МБОУ «ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
«Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках технологии»
Иродовской Натальи Григорьевны,
учителя технологии
2017 г
ЦЕЛИ
Систематизировать дидактический методический материал и показать его применение на практике.
Учить творческому использованию приобретенных знаний, умений и навыков, строить отношения на сотрудничестве и сотворчестве.
Создавать психолого-педагогические условия, позволяющие каждому учащемуся реализовать себя как творческой личности.
Показать, какими средствами можно поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладевать ими, совершенствовать их.
ЗАДАЧИ
Расширить учебно-воспитательные возможности урока для развития способностей учащихся, в том числе и творческих.
Раскрыть значение работы над нестандартной формой организации урока для более успешного формирования предметных ЗУН и развития познавательной самостоятельности.
Пробудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника.
Активизировать творческий потенциал учащихся для развития мыслительной деятельности и повышения интереса к изучению предмета технологии.
Не выходя за рамки классно-урочной системы, обеспечить личностно-ориентированный подход к учащимся и усилить работу с одаренными детьми.
Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.
Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
Традиционный урок:
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания.
Нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».
Нестандартные формы обучения предполагают:
• использование коллективных форм работы;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
• становление новых отношений между учителем и учениками.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
Актуальность проблемы:
Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время в связи с переходом на новый государственный стандарт. Школьник должен понимать, что учёба - это труд и труд не из лёгких, кроме того, те знания, которые он приобретает в школе, помогут ему адаптироваться в жизни.
При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Проблема:
Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени, и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Причина проблемы:
Дети любопытны. Внимание падает, когда школьникам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства».
Виды использования:
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.
Признаки нетрадиционного урока:
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Элементы урока:
Эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, доски, использование видео.
Организация и выполнение творческих заданий.
Инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Обязательное планирование урока заранее.
Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.
Типы нестандартных уроков:
1.Уроки - деловые игры
2.Уроки - пресс- конференции
3.Уроки- соревнования
4.Уроки типа КВН
5.Уроки с групповыми формами работы
6.Уроки творчества
7.Уроки- аукционы
8.Уроки-зачеты
9.Уроки - творческие отчеты
10.Уроки- конкурсы
11.Бинарные уроки
12.Уроки- обобщения
13.Уроки- игры
14.Уроки - ролевые игры
15.Уроки- конференции
16.Интегрированные уроки
17.Уроки семинары
18.Уроки – «круговая тренировка»
19.Уроки- экскурсии
20.Уроки – игры «Поле чудес».
Это часть игровых уроков, которые, по моему мнению, лучше всего можно использовать для решения главных задач на уроках технологии – это развитие у детей индивидуальных способностей, а так же умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике. Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, которые активизируют деятельность учащихся. К таким технологиям я отношу игровые наряду с проблемным и развивающим обучением. Я думаю, что дети всегда остаются детьми, для них характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Они легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Задание в занимательной форме позво-ляют способным детям раскрыть и активировать свои способности. Неуве-ренным учащиеся – развить инициативу, сообразительность, мышление. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Школьники единодушны во мнении: когда учится интересно – учиться легко, учиться хочется. Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включаться в детскую игру – тоже один их показателей педагогического мастерства учителя. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.
Стандарты 2 поколения:
Преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования и требуют создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у школьников не только на уроках технологии.
Выводы:
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Вступительное слово перед уроком:
Нетрадиционные уроки всегда вызывают гораздо больший интерес у учащихся, чем обычные. Ведь они создают условия для проявления каждым учеником своих способностей, знаний, надолго остаются в памяти всех участников, способствуют дружбе и сплоченности. Урок разработан для учащихся 6-х классов в виде детской игры «Крестики-нолики». Разработка урока позволяет в легкой игровой форме систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении волокон растительного и животного происхождения. Цель данного мероприятия – стимулировать познава-тельный интерес к предмету, углубляя знания учащихся. По моему мнению, лучше всего проводить в игровой форме вводные или обобщающие уроки, тогда изучение нового и опрос пройдет непринуждённо и интересно. Опора на игровые элементы и игру на уроках трудового обучения – важнейший путь включения детей в учебную работу. Для проведения игрового урока требуется определённая подготовка – это, во-первых. Во-вторых, а - это по-моему, основной недостаток – невозможно рассчитать время, необходимое для игры, поэтому лучше всего проводить игру на двух уроках, поэтому сегодня вы увидите фрагмент урока, чтобы понять его принцип. В начале урока необходимо обговорить правила игры и систему поощрения, так как победителя в игре никто не отменял. Итак, я приглашаю вас на итоговый урок по материаловедению в 6 классе «Крестики-нолики».