СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нет величия там, где нет добра, простоты и правды (Кутузов и Наполеон в произведениях Толстого, Пикуля, Верещагина, Ульянова, Чайковского)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок - попытка осмыслить роль личности в истории. "Война и мир" Толстого, историческая миниатюра "Две картины" Пикуля, картина Верещагина "Мир любой ценой",картина Ульянова "Лористон у КУтузова", Увертюра "1812 год" Чайковского-произведения, которые мы рассмотрели. Кроме того, свой взгляд на образы полководцев и других героев романа-эпопеи выразили мои студенты, будущие кондитеры, в своих авторских мини-тортиках.

Просмотр содержимого документа
«Нет величия там, где нет добра, простоты и правды (Кутузов и Наполеон в произведениях Толстого, Пикуля, Верещагина, Ульянова, Чайковского)»

                                                                                                                                                                            Урок  литературы на тему: « Кутузов и Наполеон в произведениях русских деятелей искусства»                                                 

«Нет величия там, где нет простоты,

                                                 добра и правды».

                                                                                                  Л. Н. Толстой.

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие

1.  Помочь учащимся осмыслить образы Кутузова и Наполеона с исторической и нравственной, общечеловеческой и духовной точки зрения.

2. Методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого, Верещагина, Ульянова, Пикуля, Чайковского к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов авторов на историю.

3. Научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков;

Развивающие.

4. Помочь критически осмыслить роль личности в истории.

5. Создать условия самостоятельной работы.

6. Развивать умение работать в группах.

7. Развивать коммуникативные способности.

8.Развивать профессиональное художественное воображение.

Воспитывающие.

8. Воспитание патриотизма и гуманизма, любви к профессии «кондитер»


План

1.Слово учителя:

Добрый день. «Бон жюр».

Неспроста я поприветствовала вас на русском и французском языках.

Ведь говорить мы будем о двух личностях, которые представляли в начале 19 века два государства на исторической арене. Русский фельдмаршал Кутузов и Император Франции, король Италии и т.д. Наполеон.

Сегодня мы соберем воедино ту информацию ,которую получили на уроках истории и литературы, прочитали в книгах и интернете, увидели в кино, картинных галереях и музеях.

Произведения на экран

Я предлагаю вам рассмотреть образы двух полководцев в свете романа Л.Толстого «Война и мир», исторической миниатюры В.Пикуля «Две картины», написанной о полотнах Верещагина и Ульянова, и знаменитой увертюры П.Чайковского «1812».


Наша задача :

  1. осмыслить образы Кутузова и Наполеона с исторической и нравственной, общечеловеческой и духовной точки зрения.

  2. Методом сопоставительного анализа выявить отношение русских деятелей искусства к этим личностям.

  3. Выяснить , какова роль личности в истории.


ФОН

Лев Толстой сказал : «Нет величия там, где нет простоты  добра и правды».

Согласны ли мы с Толстым или имеем свой взгляд на эту тему.

Выбор темы

Темы

Предполагаемые темы урока:

1 Кутузов и Наполеон.

2.Михаил Кутузов и Наполеон Бонапарт в романе Толстого «Война и мир»

3.Роль личности в истории (Кутузов и Наполеон в произведениях русских деятелей искусства)

4. «Нет величия там, где нет правды, добра и справедливости»

(Изображение Кутузова и Наполеона в произведениях Толстого, Пикуля, Верещагина, Ульянова, Чайковского)


А слова Толстого предлагаю взять эпиграфом нашего урока-баталии.

Вы довольно удачно расположились, поскольку нам нужно разделиться на два лагеря. Будем говорить – две армии. Армия Кутузова и армия Наполеона.

Выбирают командиров, которые назначают историка и лингвиста для работы со словарем Ожегова.

Вы не заметили, какой эпитет к слову полководцы я избегаю произносить?

Великие

(Ищут в словаре)

ВЕЛИЧИЕ высокого стиля

1.Наличие в ком-чём-н. выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение.

"В. подвига"


2.ироническое

С высоты своего величия 

с чрезмерной важностью, с пренебрежением к другим.


А что по вашему «личность»?


ЛИЧНОСТЬ -  общежитейский и научный термин, обозначающий:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова)

2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.)



Учитель: Ваши боеприпасы – вопросы к образам Кутузова и Наполеона и цитаты из романа, характеризующие их.

Первыми атакуют те, чей командир первым ответит на вопрос: «Что означает слово «баталия»?

Выдержки из текста вы подобрали заранее.

Баталией руководят командиры.

К бою!


Вопросы к образу Кутузова. 
1)Соответствует ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе? 
2)Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову? 
3)Кому противопоставлен и на кого похожи в романе эти герои? 
4)Почему Кутузов в 1805г уклоняется от сражений, но даёт Шенграбенское сражение? 
5)Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице? 
6)Докажите, что Кутузов- это "свой, родной человек" для народа. 
7)Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанный Толстым же поведением Кутузова? 
8)Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению? 
9)Претендует ли Кутузов на роль героя в истории. 
10)Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона. 
11)Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите, это на примере речи героя


Кутузовцы:

Образ и характеристика Кутузова в романе "Война и мир"
Внешность

"...По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка..."
"...по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его..."
"...Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правою, на которой было кольцо, видимо, привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку..."
"...Кутузов, в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал..."
"...Кутузов стоял все на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза..."

"...лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз..." 
Личность и характер Кутузова
Кутузов - добрый человек:

"...Кутузов, видимо, поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану, поспешно отвернулся..."
Кутузов - внимательный человек: "...Не… брат, глазастей тебя, и сапоги и подвертки, всё оглядел…"
Кутузов - спокойный:  "...Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения..."

Кутузов - неторопливый, "сонный" человек:

"...говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя..."
Кутузов - простой и обыкновенный человек со своими интересами и слабостями:

"...он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Staël, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами..." 
Кутузов ласков с солдатами:

"...Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой..."

"...Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково..." (Кутузов принял Андрея Болконского)
Кутузов - верующий человек:

"...Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг..." 
Кутузов – плаксивый человек:

"...расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы..."

"…И опять глаза его залоснились слезами…"

"...Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении..." 
Кутузов – мудрый полководец.

«…Он понимает, что есть что- то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое…» 

Кутузов считает, что на войне главное – терпение и время:

"...Терпение и время, вот мои воины богатыри!» – думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблока, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвешь зелено, испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь..."

"…Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время…"
"...Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история..." 


Вопросы к образу Наполеона. 
1)Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя? 
2)Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона? 
3)Знает ли Толстой что то положительное о реальном Наполеоне? Почему это исключает из образа своего героя? 
4)Чем руководствуется Наполеон, идя "с Запада на Восток убивать себе подобных"? 
5)Почему не исполняется "разумные" приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли его приказы разумны? 
6)Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе? 
7)Покажите в нём актёрство и лицемерие. 
8)Сравните речь Наполеона и Кутузова. 


Описание внешность Наполеона:
"...В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом..." (в 1805 году Наполеон еще не был таким полным, как в 1812 году)

"...в маленькой шляпе, с андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом чепраке..."

"...Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия..."

"...Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди..." (Наполеону в 1812 году около 40 лет)

Личность и характер Наполеона в романе "Война и мир"

Наполеон Бонапарт - итальянец по происхождению:

"...С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности..."

Наполеон - самоуверенный и самодовольный человек:

"...на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья..."

"...этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой..."

Наполеон - самовлюбленный человек:

"...с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи..."

Наполеон считает войну своим "ремеслом":

"...и любовь и привычка французского императора к войне..."

"...Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками..." (Наполеон о себе и императоре Александре I)

Наполеон обращается с солдатами с притворной, показной воинственностью:

"...С которого года в службе? - спросил он  с той привычной аффектацией* грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами..." (* с аффектацией - то есть притворно, неестественно)

Наполеон заботится о солдатах, но делает это, скорее, от скуки (например, когда ему не спится):

"...Он поглядел на часы.  Было  еще только  четыре часа. Спать не хотелось, пунш был  допит, и  делать все-таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и  вышел из палатки. ...проходя  мимо  высокого  гвардейца..., остановился против него.

- ...Получили рис в полк?

- Получили, ваше величество.  Наполеон кивнул головой и отошел от него..."

Наполеон - целеустремленный человек:

"...но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее..."

Наполеон любит роскошь:

"...Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его..."

Наполеон - избалованный, изнеженный человек:

"...он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди..."

"...выхоленное тело императора..."

Наполеон привык к тому, что им все восхищаются:

"...Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения..."

" Наполеон - эгоцентричный человек. Его ничего не интересует, кроме самого себя:

"...Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли..."

Наполеон не держит свое слово. Его "честному слову" нельзя верить:

"...Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения..."

"...Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их..."

Наполеон считает, что он всегда прав:

"...Наполеон с своей уверенностью в том, что не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что ему пришло в голову, написал Кутузову слова, первые пришедшие ему в голову и не имеющие никакого смысла..."

Наполеон не считает себя виновным в войнах, которые ведет:

"...Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней..." "...Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я..."

Наполеон - храбрый полководец:

"...Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья..."


Отношение Толстого к Наполеону в романе "Война и мир"

Толстой считает Наполеона Бонапарта ограниченным человеком:

"...искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии..."

"...ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу..."

Толстой не считает Наполеона гениальным полководцем.

"...той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону..."

"...Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию..."

По мнению Толстого, Наполеон совершает поступки, которые нельзя назвать великими:

"...Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать..."

"...Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека..." (виконт Мортемар)

Толстой называет Наполеона выскочкой и человеком без убеждений:

"...Выскочка, что ни говорите..." (Ипполит Курагин)

"...Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти..."

"...Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место..."

По словам Толстого, Наполеон ведет себя глупо после взятия Москвы:

"...ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы

Толстой считает Наполеона подлым человеком:

"...последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что‑то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок..."

"...и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров...


РОЛИКИ

1.Наполеон в Кремле

2.«Нагни ему голову»


Вывод:

КУТУЗОВ

НАПОЛЕОН

В бородинском сражении не имеет никакой заранее составленной диспозиции.

Начинает «игру», руководствуясь составленной диспозиции.

Немногословен, но искренен.

Обращается к войску с лживой прокламацией, суля достатка и славы.

Спокоен во время сражения.

Нервничает.

Руководствуется высшей целью –спасением Отечества.

Заряжает солдат жаждой убийства.

Отказывается от всего личного, подчиняет свои интересы интересам народа, ему не важны награды и почести.

Воплощение личного начала, представления о себе как о творце истории, определяющем судьбы народа, Европы. Жаждет славы.

Народный характер деятельности, носитель народного начала; причастен к общему делу.

Антинародный характер деятельности, находится далеко от народа во всех смыслах.

Скромен, прост.

Высокомерен, тщеславен, любит лесть и стремится к роскоши.

Естественен в своем поведении, мимике, жестах.

Лицемер и позер.

Великодушен и сострадателен к побежденным.

Проявляет насилие, вероломство, жестокость.

Верен своему долгу и армии.

Предает свою армию.

Относится к войне как к бесчеловечному и злому делу, признает справедливость только оборонительной войны

Относится к войне как к средству порабощения народов и создания мировой империи.


Учитель: Такими мы увидели Кутузова и Наполеона в романе-эпопее русского писателя Толстого «Война и мир». А теперь посмотрим на работы русских художников Василия Верещагина и Николая Ульянова. Об этих картинах историческая миниатюра Валентина Пикуля .

Слово о Верещагине- Кочиев Руслан

Слово об Ульянове- Дзгоев Олег

Слово о Пикуле - Черныш Дарья


КОСТЮМИРОВАННАЯ СЦЕНКА « Две картины»

В ролях:

Наполеон- Аслан Битаров

Маркиз Лористон- Давид Сабанов

Маркиз Коленкур- Алан Тотиев

Кутузов-Даниил Калоев

Князь Волконский- Эрик Дзиваев

РОЛИК

  1. «Москва горит»

  2. КАРТИНА «Мир Любой ценой»

  3. «У костра»

  4. КАРТИНА «Лористон у Кутузова»


Учитель: Скоро Новый Год. Чудеса случаются с теми, кто верит в волшебство. Уникальная возможность – взять интервью у наших героев.


«Интервью с Героем ».

С Кутузовым:

1.Нам известно, Ваша Светлость, что у Вас были славные предки. О ком из них Вы можете сказать?

Ответ: Мой далекий предок Гаврила Алексич: сподвижник Александра Невского прославился воинской удалью в битве на Неве. Отец мой начал службу при Петре I. Талантливый военный инженер спроектировал Екатерининский канал в Санкт-Петербурге — для предотвращения гибельных последствий разливов Невы.
2Фельдмаршал, Вы прекрасно знаете французский, английский, немецкий, шведский, турецкий языки. Что за история произошла с мадам де Сталь?

Ответ: Знаменитая французская писательница мадам де Сталь после нашей беседы заметила, что я, русский генерал, владею французским лучше корсиканца Бонапарта.

3.Вас считали опытным царедворцем? Это правда?
Ответ: Я умел находить общий язык с правителями. Мне благоволила не только Екатерина II — он добился расположения и императора Павла. Я был единственным, с кем провели свой последний вечер накануне смерти и Екатерина Великая, и Павел Первый

4. Как называл Вас Наполеон?

Ответ: «старым лисом Севера».

5.Кого Вы считаете своим учителем?
Ответ: Александра Суворова 

После победоносного штурма Измаила Суворов написал: «Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, но был правою моей рукою».

6.У Вашей Светлости были непростые отношения с Александром Первым.
Ответ: Вспоминая о поражении под Аустерлицем, российский император признавал: «Я был молод и неопытен. Кутузов говорил мне, что надо было действовать иначе, но ему следовало бы быть в своих мнениях настойчивее».
За победу в Отечественной войне 1812 года Александр I удостоил меня титула князя Смоленского и ордена Святого Георгия IV степени. Я - первый полный Георгиевский кавалер.

С Наполеоном:

1.Бонапарте, Вы под конец жизни не раз говорили, что все несчастья принесла ему одна буква, поскольку Вам не везло ни на людей, ни на города, начинающиеся с нее. Назовите ее. »» 

Ответ:: М (Москва, Малоярославец, Михаил...).


2.По Вашему приказу для солдат, долго находящихся в походе, было разработано дезинфицирующее средство тройного эффекта: лечебного, гигиенического и освежающего. Спустя 100 лет (в 1913 г.) оно получило Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Под каким названием оно до сих пор известно в нашей стране? »» 

Ответ:: Тройной одеколон.

3.При разработке статей конституции об ограничении власти Вы рекомендовали два принципа: первый — пишите кратко. А какой второй? »»

 Ответ:: Пишите неясно (зачем же самому себе ограничивать власть?)

4.Объединив Италию под своей властью, Вы в 1805 г. короновались хранившейся в соборе города Монца древней короной лангобардских королей. До него ею венчались некоторые германские императоры. Внутри короны вставлен кованый железный обруч, составляющий главную ее ценность. В чем его уникальность? »» 

Ответ:: Он сделан из железного гвоздя, которым прибивали к кресту Иисуса Христа (от него корона и получила свое название — «железная»).

5.Когда Вас упрекнули, что ВЫ слишком много внимания уделяет игрушкам, Вы ответили: «Эти игрушки управляют людьми». Речь шла об игрушках размером с пуговицу, придуманных лично Вами для очень серьезных людей. Как они называются? »» 

Ответ:: Ордена Почетного легиона



5.А знаете ли Вы, что Вашим именем назван торт, любимый многими сладкоежками в России?

Ответ: Да. Я и сам его предпочитаю.


УВЕРТЮРА «1812 год»

Слово о Чайковском- Камболов Сослан

Под ФИНАЛ УВЕРТЮРЫ - ПАРАД АВТОРСКИХ МИНИ-ТОРТИКОВ

«Герои романа глазами будущих кондитеров»

Александр Андрей

Наполеон Пьер

Кутузов Денисов

Наташа

Элен






ЮНЫЕ КОНДИТЕРЫ: Олег Дзгоев, Ибрагим Бароев, Павел Тумасян, Давид Гозюмов, Саргон Кцоев,Владимир Валиев, Белла Гиоева, Марина Доманова, Аурика Аксорова, Диана Малиева, Диана Козаева, Кристина Теблоева. Наставник- Фатима Валерьевна Бирагова.

Учитель: Если мы спросили бы наших авторов, Толстого, Пикуля, Чайковского, Верещагина, Ульянова, почему в своих произведениях они не возвеличили Наполеона, почему с такой любовью показали Кутузова, что бы мы услышали в ответ?

Наполеон-враг, принесший горе нашему народу на нашу землю.

Кутузов-ставленник этого народа на защиту родной земли.

Командиров награждают Кутузов и Наполеон, а те оценивают своих солдатиков (подадут список на награды разных степеней)

Д/З: Эссе: «Нет величия там, где нет простоты,

                                                     добра и правды».















































11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

02.01.2018 22:10
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
Благодарю вас
02.01.2018 22:10
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
Очень хорошая работа
02.01.2018 22:10
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
Спасибо большое, Залина Яковлевна

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя