СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неравенство Коши и его применение во внеурочной деятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сергей Иванович Калинин в Книге о Неравенстве Коши предложил околло 50 способов его доказательства. Но, к сожалению, в школьном курсе достаточно сложно показать детям все его приимущества. Хотя в достаточной стпени это позволяет упростить решение многих математических задач, в том числе и экзаменационных. 

Просмотр содержимого документа
«Неравенство Коши и его применение во внеурочной деятельности»

Конспект занятия по математике

Учитель: Орлова Алена Юрьевна, учитель физики и математики МОУ Средней школы № 39 г. Ярославля.

Предмет: алгебра.

Класс: 9.

Тема: «Неравенство Коши и его применение при решении различных задач».

Цели урока:

-обучающие: основная - научить решать задачи, применяя неравенство Коши; дополнительная – вспомнить и повторить знания о неравенстве Коши, показать разнообразие задач, которые решаются с его помощью;

-развивающие: развивать умение наблюдать, объяснять решение задачи с, обобщать, делать выводы;

-воспитательные: воспитать точность, способность анализировать решение конкретных задач, развить графическую культуру и аккуратность в исполнении, интерес к предмету.

Тип урока: элективное занятие.

Литература: материалы дипломной работы, Супрун В.А. усложненный курс математики для школьников, 2006 год.

Ход урока:

Этап

урока

Время

Действия учителя

Действия ученика

Орг.

3

Уточняется количество учеников в классе, записывается тема урока, учитель разъясняет план работы на весь урок.

Ученики записывают число и тему занятия.

Всестор.

пров.

знан.

3

Знаменитое неравенство великого французского математика Огюстена Луи Коши от 1821 года о связи между средним арифметическим и средним геометрическим положительных чисел () есть неравенство

,

Подг. к усв. нов. знаний.

5

Сегодня мы с вами познакомимся с данным неравенством и решим несколько задач, которые чаще всего используются в части 2 Единого Государственного Экзамена. Начнем с самого неравенства. Вспомним, что среднее арифметическое нескольких чисел записывается, а среднее геометрическое. Об этом вы знаете из курса геометрии 8 класса. Таким образом сформулируем определение: неравенство Коши это неравенство, связывающее между собой среднее арифметическое и среднее геометрическое положительных чисел ().


Усв. и закрепл.

знан.

21

Давайте попробуем решить несколько задач на применение неравенства Коши.

Задача 1. Докажите неравенство

.

Решение. Данное неравенство можно доказать с помощью классического неравенства Коши ( ). Разложим второе слагаемое в заданном неравенстве на сумму двух слагаемых и сгруппируем слагаемые так как нам удобно:


Применим к выражению в скобке неравенство Коши

Полученному применим еще раз неравенство Коши


Таким образом, третий раз применив неравенство Коши доказали неравенство. В цепочке соотношений трижды применялось неравенство Коши для двух положительных чисел.

Задача 2. Докажите неравенство

Решение. Перенесем все в одну часть и приведем подобные слагаемые


Применим к левой части формулу квадрата разности


Каждое из слагаемых полученного выражения неотрицательно, это доказывает справедливость требуемого неравенства. Равенство достигается лишь в том случае, когда . Неравенство доказано.

Задача 3. Решите уравнение

Решение. Область определения неизвестного в данном уравнении есть промежуток . На этом промежутке правую часть уравнения оценим снизу, используя неравенство Коши для чисел:


Заметим, равенство в произведенной оценке достигается тогда и только тогда, когда

Таким образом, . Причем, равенство в этом отношении достигается только при . Следовательно, исходное уравнение имеет единственный корень

Замечание. В приведенном решении оценку


можно получить по средствам применения обобщенного неравенства Коши:

Задача 4. Найдите наименьшее значение функции


Решение. Разобьем свободный член на сумму 4 и 1 и представим в виде


Применим неравенство Коши для двух взаимообратных чисел, тогда:


Прибавим к обеим частям неравенства свободный член 4 и получаем, что – наименьшее значение функции, которое достигается только при . Следовательно,


Рефл.

3

Итак, надеюсь, вы наглядно увидели, что применение неравенства Коши к решению некоторых задач во много раз упрощает их решение. Как правило, задачи, решаемые с помощью неравенства Коши, имеют несколько решений.

Инф. о д.з.

2

Еще раз детально разберите решение сегодняшних задач и постарайтесь найти подобные задачи в КИМах ЕГЭ.












Литература

  1. Ивлев Б.М. задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учеб. пособие для 10-11 кл. сред. шк.- М. «Просвящение»,1990.-48 с.

  2. Калинин С. И. Средние величины степенного типа. Неравенства Коши и Ки Фана: Учеб. пособие по спецкурсу. – Киров: Изд-во ВГГУ, 2002. – 368 с.

  3. Калинин С. И. Неравенство Коши: новое индуктивное доказательство и некоторые применения к решению задач: Научно-методический электронный журнал «Концепт».-Киров,2012.

  4. Калинин С. И. Метод неравенств решения уравнений. Учебное пособие по элективному курсу для профильных физико-математических классов общеобразовательных учреждений. – Киров: Изд-во ВГГУ, 2012.

  5. Сивашинский И.Х. Неравенства в задачах. Учебное пособие по спецкурсу. – М.1967. - 304 с.

  6. Супрун В.П. Математика для старшеклассников. Задачи повышенной сложности: Учебно-методическое пособие по спецкурсу.-Минск: Издат-во Аверсэв, 2002. - 195 с.

  7. Энгель А. Стратегии решения олимпиадных задач.

  8. Якушев В.С. Сборник демонстрационных вариантов ЕГЭ по математике 2008-2009 г. - М. 2008 г. – 47 с.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!