкая самооценка. В мире, где их все время обманывают, а их потребности умаляют или не замечают, детям трудно кому-либо довериться, понять происходящее и поверить в себя. В результате у них рождается чувство собственной неполноценности. Им нелегко поверить, что у них есть полное право на то, чтобы к ним относились хорошо, самому определять свою судьбу, быть
счастливым. Но как хочется быть счастливым!Хотя бы на время! Даже если для этого нужно притвориться совсем другим человеком, даже если для этого нужно перейти границы правил и запретов.
Подросток постоянно ищет способ почувствовать себя счастливым. Порой для этого используется и отклоняющееся поведение.
7. Большая раздражительность. Это является серьезной проблемой у детей из неблагополучных семей, в том числе тех, в которых родители — алкоголики. «В своих рассказах они настойчиво указывали на то, что им запрещалось выражать свое раздражение, но в то же время один или оба родителя выражали свой гнев регулярно.
Их дети... выработали способность не обращать внимание на мелкие неприятности до «последней капли»; которая заставляет их взрываться без причины или объяснения, подчас нанося серьезный ущерб своим личным взаимоотношениям... Они чувствуют себя беспомощными, неспособными избавиться от этого внутреннего «огня» и нуждаются в безопасном выходе, при котором они могли бы в значительной мере «разрядить» свой гнев, накопившийся в прошлом» (Смит У. Э. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье. М.: Просвещение, 1991. С. 48.).
Подростки, переполненные гневом, осознанно и неосознанно ищут способ излить его на окружающих, и это удается им с помощью отклоняющегося поведения.
8. Пассивность и депрессия или депрессивные состояния. Это состояние является альтернативой состоянию раздражительности. Только в данном случае весь гнев направлен на себя. «Я ничтожен, я сам виноват во всех несчастьях. Я ни на что не способен» —эти мысли могут приводить к суицидальным поступкам или к саморазрушительному поведению.
Такой подросток бессознательно находит способ разрушения себя через различные формы отклоняющегося поведения.
Итак, подросткам из неблагополучных семей обычно присущи общие характерные черты:
• они приходят к убеждению, будто оставаться самим собой, то есть быть искренним, опасно;
• они не уважают себя и не ценят, нередко испытывают чувство страха и неуверенности в себе;
• не веря в собственные силы, они начинают искать кого-то, кто мог бы за них решить их проблемы, или же пытаются подчинить себе других;
• они могут научиться извлекать выгоды из царящей в доме атмосферы хаоса, из семейных драм и кризисов;
• подвергнувшись в детстве мучениям, они сами могут впоследствии мучить себя и/или других людей;
• у них налицо весь спектр отрицательных эмоций: страх, стыд, сознание своей ненужности, гнев, раздражение, чувство недоверия к окружающим, ощущение собственной беспомощности, чувство одиночества; при этом они не знают, что с этими чувствами делать.
Каждая из этих черт может приводить к повышенной склонности практиковать рискованное поведение, в том числе к употреблению наркотиков.
Источник: Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.

 























Направления работы с неблагополучными семьями



Социально-правовое направление.
Цель: оказание помощи в восстановлении семьи в ее правах и обязанностях.
Содержание:
1. Социальная диагностика определения категорий семей учащихся. 
2. Акция «Почтовый ящик» (определение круга вопросов и социальных проблем семей).
3.Беседа с участием юриста на тему: «Права и обязанности родителей».
4.Выставка педагогической литературы «Мы и наши дети».
5.Консультационная встреча со специалистами Отдела по социальной работе с населением «Социальные гарантии семье».
6.Родительское собрание «Поступки и проступки детей».

Социально-медицинское направление.
Цель: оказание консультационной медицинской помощи родителям; создание благоприятной обстановки в семье через оздоровление каждого ее члена.
Содержание:
1.Первичный медицинский осмотр учащихся, анализ личных медицинских карточек.
2.Мониторинг здоровья учащихся.
3. Консультационная беседа с медицинскими работниками (педиатр, стоматолог, детский невропатолог) «Здоровье ребенка в руках его родителей».
4.Всеобуч по лечебной физкультуре «Здоровье всей семьи».
5.Родительское собрание «Здоровье современной семьи: проблемы, причины, пути решения».
6.Игра «Как уберечься от простуды?».
7.Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни».
8.Практические занятия по ОБЖ «Первая помощь при несчастных случаях».
9.Игра «Мама, папа, я – здоровая семья».
Социально-психологическое направление.
Цель: оказание помощи в гармонизации семейных отношений в семье.
Содержание:
1.Диагностика характера внутрисемейных отношений.
2.Психологическая консультация по проблемам семейных отношений специалистов-психологов Центра «Гармония».
3.Беседа со специалистом Отдела планирования семьи на тему «Азбука семейных отношений».
4.Гостиная семейного общения «Умеем ли мы любить?».
5.Ток-шоу «Моя семья».
6.Фото-выставка «Семейный альбом».
7.Круглый стол «Счастливая семья – это…»
Социально-педагогическое направление.
Цель: оказание помощи в восстановлении воспитательного потенциала семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка.
Содержание:
1.Психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений.
2.Тренинговые занятия с участием родителей и детей.
3.Лекторий для родителей.
4.Конкурсная программа «Моя семья – моя радость».
5.Семейный кинотеатр (совместный просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением).
6.Творческая выставка семейных работ «Семейная мастерская», «Семейный альбом».




Социально-трудовое направление.
Цель: полноценная профессиональная реализация личности.
Содержание:
1.Экскурсии на предприятия города «Все работы хороши – выбирай на вкус» (начальное, среднее звено).
2.Анкетирование «Мой профиль», тестирование «Самооценка склонностей».
3.Экскурсия в Центр занятости населения (старшее звено).
4.Выставка книг «Кем быть?».
5.Консультации для родителей со специалистами Центра занятости населения.
Социально-бытовое направление.
Цель: оказание помощи в организации эффективного ведения домашнего хозяйства, оптимального распределение семейного бюджета.
Содержание:
1.Заседание клуба «Хозяюшка» с участием родителей учащихся школы.
2.Выставка работ «Полезные предметы из ненужных вещей».
3.Конкурсная программа для девочек и мам «А ну-ка, девочки!».
4.Выставка комнатных цветов "То, что дарит нам радость".
5.Круглый стол «Умеем ли мы вести домашнее хозяйство?».
Социально-досуговое направление.
Цель: оказание помощи в организации семейного отдыха; активизация работы по организации совместной деятельности родителей и детей.
Содержание:
1.Работа кружков по интересам: «Хозяюшка», «Умелые руки», «Спортивный».
2.Конкурсная программа «Семья-2007».
3.Музыкальная программа «Таланты в семье».
4.Конкурс-шоу  «Лучшие семейные традиции».
5.День походов с привлечением родителей учащихся.
6.Фото-выставка «Счастливая семья глазами детей».
7.Родительское собрание «Семенные традиции».

 

 



























План работы с неблагополучной семьей

 

ФИО ребенка_____________     Возраст______________ _____________________

Домашний адрес________________________________ _____________________

 

Содержание коррекционной работы

Срок

Ответствен-ный

Отметка о выполнении

1. Организационно – диагностическая работа

 

2. Социальная помощь и поддержка

 

3. Социально-педагогическая помощь и поддержка

 

 

4. Психологическая помощь и поддержка

 

5. Социально-правовое воздействие и поддержка

 

 

 

 

__________ /подпись/

 

















Индивидуальный план помощи несовершеннолетнему

Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего______________________________
_____________________________________________________________________
Возраст, вид занятий________________________________________________
Адрес места жительства_____________________________________________
_________________________________________________________________
Фамилия,    имя,    отчество    родителей    или    других  законных
представителей, место работы_________________________________________
_________________________________________________________________

Основные показатели и характеристика социально опасного положения
несовершеннолетнего_________________________ ____________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________

Вид помощи

Мероприятия

Сроки реализация

Ответственный        за оказание   помощи   (с указанием должности, места работы)

Результаты,
выводы

1

2

3

4

5

Социальная

 

 

 

 

 

 

Материальная

 

 

 

 

Педагогическая

 

 

 

 

Психологическая

 

 

 

 

Коррекционная

 

 

 

 

Медицинская

 

 

 

 

Правовая

 

 

 

 

Иной            вид помощи

 

 

 

 

Подписи ответственных:_________

 

 

















План работы инспектора по охране детства



План работы
инспектора
по охране детства

Содержание работы

Сроки проведения

0

Лекция по декрету «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

сентябрь

1.

Обследование ЖБУ, выявление семей

сентябрь

2.

Постановка на учет

октябрь

3.

Изучение условий семейного воспитания вновь прибывших

октябрь

4.

Создание картотеки семей, социального паспорта я-с

октябрь

5.

Заседание совета по охране детства

октябрь

6.

Контроль за своевременностью оплаты за коммунальных услуг

ноябрь

7.

Рейд «Семья» - контроль за выполнением рекомендаций (акт)

ноябрь

8.

Профилактика жестокого отношения к детям

в течении года

9.

Расширение правовых знаний родителей

декабрь

10.

Рейд «Семья» - контроль за выполнением рекомендаций (акт)

декабрь

11.

Заседание совета по охране детства

январь

12.

Рейд «Семья» - контроль за выполнением рекомендаций (акт)

январь

13.

Консультация для родителей «Право на любовь»

февраль

14.

Рейд «Семья» - контроль за выполнением рекомендаций (акт)

февраль

15.

Неделя семьи

март

16.

Диагностика детей находящихся по опекой

март-апрель

17.

Рейд «Семья» - контроль за выполнением рекомендаций (акт)

март

18.

Благотворительные акции в помощь нуждающимся семьям

на протяжении всего года

19.

Рейд «Семья» - контроль за выполнением рекомендаций (акт)

апрель

20.

Анализ проделанной работы

май

21.

Заседание совета по охране детства

май


 













Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего 2


Работа с родителями - Неблагополучная семья

АКТ обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
1.  Дата  обследования______________________
2.Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего__________________________________
3. Возраст, год рождения, место  рождения______________________________________
4. Адрес, телефон ________________________________________________________
5.  Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей,
место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или
занятие, место работы, стаж работы, заработок, состоит ли в
браке)  _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________

6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего_______________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Состав семьи (фамилия, имя, отчество, родственные отношения, возраст, занятость и др.)________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
8. Сведения о несовершеннолетнем:
а) занятие (учреждение образования, группа (класс), не получает
общее базовое образование_______________________________________________________
б) успеваемость_____________________________________________________________
в)занятость в свободное время ______________________________________________________
г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего________________________________
д) кто     осуществляет     уход     за     несовершеннолетним ______________________
____________________________________________________________________________
е)_________________________________________ состояние здоровья несовершеннолетнего
(жалобы на состояние
здоровья, имеются ли отклонения в развитии, учет у врачей узкой
специальности и др.)____________________________ _____________________________
_________________________________________________________________________
ж) организация отдыха (каникулярное время, летнее) ______________________________
_________________________________________________________________________
9.    Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими
членами семьи_______________________________ ______________________________
10.На несовершеннолетнего выплачивается пенсия_________пособие _______    алименты_______  
получает    заработную плату;________________

11. Имеет имущество (да, нет), (при наличии имущества составляется опись, при наличии денег указываются номера документов, сумма, место хранения) ________________
Кто является нанимателем данного жилого помещения (собственником либо членом организации граждан застройщиков)________________ ______________________________
13.   Проживают в данном жилом помещении     _______________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
14.0бщая площадь жилого помещения и вид благоустройства
(водопровод, канализация, газ и др.)_______________ __________________________________
15.  В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья)
(социальной, правовой, педагогической, психологической,
материальной)___________________________________ ______________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
16.   Выводы и мотивированное заключение с указанием
целесообразной помощи несовершеннолетнему_________________________________________

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________




















Качественный состав группы

Список семей, находящихся в социально-опасном положении


Ф.И.О. родителей

Адрес

Место работы

Ф.И.О. детей

Дата рождения

Место учебы

Дата постановки, причина постановки

 






 

 

 

 

 

 

Список семей группы риска


Ф.И.О. родителей

Адрес

Место работы

Ф.И.О. детей

Дата рождения

Место учебы

Дата постановки, причина постановки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список многодетных семей


Ф.И.О. родителей

Адрес

Место работы

Ф.И.О. детей

Дата рождения

Место учебы

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Список неполных семей


Ф.И.О. родителей
(данные об отце обязательно)

Адрес

Место работы

Ф.И.О. детей

Дата рождения

Место учебы

Категория (вдова, одинокая, разведенная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опекунские семьи


Ф.И.О. родителей, опекуна

Адрес

Место работы

Ф.И.О. детей

Дата рождения

Причина опеки

 








 

 

 

 

 

Дети, родители которых являются инвалидов


Ф.И.О. родителей

Адрес

Место работы

Ф.И.О. детей

Дата рождения

Место учебы

Группа

 










 

 

 

 

 

 








Карта психического здоровья

ФИО ребенка ______________________дата рождения ________________

 

всегда

часто

иногда

никогда

Имеет в целом положительный фон настроения

 

 

 

 

Активно добивается поставленных целей

 

 

 

 

Умеет проявить инициативу в играх, занятиях

 

 

 

 

Доброжелателен в отношениях со сверстниками, любит помогать, умеет пожалеть

 

 

 

 

Умеет принимать во внимание желания других детей

 

 

 

 

Доверяет взрослым

 

 

 

 

Умеет открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим

 

 

 

 

Уверен в себе

 

 

 

 

Понимает причины и следствия своего поведения

 

 

 

 

Умеет контролировать своё поведение

 

 

 

 

Стремится все делать сам, не прибегая к помощи взрослым

 

 

 

 

Стремится познавать самого себя и окружающий мир

 

 

 

 

Умеет преодолевать трудности, используя для этого весь свой внутренний потенциал

 

 

 

 

Стремится и старается становится умнее, лучше, самостоятельнее

 

 

 

 

В играх и занятиях проявляет хорошую развитую фантазию

 

 

 

 

Умеет играть как в одиночестве, так и с группой сверстников

 

 

 

 


 



 



















КАРТА СЕМЬИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

1. Ф.И.О. ____________________________________________________________________

2. Домашний адрес:
ул.____________________д._____ кв.____

Карта заведена:     ____.____.20__г.
Карта прекращена: ____.____.20__г.

3. СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

 

МАТЬ

ОТЕЦ

УКАЗАТЬ Н/Л ДЕТЕЙ: (ИМЯ, ДАТУ РОЖДЕНИЯ, МЕСТО УЧЕБЫ)

ФАМИЛИЯ

 

 

 

 

ИМЯ

 

 

 

 

ОТЧЕСТВО

 

 

 

 

ГОД РОЖДЕНИЯ

 

 

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

 

МЕСТО РАБОТЫ

 

 

 

 

ДОЛЖНОСТЬ

 

 

 

 

СОСТОЯНИЕ  ЗДОРОВЬЯ (Д-УЧЕТ, ЗАВИСИМОСТИ)

 

 

 

 


4.ДАТА ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В АДМИНИСТРАЦИИ АГАШОРЫНСКОЙ СОШ         ПРОТОКОЛ № ________  ОТ__________________

5.ПРИЧИНА ПОСТАНОВКИ:
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________















6. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ

  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ______________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________
    __________________________________________________________________

  • ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ _____________________________________________

  • ________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________

  • ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ПОДРОСТКОМ:

  • --- НАИБЕЛЕЕ ЧАСТО ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ______________________________________________

  • _________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________

  • --- ЕСТЬ ЛИ ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ ____________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________

  • ---  ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ  ЗА ПОВЕДЕНИЕМ И УЧЕБОЙ ПОДРОСТКА__________________________________

  • __________________________________________________________________________
    ______________________________

  • ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКА И ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ_________________________________________

  • __________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________

  • 7. ПЕРВИЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ХАРАКТЕРА ПРОБЛЕМЫ

  • ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ В СЕМЬЕ:

  • --  АМОРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ;

  • --  ТЯЖЕЛОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ;

  • --  ПОВЫШЕННАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ  М/Д ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ;

  • --  БЕЗНАДЗОРНОСТЬ: ЗАБВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКА.

  • ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ЗДОРОВЬЕМ (ПСИХИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ) ПОДРОСТКА.

  • ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ:

  • --   УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИКОВ

  • --  НАЛИЧИЕ В СОЦИУМЕ ПОДРОСТКА РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП;

  • --  ЗАМКНУТОСТЬ, ОДИНОЧЕСТВО, ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ;

  • --  ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ (АГРЕССИВНОСТЬ, ПОВЫШЕННАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ);

  • ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ:

  • --  СЛАБОЕ РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ И САМОДИСЦИПЛИНЫ;

  • --  НИЗКАЯ САМООЦЕНКА;

  • --  ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ (ТРЕВОЖНОСТЬ, СТРАХИ, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ), НЕГАТИВИЗМ;

  • ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ, ЦЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ ПЛАНЕ.

Примечание: подчеркнуть присутствующие проблемы.

  • Приглашение на заседание Совета профилактики (по охране детства)

Дата

Решение

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Обращение в ИДН


Дата

Решение

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Направление представления в КДН


Дата

Дата заседания КДН

Решение

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









11.РЕЙД «СЕМЬЯ»

Дата

Цель посещения

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







РАБОТА  ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ

Дата

Содержание работы

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Карта семьи группы социального риска

ФИО ребенка ________________________________

Домашний адрес _____________________________

Общие сведение

ФИО отца________________________________________________
Адрес ___________________________________________________
Год рождения ____________________________________________
Образование _____________________________________________

Место работы, должность __________________________________
Состояние здоровья _______________________________________

ФИО матери-_____________________________________________
Адрес ___________________________________________________
Год рождения ____________________________________________
Образование _____________________________________________
Место работы, должность __________________________________

ФИО ребенка __________________________Дата рождения ______
Место учебы __________Состояние здоровья ___________________

Характеристика условий семьи

Бытовые

 

 

Материальные

 

 

Жилищные

 

 

Санитарные

 

 

Причина постановки на учет как группу риска __________________________________________
____________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Реальный доход____________________________________________
Прожиточный минимум ____________________________________

Рекомендации: _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

 










Информация по неблагополучным семьям



Форма заполнения сведений
о неблагополучных семьях по Агашорынской СОШ

 

Информация по неблагополучным семьям Агашорынской СОШ на ____________ г.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Ф.И.О. родителей, место их работы

Группа

Дата рождения ребенка

Домашний адрес, телефон

Причина неблагополучия

1.

 

 

 

 

 

 

2.


 

 

 

 

 

 

3


 

 

 

 

 

 

4


 

 

 

 

 

 

5


 

 

 

 

 

 

6


 

 

 

 

 

 

7


 

 

 

 

 

 

8


 

 

 

 

 

 

9


 

 

 

 

 

 

10


 

 

 

 

 

 

11


 

 

 

 

 

 

12


 

 

 

 

 

 

13


 

 

 

 

 

 

14


 

 

 

 

 

 

15


 

 

 

 

 

 

16


 

 

 

 

 

 

17


 

 

 

 

 

 

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор_______-Агашорынской СОШ


















АКТ РЕЙДА «СЕМЬЯ»
Комиссия в составе _______________________________________________________
________________________________________________________________________
«_____»_________________200___г. в ______ч. _______ мин.,
посетила семью__________________________________________________________,
___________группы , проживающую по адресу: _______________________________
________________________________________________________________________,с целью
_________________________________________________________________
________________________________________________________________________

На момент посещения дома находились _____________________________________
________________________________________________________________________
Обстановка в квартире на момент посещения: __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Заключение комиссии (выводы, рекомендации):_______________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
_______________
Члены комиссии:
_________________________/_______________________/_________________
(Ф.И.О.)
(должность) (подпись)
_________________________/_______________________/_________________
(Ф.И.О.)
(должность) (подпись)
_________________________/_______________________/_________________
(Ф.И.О.)
(должность) (подпись)




Рекомендации по работе с неблагополучными семьями


Работа с родителями - Неблагополучная семья

1. Проведение ранней профилактической работы.
Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей: участковых инспекторов милиции, инспекторов ИДН, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, директоров и завучей школ, заведующих детскими садами, участковых педиатров, врачей-наркологов, врачей психоневрологов, воспитателей и др.
Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основной метод в работе с неблагополучной семьей - это социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.

В ходе социального патронажа неблагополучной семье оказывается информационная, психологическая, педагогическая, психотерапевтическая, Социальная, организационная, моральная и материальная помощь в решении конкретных проблем.
Целесообразна также организация просветительской работы на уровне государства с задействованием СМИ (телевидения, радио), теле-, радиорекламы, рекламы в печатных органах (газетах, журналах) - пропаганда полной (функциональной) семьи, счастливых детей, здорового образа жизни, правильного питания, физкультуры и спорта в стране, в том числе изменения менталитета граждан в сторону менее терпимого отношения к курению, пьянству, наркомании и де-виантному поведению взрослых. Отказ от рекламы спиртных напитков, сигарет и т. п.
Также необходимо осуществлять просвещение на уровне образовательных учебных заведений (детские сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, ШРМ, СПТУ): оформлять стенды, выступать на родительских собраниях с ознакомительными лекциями на темы: «Влияние семьи на детей», «Дети и родители», «Воспитание в труде», «Воспитание "трудного" ребенка», «Социализация в условиях здоровой (функциональной) и неблагополучной (дисфункциональной) семьи», «Преступность несовершеннолетних и неблагополучная семья», «Особенности возникновения трудновоспитуемости», «Личность "трудных" подростков», «Особенности подросткового возраста» и др., в ходе проведения которых необходимо разъяснять отрицательное психологическое влияние, которое оказывает неблагополучная семья на личность несовершеннолетних. Лекции могут проводить практические психологи, социальные работники, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних и другие специалисты по работе с семьей.
В ходе проведения лекций во время родительских собраний на базе школы-интерната мы воздействовали на самосознание родителей, старались создать у них установку на укрепление семьи, культ здорового образа жизни, разъясняли им психологические особенности подросткового периода, негативное влияние семейного неблагополучия (т. е. семей алкогольных, асоциально-аморальных, конфликтных, криминальных, семей с психически больными родителями, педагогически несостоятельных) на формирование девиант-ного поведения несовершеннолетних.

2. Психокоррекционная программа помощи неблагополучным семьям.
Считаем целесообразным оказание психокоррекцион-ной помощи неблагополучным семьям в зависимости от типов семейного неблагополучия (табл. 2.18).
Рекомендации по работе с несовершеннолетними с девиантным поведением:
1.Профилактическая работа на базе образовательных учебных заведений: детских садов, школ, СПТУ, техникумов. Проведение лекций, бесед, оформление тематических стендов. Встреча детей с психологами, психоневрологами, невропатологами, наркологами, детскими гинекологами, социальными педагогами, инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми инспекторами милиции. Профилактика девиантного поведения, пропаганда здорового образа жизни. Воздействие через референтные группы,
2. Коррекционная работа
Работа с несовершеннолетними девиантами сложна, многогранна и длительна, она требует не только эмпатии,

Таблица 2.18.

№ п/п

Типы неблагополучных семей

Практические рекомендации по работе с неблагополучными семьями

Совместная деятельность служб, центров, специалистов

1
2

Алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков)

1. Наблюдение за семьей и проведение консультаций психологом образо
вательного учебного заведения
2. Применение методов внушения и убеждения в беседе психолога, со
циального педагога, классного руководителя, врача ДОУ с членами ал
когольной семьи о необходимости лечения от зависимости.
3. Постановка семьи на учет в ОВД, ИДН.
4. Оказание наркологической ПОМОЩИ членам семьи.
5. Оказание психологической и психотерапевтической помощи. Использо
вание следующих направлений в психокоррекционной работе с семьей: се
мейного консультирования, логотерапии, психодрамы, семейной психоте
рапии, супружеской психотерапии, поведенческой психотерапии, пове
денческого тренинга, трансактного анализа, педагогической AT,
патогенетической реконструкционно-ЛИЧНОСТНОЙ терапии, рациональной
психотерапии, православной психотерапии, музыкотерапии, социаль
но-психологического тренинга, позитивной психотерапии, когнитивной
психотерапии.
6. Поддерживающая психотерапия.
7. Возбуждение дела о лишении родительских прав в случае неэффектив
ности проделанной работы

ИДН, КДН.ДОУ, школа, социальная гостиница, центры психологической помощи, наркологический диспансер. Психологи, врачи (психиатр, психотерапевт, невропатолог, терапевт, педиатр), воспитатели, учителя, социальные педагоги, инспекторы ПО делам несовершеннолетних

3

Асоциально-аморальные
(бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)

1. Наблюдение за семьей и проведение бесед с ее членами психологом,
социальным педагогом, классным руководителем ДОУ о целесообразно
сти изменения их поведения.
2. Постановка семьи на учет в ОВД, ИДН.
3. Оказание психологической и психотерапевтической помощи членам
семьи. Использование следующих направлений в психокоррекционной
работе с семьей: логотерапии, психодрамы, семейного консультирова
ния, семейной психотерапии, социально-психологического тренинга,
музыкотерапии, педагогической AT, поведенческой психотерапии, пра
вославной психотерапии.
4. Оказание помощи родителям асоциально-аморальной семьи в поиске
работы, постоянного места жительства, получении денежных выплат.
5. Возбуждение дела о лишении родительских прав в случае неэффектив
ности проделанной работы

Центр занятости населения, ОВД, ДОУ, идн,
КДН, школа, центры психолого-медико-педагогической ПОМОЩИ, социальная гостиница, комитет по здравоохранению.
Психологи, врачи, воспитатели, учителя, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних






4

Криминальные
(семьи, в которых родители, другие члены семьи — братья, сестры и др. — отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы)

t. Наблюдение за семьей и беседа с ее членами психолога, социального педагога, класного руководителя, участкового, инспектора по делам несовершеннолетних.
2. В случае отклонений в поведении родителей - постановка семьи на
учет в ИДН, ОВД.
3. Оказание психологической и психиатрической ПОМОШИ отбывшему
наказание члену семьи: семейное консультирование, социально-психо
логический тренинг, музыкотерапия, позитивная психотерапия, когни
тивная психотерапия, логотерапия, психодрама.
4. В случае привлечения несовершеннолетнего к криминалу и неэффек
тивности проделанной работы — лишение родительских прав

ДОУ, школа, ИДН, КДН, ОВД, социальная гостиница, центр психологической ПОМОШИ. Воспитатель, классный руководитель, ПСИХОЛОГ, социальный педагог, участковый, инспектор ПО делам несовершеннолетних

5

Конфликтные
(семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством)

1. Наблюдение за семьей психологом, социальным педагогом, классным
руководителем.
2. Консультации психолога.
3. Беседа воспитателя, социального педагога, классного руководителя с
родителями.
4. В случае неэффективности воздействий постановка семьи на учет в
ИДН.
5. Оказание психологической и психиатрической помощи семье: логоте
рапия, психодрама, контактнаятерапия, православная терапия, социаль
но-психологический тренинг, музыкотерапия, атртерапия, библиотера
пия, психогимнастика, православная терапия, психоанализ, супружеская
психотерапия.
6. Лишение родительских прав в случае жестокого обращения с ребен
ком, неэффективности воздействий

ДОУ, школа, ИДН, КДН,
ОВД.
Психолог, педагог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый

6

Семьи с психически больными родителями
(семьи, в которых родители состоят на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)

1. Беседа психолога, классного руководителя, социального педагога с
членами семьи о необходимости регулярного лечения (либо постановки
на учет) психически больного члена семьи.
2. Постановка семьи на учет в ИДН, ОВД.
3. Оказание психиатрической помощи члену семьи на базе психоневро
логического диспансера.
4. Оказание психологической помощи членам семьи: семейное консуль
тирование, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка,
музыкотерапия.
5. Лишение родительских прав в случае неэффективности лечения

Психоневрологический диспансер, ИДН, КДН, ДОУ, школа. Психолог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, участковый, инспектор ПО делам несовершеннолетних


7

Педагогически несостоятельные (семьи, в которых родители в силу психологических причин либо по причине незнания детской психологии утратили свое влияние на детей)

  1. Наблюдение и консультации психолога.

  2. Выяснение проблем.

  3. Психолого-педагогическая помощь семье. Проведение лекций, родительских собраний, семинаров, бесед, просмотр видеофильмов, социально-психологических тренингов, проведение занятий психогимнастикой, библиотерапия, «воспитание родителей»

 

ДОУ, школа, центры психологической помощи.
Психолог, классный руководитель, социальный педагог

терпения и желания помочь ребенку, но и «прозрачности» жизни воспитателя, коррекции им собственного поведения. Обычные средства психологического и педагогического воздействия для девиантов являются недостаточно сильными. Поэтому при оказании психолого-педагогической помощи к девиантному подростку следует найти индивидуальный подход, усилить контроль за выполнением заданий, дать эмоционально положительное подкрепление, создать мотивацию успеха. Кроме того, необходимо знать, что результата от работы можно ждать очень долго, порой несколько лет.

Коррекция девиантного поведения несовершеннолетних включает в себя пять основных этапов:
1) выявление учащихся, проявляющих девиантное поведение;
2) определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности:
а) анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия;
б) выявление акцентуаций характера;
в) установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.
3) составление плана и проведение психолого-педагогической коррекции по устранению причин нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, задач, средств, этапов, исполнителей);
4) изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания;
5) вовлечение в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в ней.
Необходимые факторы социального контроля для успешной коррекции девиантного поведения несовершеннолетних:
1) адекватность методов и средств конкретным видам девиантного поведения, удовлетворение личностных потребностей несовершеннолетних, склонных к «ненормальному» поведению. Использование различных видов деятельности (трудовая, эколого-биологическая, учебно-исследовательская, туристско-краеведческая, игровая, спортивно-оздоровительная, культурно-досуговая), которые могут служить серьезной альтернативой различным формам девиантного поведения, их вытеснение;
2) сужение репрессивных мер воздействия (частых наказаний без поощрений, запугивания и «заклеймения» несовершеннолетних с девиантным поведением);
3) создание гибкой разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.
Перевоспитание — процесс преодоления трудновоспитуемости и нормализации взаимоотношений «трудного» ребенка с окружающим миром. В. М. Литвишков и А. В. Митькинарас-сматривают перевоспитание как коренное преобразование, изменение, переориентацию личности, всей совокупности отрицательно направленных качеств, убеждений, мотивов; процесс совместной деятельности объекта и субъекта воспитания (см.: Литвишков, В. М. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций / B. М. Литвишков, А. В. Митькина. — Рязань: АПУМЮ РФ, 2003. — 320 с. С. 11 ).
С психологической точки зрения это процесс, в котором устраняются внутренние конфликты, мешающие нормальному развитию психики. С точки зрения педагогики перевоспитание заключается в применении специальных, более сильных, чем обычные, средств педагогического воздействия.
Процесс корректирующего педагогического воздействия на личность включает пять фаз (А. И. Кочетов, см.: Кочетов, А. И. Перевоспитание подростка/ А. И. Кочетов. — М.: Педагогика, 1972. С. 56—64 ):
1) восстановительную — предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали до появления ТрудновоспитуемОСТИ, обращение к памяти подростка о его добрых делах;
2) компенсирующую — стремление компенсировать ТОТ ИЛИ иной недостаток усилением деятельности в ТОЙ ИЛИ иной области, которую они любят и в которой могут добиваться быстрых успехов (спорт, труд и т. п.);
3) стимулирующая — направлена на активизацию положительной общественно полезной деятельности (осуждение и одобрение);
4) исправительную — связана с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагает разнообразные методы: поощрения, внушения, убеждения, примера и т. д., связанные с коррекцией поведения;
5) профориентацию референтой группы.
В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой элементов:
- анализа положительных и отрицательных свойств характера подростка, исследования его потребностей, отклонений в поведении;
- изучения педагогической обстановки, среды окружения ребенка с последующей нейтрализацией (или устранением) вредных влияний положительным воздействием окружающей среды. Подростка необходимо поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды;
- перестройки отрицательного стереотипа ребенка. Переключение его сил и способностей на интересные дела, изменение окружающей среды (перевод из класса в класс, из школы в школу). Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки, чтобы вся его жизнь требовала изменения, положительных качеств, сил и способностей;

— изменения привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усилиться положительные качества;
— устранения недостатков на базе ускоренного развития положительных качеств. Быстрыми темпами идет общее развитие, но пока не устранена односторонность в развитии, возможен рецидив.
При перевоспитании без наказания не обойтись, но главная основа исправления — опора на положительное. В. Ф. Шмидт указывает, что при перевоспитании необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои СИЛЫ. А. И. Кочетов пишет, что для перевоспитания необходим также дружный детский коллектив, в котором личные успехи каждого неотделимы от общих успехов, признание и личная слава — от заслуг и дел во имя коллектива, право руководства — от умения ПОДЧИНЯТЬСЯ.
В перевоспитании существуют свои методы:
1. Методы разрушения отрицательного типа характера:
а) метод «взрыва»;
б) метод «реконструкции» характера.
2. Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:
а) объективное переосмысление СВОИХ ДОСТОИНСТВ и недостатков;
б) переориентация самосознания;
в) переубеждение;
г) прогнозирование последствий отрицательного поведения.
3. Методы перестройки жизненного опыта:
а) предписание;
б) ограничение;
в) переучивание;
г) переключение;
д) регламентация образа жизни.
4. Методы предупреждения отрицательного и стимуляции положительного поведения:
а) поощрение и наказание;
б) соревнование;
в) положительные перспективы.
Важно при перевоспитании найти индивидуальный подход к каждому ребенку, опираться на его интересы. Правильно осуществляемый индивидуальный подход - это воспитание примером, воспитание своей жизнью, вовлечение «трудного» подростка в социально полезные дела.
Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис выделили три основные цели изменения поведения подростка:
1) научить подростка распознавать трудные для него ситуации;
2) сформировать способность объективизировать трудные для него ситуации со стороны;
3) расширить диапазон возможных способов поведения в сложных ситуациях.
В работе с несовершеннолетними девиантами следует использовать общие и специальные методы воздействия, а также принципы, пути и средства убеждения в воспитании.
1. Общие методы: создание нормального социально-психологического климата в семье, детском саду, школе. Устранение эмоциональных перегрузок.
2. Специальные: организация успешной деятельности
(игра, труд, учеба), опора на положительное в качествах,
коррекция межличностных отношений (с родителями, воспитателями, сверстниками, учителями), преодоление недостатков дисгармонии нравственности, интеллекта, воли, эмоционально-волевого развития.
Основные принципы воспитания (СМ.: Психология подростка: Полное руководство/Под ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с. С. 185):
1) воспитание в коллективе и через коллектив;
2) индивидуальный и дифференцированный подход;
3) опора на положительное в личности и коллективе;
4) единство, согласованность и преемственность в воспитании;
5) сочетание высокой требовательности к людям с уважением их личностного достоинства и заботой о них;
6) гуманизм в воспитании;
7) целостный подход в воспитании;
8) стимулирование активности личности.
Пути и средства убеждения в воспитании [Психология подростка: Полное руководство/Под ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с. С. 199].
Пути:
— убеждение словом (включая разъяснения, доказательства, опровержения);
— убеждение делом (на личном опыте воспитываемого, на опыте других ЛИЦ).
Средства убеждения:
1) логические выводы;
2) цифры, факты;
3) примеры.
На наш взгляд, при перевоспитании «трудных» подростков очень важно приобщать их к труду (см.: Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко; Сост. и автор ВСТуп. ст. В. С. Хелемендик. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990.—-415с. С. 226—227]).

Источник: Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).

 







Алгоритм работы с неблагополучной семьей

Поступление сигнала об ущемлении прав ребенка в семье;

Сбор информации о семье (детский сад, школа, детская поликлиника, отделение милиции, соседи и др.)

Цель: получение первичных сведений об уровне проблемности семьи

Беседа с ребенком

Цель: определение уровня риска семьи как среды пребывания ребенка

Встреча с семьей

Цель: уточнение социальных характеристик семьи как субъекта воспитания

Изложение собранной информации о семье на Комиссии при органах опеки и попечения

Цель: принятие коллегиального решения о наличии (отсутствии) необходимости срочного изъятия ребенка из семьи

Подписание соглашения с семьей о проведении реабилитационной работы с ней и при ее участии

Цель: повышение воспитательного потенциала семьи

Практическая реализация соглашения

Цель: создание в семье жизненных условия, соответствующих потребностям ребенка

Вынесение результатов работы по соглашению на обсуждение комиссии при органах опеки и попечения

Цель: оценка ситуации в семье после реабилитационных мероприятий и окончательное решение судьбы ребенка: оставить в семье или передать в учреждение защиты детства

















Психолог и неблагополучная семья




Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
Необходимо выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений в неблагополучной семье – разговор идет об отношениях между родителями и детьми.


Первая связана с тем, что родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Психологи выявили зависимость развития личности от позиции родителей. Первая тенденция проявляется через такие две родительские позиции: а) устранение от воспитания, б) устранение от общения. Эти позиции воздействие на формирование следующих особенностей личности подростка: беспомощности, хвастовства, склонности к социальному поведению.
Следующие тенденции связаны с гиперопекой со стороны родителей и характеризуется следующими особенностями:
а) позиция чрезмерной требовательности к ребенку.
б) чрезмерная опека ребенка, что приводит к развитию также отрицательных черт, как неуверенность в себе, чрезмерную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерием.

Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:
- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней.
- изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.
- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.
- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).
- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями.
- прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями.
- анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.
- координация действий школы, общественных организаций, административных органов.
- стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.
Главная задача социального педагога – очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка.







Вариант алгоритма работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении

Комплексная диагностика семьи
1.Выявление готовности семьи к вмешательству извне и в соответствии с ней форм и методов реабилитационной работы:

  1. Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления

-степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);
-материальное положение (источники доходов- постоянный или временный характер, доход на члена семьи);
- социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);
-психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);
3.Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация- причины, темп, от кого зависит разрешение);
4. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).
Реабилитационная работа с семьей

  1. Семья:

  2. наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;

  3. разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами;

  4. установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации;

  5. Образование, трудоустройство:

-помощь в трудоустройстве, содействие занятости;
-налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков.

  1. Поведение:

- обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков.

  1. Здоровье:

  2. содействие оздоровлению;

  3. помощь в организации лечения;

  4. поддержка интереса к здоровому образу жизни.

  5. Личностное развитие:

- развивать положительные качества личности;

  1. формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.

  2. Дальнейшие планы:

-разработать кратковременный план работы;
-выяснять эффективность реабилитационного процесса;
-постоянно встречаться с семьей.
Оценка эффективности работы.
Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т.к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.
Критерии выявления эффективности:

  1. Соответствие поставленной задаче.

  2. Стабильность положительной динамики. 

Психолог и родители трудновоспитуемого подростка

Количество детей, которые относятся к категории трудновоспитуемых, большое.
Трудновоспитуемость понимается, как проявление отрицательного в поведении, конфликтное состояние, возникающее в ответ на предлагаемые установки. Обратимся к определениям специалистов: В. Чайковская пишет: «Трудный ребенок – жестокий, подозрительный, потерявший смысл и путь. Это всегда несчастный человек…». Некоторые психологи, исследуя трудновоспитуемость, считают, что они имеют и биологические корни, детирминирована возрастными, психологическими, медицинскими и другими причинами.
Тем не менее, возможно выделить пять основных блоков, рожденных отрицательным воздействием:
а) домашнего воспитания
б) школьного воспитания
в) психологического развития
г) возрастного негативизма
д) неблагоприятных социальных отношений.
Социальный педагог диагностирует причины возникновения трудностей и обязательно знакомится с семьей, с теми обстоятельствами, которые усложняются негативное развитие личности подростка. К ним относятся:
- разногласие между родителями по вопросам воспитания собственных детей
- утрата одного из родителей
- длительная разлука ребенка с родителями
- конфликты и ссоры в семье
- отсутствие у родителей привязанности к ребенку
- равнодушие ребенка к подростку, к его жизни, делам, отношениям
- интеллектуальное отстаивание родителей, низкий их авторитет
- отсутствие эмоционального контакта с матерью, отцом
- асоциальное поведение родителей
- наличие у родителей антипедагогических установок, например: «вырастешь - наработаешься», «Проживешь и без образования, вот я хорошо живу» и др.
- жестокость и физические наказания в отношении к подростку в семье.

Характерные особенности трудновоспитуемых подростков в неблагополучной семье:
- несформированность или искаженность моральных воззрений
- потребительское отношение к людям, жизни, родителям, родственникам
- неразборчивость в средствах достижения желаемых целей
- эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, недовольство
- сильно выраженная недоверчивость ко всем взрослым, и к тем, кто стремиться помочь, поддержать
- цинизм в отношениях со взрослыми, представителями противоположного пола

  1. низкий интеллектуальный уровень, ограниченный кругозор, узконаправленная информированность.





Как строить отношения с родителями
трудновоспитуемого подростка

общения, недостаток внимания, слабый контроль со стороны отца или матери, морально-психологический – присутствие патологических форм отношения к ребенку, выражающихся то в чрезмерной любви к нему, то в ее недостатке, большей, чем в нормальных семьях, конфликтности. Причиной конфликтов и ссор в таких семьях чаще всего являются:
1. низкая успеваемость подростка
2. нежелание его заниматься домашними делами
3. грубость в отношении с матерью
4. усталость и озлобленность матери
Для мальчиков младшего школьного возраста отсутствие отца приводит к развитию псевдовзрослости, низкой социальной активности, инфантильности, потере интереса к учению. Специалисты отмечают, что дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: В работе с ними необходимо ориентироваться в основном на индивидуальный подход. Нельзя воспринимать родителей трудновоспитуемых подростков только с отрицательной стороны. Необходимо учитывать, что жизнь в этих семьях связаны с большими изменениями в сравнении с благополучными, эти изменения необходимы знать и учитывать их динамику. Отношения с родителями воспитываемых детей требует такта, терпения, носят продолжительный характер, надеяться на острые результаты не приходится. Недопустимо сравнение трудных детей и их особенностей с благополучными одногодками; оно имеет смысл только при сравнении достижений конкретного подростка что было, что изменилось, что, возможно, будет и т.д.
Анализируя поступки, избегать характеристик, которые затрагивают личность подростка. Эффективной является тактика проектирование положительных качеств личности и организации опыта правильного поведения, а не тактика равнодушного фиксирования поступков и осуждения воспитанника.
Поступки, отклоняющееся поведение таких подростков не должны быть предметом широкого и открытого поведения родителей, педагогов, а преимущество необходимого психолого-педагогическим консилиумам, индивидуальным беседам и консультированию.
Следует отметить и необходимость избежания некомпетентных суждений, догадок, особенно, если они касаются психического развития трудного для воспитания ребенка.

Психолог и неполная семья
Особого подхода и контакта требует неполная семья. Она имеет свои особенности. Причинами появления неполных семей считаются следующие:
1. Смерть одного из супругов
2. Внебрачное рождение ребенка
3. Распад брака
Самая неблагополучая с точки зрения воспитательного потенциала – неполная семья после развода. Статистика из года в год констатирует увеличение количество таких семей.
Ограниченность воспитательных возможностей неполных семей порождается такими факторами, как: материальный – доход ниже, чем в обыкновенной семье, педагогический – дефекты воспитания, дефицит
1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, аналитические способности ребенка.
2. Замедляется процесс половой идентификации мальчиков и девочек.
3. Затрудняется усвоение подростком навыков общения с противоположным полом.
4. Может формироваться излишняя привязанность к матери.
По мнению некоторых специалистов, самая серьезная проблема неполной семьи – не отсутствие мужчины, а отсутствие общения между уважающими.

Дети рожденные вне брака
Мотивы их появления – самые различные: от корыстных до острой необходимости любить и воспитывать, от сознательной готовности к их появлению и воспитанию до полного отсутствия ее, безответственного отношения к рождению и воспитанию ребенка.
Поэтому ради создания эффективных взаимоотношений с этой разновидностью неполной семьи очень важно выяснить, какие мотивы лежат в основе из создания, что определяет характер общения матери-одиночки и ребенка.
Неполная семья более чем полная требует индивидуального подхода, поскольку и мать, и ребенок ранимы, более остро переживают свою обездоленность.
Осуществление индивидуального подхода к неполной семье возможно при следующих условиях:
1. Обязательное посещение таких семей педагогом. Причем, необходимо готовится к встрече, предварительно договориться о ней, психологически настроится на общение-диалог.
2. Систематически контактировать с матерью путем использования различных средств связи: телефон, письма, непосредственное общение.
3. Особенно важно создать благоприятное общение с другими родственниками этой семьи, особенно мужского пола, чтобы предупредить дефицит мужского влияния на ребенка.
4. Содействовать созданию возможного общения детей без отца с теми, у кого он есть, чтобы можно было проводить свободное время.
5. Возможно, объединение тех матерей, которые воспитывают одни своих детей, для общения, контактов, консультирование, чтобы оказать педагогическую помощь друг другу.
6. Создание традиций, связанных с выражением уважения, поддержки тех, кто воспитывает своих детей без поддержки отца, например «Праздник мам».

Психолог и семья детей-инвалидов
Социальный педагог организует взаимоотношение с теми педагогами, которые обучают детей-инвалидов на дому, знакомится с условиями жизни этих детей. Социальный педагог организует оказание помощи родителям в воспитании детей-инвалидов. Что имеет в виду под оказанием помощи?
Это, прежде всего:
- встречи и консультации со специалистами (дефектологами, психиатрами, психологами, логопедами);
- обмен опытом обучения и воспитания детей вне школы;
- создание условий для систематических контактов педагогов и родителей учащихся, между родителями этих детей;
- создание благоприятных отношений между школой и различными фондами, организациями и родителями, имеющих детей с отклонениями в психологическом развитии;

Организация работы с семьями
в случае алкоголизма родителей или детей.
Социальная проблема – снижение функциональной значимости семьи, смещение ролевых акцентов на внешние, внесемейные связи вследствие алкоголизма одного или обоих родителей. Родители вследствие алкогольной зависимости физически и психически не в состоянии исполнять свои родительские обязанности, из-за чего дети ищут поддержку у внешнего социального окружения (сверстников, на улице).
Алгоритм работы с семьями больных алкоголизмом
- Информирование родителей о роли и месте семьи в развитии алкоголизма у подростка;
- Информирование членов семьи о возможных семейных причинах алкоголизма и о признаках скрытого употребления подростком алкоголя;

Алгоритм действий специалиста по социальной работе с семьей

в случае насилия:
1 этап. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, родителями, оценка условий жизни.
2 этап. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем (выявить причину насилия), изучение обращений членов семей за помощью, изучение заявлений жителей (соседей) о фактах насилия в семье.
3 этап. Первичное обследование жилищно-бытовых условий и психологического климата семьи.
4 этап. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь жертвам насилия, изучение их действий, выводы.
5 этап. Изучение причин насилия в семье, ее особенностей, целей, ценностные ориентации.
6 этап. Изучение личностных особенностей членов семьи.
7 этап. Организация взаимодействия со всеми субъектами социальной работы (центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, органы опеки, школа, органы здравоохранения).
8 этап. Составление программы работы по оказанию помощи жертвам насилия, работы с конкретной семьей.
9 этап. Регулярные текущие и контрольные посещения семьи.
10 этап. Выводы о результатах помощи жертвам насилия в семье.
Как распознать насилие в семье:

  1. Поведение жертвы: появление замкнутости, нелюдимости;

  2. Утрата привычных интересов, хобби;

  3. Нежелание вступать в общение, говорить о себе и своих проблемах;

  4. Следы побоев, избиений, частые травмы, которые объясняются естественными причинами;

  5. В случае с детьми настораживает обращение родителей за помощью в лечебное заведение.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!