Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка -детский сад ст.Северской
муниципального образования Северский район
Непосредственно образовательная деятельность
по развитию речи
во второй младшей группе
«В гости к бабушке Меланье»
Воспитатель : Борщева Н. В.
Цели.
1.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
Знакомить с элементами русского народного быта.
2. Обогащать словарный запас детей (познакомить со словами изба, горница, горшок, ухват).
3.Побуждать детей к обыгрыванию сюжетов, включать в импровизацию.
Материалы к занятию. Декорации горницы, горшок, ухват, игрушечный кот, театр в картинках (2 цыпленка, петушок, курочка, селезень, утка, корова), карточки для игры «Собери картинку»
Предварительная работа. Подготовить декорации - горницу (комнату, украшенную в русском народном стиле), костюм бабушки Меланьи.
Ход:
Воспитатель. Ребята, кто из вас бывал в деревне? Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Меланьи в ее избу ( показ картинки с изображением избы). Заглянем к ней в горницу- так называется комната в русской избе. Поиграем вместе с ней. Готовы? Тогда в путь!
Динамическая пауза
Еду, еду
К бабе, к деду Дети имитируют
На лошадке
В красной шапке
По ровной дорожке.
На одной ножке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам, Подпрыгивают, будто едут по кочкам
Все прямо и прямо,
А потом вдруг...в яму Все приседают.
Бух!
Воспитатель встречает детей в роли хозяйки Меланьи и проводит их в
горницу- комнату, украшенную в русском народном стиле.
Меланья . Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Буду с вами в игры
играть, сказки рассказывать, покажу свои игрушки, накормлю оладушками,
напою чаем.
Есть у меня печка- матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет.
Если голоден, щами угостит или кашей с маслом.(Показывает горшок с
кашей. Берет ухватом горшок и ставит в печь)
В печке моей очень вкусные оладушки пекутся.
Дети встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши.
Ладушки- ладушки,
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два,
Хороши оладушки
у нашей бабушки!
Меланья. Печка моя еще и согреть умеет, прислонись к ней- будет жарко. Любит на печке мой любимый кот Тимофей погреться.(Показывает игрушечного кота) Давайте его разбудим и поиграем
Игра» Кот на печку пошел»
Дети идут в хороводе, в центре кот (ребенок).
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
Горшок каши горяч,
Не дается, хоть плачь.
(Дети останавливаются.)
Кот («варит»- выполняет круговые движения рукой).
Уж я кашу люблю,
С медом, маслом варю,
Каша сладкая, пшеничная.
И на вкус она отличная.
Дети (идут в центр круга и обратно, притопывая).
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
Кот (перекладывает из руки в руку «горячие пряники»).
Уж я пряники люблю,
Уж я пряники стужу,
Остужу- угощу,
Вас отведать приглашу.
(Присаживается на корточки- «спит».)
Дети (крадутся, «берут» прянички- хлопают в ладоши, будят кота- убегают, кот их ловит).
Мыши раз про то узнали,
Мигом пряники забрали.
Кот проснулся- в самом деле!
-Мыши пряники все съели!
Меланья. Во всем мне помогают мои помощники. (Показывает руки.) Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня - пальчики-помощники.
Меланья проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки.
Пальчиковая гимнастика- игра «Пальчики- помощники»
Меланья (обращаясь к своему пальчику).
Пальчик- мальчик, где ты был?
(Поочередно «кланяется» другими пальцами).
-С этим братцем- в лес ходил,
С этим братцем- щи варил,
С этим братцем- кашу ел,
С этим братцем- песни пел!
Дети (сжимают и разжимают пальцы).
Пальчик- мальчик, где бывал?
(Подражают называемым движениям.)
-У пенечка поскакал,
Топал по пригорку,
Покатился с горки.
Меня дождик испугал,
под крышу убежал.
Матрена приносит свою дочку, куклу Аленку и сообщает, что к ней пришли гости. Читает русскую народную потешку «У Аленки в гостях».
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке.
Воспитатель читает потешку и поочередно показывает гостей Аленки- героев театра картинок.
Меланья. А теперь, гости мои дорогие, приглашаю вас к столу.
У Матрены стол накрыт,
Медный самовар стоит,
Чай по чашкам разолью,
Всех гостей я напою
Чаем ароматным,
Сладким, вкусным, мятным.
С медом и калиной,
С ягодой малиной.
Пейте, не спешите,
Чаще в гости приходите!
Дети пьют чай в гостях у Матрены.
В заключении проводится игра «Собери картинку»
дети собирают картинки разрезанные на 2-3 части( дрова, горшок, ухват, каравай).