Некоторые приемы умножения натуральных чисел
Автор: Софронова Наталия Андреевна,
учитель математики высшей категории
МОУ «Упшинская основная общеобразовательная школа»
Оршанского района Республики Марий Эл
Решите и вы этот пример
У известного русского художника Н. П. Богданова - Бельского есть картина « Устный счёт . В народной школе С. А. Рачинского», написанная в 1895 году. На картине изображены ученики сельской школы конца XIX века, занятые устным решением интересного примера. Учитель на картине –известный педагог С.А.Рачинский. Картина хранится в Третьяковской галерее.
Карл Гаусс
Дед Гаусса был бедным крестьянином, отец — садовником, каменщиком, смотрителем каналов в герцогстве Брауншвейг. Уже в двухлетнем возрасте мальчик показал себя вундеркиндом. В три года он умел читать и писать, даже исправлял счётные ошибки отца. Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Маленький Карл моментально подошел с готовым ответом. До самой старости он привык большую часть вычислений производить в уме.
Иоганн Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) — выдающийся немецкий математик, астроном и физик.
Задача: Найти сумму первых ста натуральных чисел
1 + 2 + 3 + … + 98 + 99 + 100
= (1 + 100) + (2+99) + (3 + 98) + …
= 101 ∙ 50 = 5050
Знай и применяй!
Как можно умножить число на 5 ?
2 · 5 = 10
Как можно умножить число на 25 ?
4 · 25 = 100
Как можно умножить число на 125 ?
8 · 125 = 1000
7 · 11 · 13 = 1001
Почему число 1001 называют иногда числом Шехерезады?
Умножение на 5
48 · 5 =
48 · 10 : 2 =
48 : 2 · 10 =
Какие числа легко умножаются на 5?
57 · 5 =
57 · 10 : 2 =
57 : 2 · 10 =
Чтобы четное число умножить на 5, надо сначала разделить его на 2, а затем умножить на 10
Вывод:
Чтобы нечетное число умножить на 5, надо сначала умножить его на 10, а затем разделить на 2.
Умножение на 5
Выполните умножение:
262 · 5 =
66 · 5 =
2086 · 5 =
4266 · 5 =
148 · 5 =
78 · 5 =
754 · 5 =
94 · 5 =
8856 · 5 =
3857 · 5 =
129 · 5 =
87 · 5 =
Умножение на 25
48 · 25 =
48 · 100 : 4 =
48 : 4 · 100 =
Какие числа легко умножаются на 25 ?
57 · 25 =
57 · 100 : 4 =
57 : 4 · 100 =
Чтобы число умножить на 25, надо сначала разделить его на 4, а затем умножить на 100 или наоборот: умножить его на 100, а затем разделить на 4.
Вывод:
Умножение на 25
Выполните умножение:
248 · 25 =
48 · 25 =
2088 · 25 =
4856 · 25 =
324 · 25 =
36 · 25 =
768 · 25 =
72 · 25 =
8832 · 25 =
3850 · 25 =
130 · 25 =
82 · 25 =
Умножение на 125
48 · 125 =
48 · 1000 : 8 =
48 : 8 · 1000 =
Какие числа легко умножаются на 125?
57 · 125 =
57 · 1000 : 8 =
57 : 8 · 1000 =
Вывод:
Чтобы число умножить на 125, надо сначала разделить его на 8, а затем умножить на 1000 или наоборот: умножить его на 1000, а затем разделить на 8.
Умножение на 125
Выполните умножение:
24 · 125 =
248 · 125 =
2088 · 125 =
4856 · 125 =
336 · 125 =
56 · 125 =
784 · 125 =
8832 · 125 =
72 · 125 =
3850 · 125 =
130 · 125 =
82 · 125 =
Умножение двухзначного числа на 11
23 · 11
57 · 11
23
57
12
5
2 … 3
5 … 7
2+3 = 5
5+7=12
253
6 2 7
23 · 11= 253
57 · 11=627
Умножение двухзначного числа на 11
Выполните умножение
45 · 11
38 · 11
51 · 11
67 · 11
34 · 11
59 · 11
26 · 11
75 · 11
Умножение двухзначного числа на 101
23 · 101 =
23 · 101= 2323
23 · ( 100 + 1 ) =
23 · 100 + 23 · 1 = 2300 + 23 =2323
49 · 101 =
83 · 101 =
17 · 101 =
72 · 101 =
65 · 101 =
65 · 101 =
Умножение трехзначного числа на 1001
729 · 1001 =
729 · 1001= 729729
729 · ( 1000 + 1 ) =
729 · 1000 + 729 · 1 = 729000 + 729 =729729
283 · 1001
187 · 1001
419 · 1001
965 · 1001
725 · 1001
645 · 1001
Умножение двухзначного числа на 1001
079079 = 79079
79 · 1001 =
0 79 · 1001 =
Выполните умножение
83 · 1001 =
65 · 1001 =
17 · 1001 =
72 · 1001 =
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5
85 2 =
72
85 2 = … 25
1 шаг : слева записываем число 25
2 шаг: первую цифру числа умножим на следующую, то есть 8 · 9 = 72 , запишем полученное произведение перед 25
85 2 = 7225
12
35 2 =
… 25
3 ∙ 4 =12
35 2 = 1225
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5
105 2 =
11025
105 2 = … 25
10 ∙ 11 =110
35 2 =
15 2 =
45 2 =
95 2 =
Число 1001
77· 13 = 1001
7 · 11 · 13 = 1001
91 · 11 = 1001
7 · 11 = 77
7 · 143= 1001
7 · 13 = 91
11 · 13 = 143
65 · 77 = 5 · 13 · 7 · 11 = 5 · 1001 = 5005
143 · 21 = 11 · 13 · 7 · 3 = 3 · 1001 = 3003
484 · 91 = 44 · 11 · 7 · 13 = 44 · 1001 = 044044 =44044
Золотые мысли
Счет и внимание – основы порядка в голове.
Иоганн Генрих
Песталоцци (1746—1827)
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели
Маркушевич Алексей Иванович (1908–1979), советский педагог и математик