СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательного интереса к изучению математики.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках математики.»



Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках математики.

Из опыта работы учителя Акимовой Е.И.

Детектив

Подготовительный этап

Разрабатываются права и обязанности учеников в соответствии с предлагаемыми ролями

Роли:

  1. Судья-учитель;

  2. Присяжные заседатели-учащиеся, успешно освоившие данную тему;

  3. Автор детективных произведений - руководитель группы;

  4. Инспектор уголовного розыска;

  5. Следователь;

  6. Адвокат;

Права и обязанности участников игры


Судья

Обязанности:

  • обобщает и систематизирует знания учащихся по данной тете, создавая исходную информацию;

  • формирует группы, распределяет роли;

  • организует учебную деятельность согласно теме, целям и методике сотрудничества;

  • следит за соблюдением игровых правил;

  • совместно с присяжными заседателями подводит итог, делает заключение.


Права:


  • вносит в учебную деятельность оперативные изменения;

  • задает вопросы, возражает.

Присяжный заседатель

Обязанности:

  • внимательно следит за ходом учебной деятельности;

  • оценивает содержание работы групп;

  • совместно с судьей делает заключение и распределяет места. Права:

  • принимает участие в деятельности любой группы;

  • задает вопросы и возражает;

  • вносит дополнения и предложения.

Автор детективных произведений Обязанности:

  • создает сюжет преступления своей группе на подготовитель­ном этапе;

  • готовит литературное оформление итогов работы группы;

  • следит за порядком и правильностью исполнения ролей в группе. Права:

  • изменяет сюжет во время игры, если это необходимо;

  • выступает в роли свидетеля преступления или потерпевшего.

Инспектор уголовного розыска Обязанности:

  • задавая минимум вопросов автору детектива, стремится по­лучить максимум информации.

Права:

  • обсуждает в группе решение проблем;

  • предъявляет «фотографии» для опознания,т.е.чертежи гео­метрических фигур.

Следователь

Обязанности:

  • систематизирует данные, найденные инспектором;

  • доказывает вину «преступника».

Права:

обсуждает в группе решение проблемы.

Адвокат

Обязанности:

  • придумывает контрпримеры, стремится защитить «преступ­ника».

Права:

  • обсуждает в группе решение проблемы;

  • обращается к автору с просьбой о внесении изменений в сюжет.


На этом же этапе проводится математизация сведений о «пре­ступнике».

    1. АВ\\СВ

    2. ВС || AD

    3. АВ = CD

    4. ВС = AD

    5. ZA = ZC

    6. ZB = ZD

    ZA +ZB = 180°

  1. ZB + ZC = 180°

  2. ВО = OD

  3. АО = ОС

  4. AABC = ACDA

  5. MOB = ACOD



Игровой этап

Судья . Друзья, у нас на глазах произойдет детективная исто­рия века. В течение двух уроков вы, используя свои знания по гео­метрии, раскроете страшное преступление.

Автор уже составил сюжетную линию. Приведу пример вашей работы.

Допустим, что преступление совершает четырехугольник, у ко­торого выполняется свойство 1. Тогда следователь проверяет нали­чие этого свойства у параллелограмма, а адвокат должен дать контрпример - трапецию, и доказать, что этой приметы недоста­точно. Но инспектор уголовного розыска, задавая наводящие во­просы автору, который может выступить в роли свидетеля или по­терпевшего, может выяснить, что у преступника есть свойство 3. И следователь доказывает, что преступник - параллелограмм. По хо­ду следствия вы должны не только записать доказательство того, что преступник - параллелограмм, но и закончить литературную обработку сюжета и выступить с ним перед присяжными заседателями. Приведем документы, полученные в ходе работы одной из групп.

Дело №

Всем! Всем! Всем!

В ночь с 22 на 23 сентября из архива Геометрического Кодекса похищена теорема 3.1 (первый признак равенства треугольников).

Если в течение 48-ми часов теорема 3.1 не будет найдена, то теоремы 3.3, 3.5, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, признак равенства прямо­угольных треугольников и другие отменяются. До истечения уста­новленного срока пользование этими теоремами разрешается.

Преступление произошло предположительно с целью государ­ственного переворота. Похититель - четырехугольник.

Ввиду особой важности следствие поручить инспектору по особо важным делам. Наместник Евклида на плоскости

Протокол допроса

Свидетель: прямой угол, служит в здании архива.

Вопрос. Как вы заметили, что в отделе равенств треугольни­ков находится посторонний?

Ответ. Выходя из кабинета, я заметил, что через дверную щель напротив виден свет. Обычно в это время там никого не бы­вает. Я вошел. Возле первого сейфа стоял Четырехугольник. Когда он меня заметил, быстро схватил папку с документами и выпрыг­нул в окно.

Вопрос. Какие его приметы вы заметили?

Ответ. Больше никаких.

Свидетель:._______ Следователь:._________

Протокол допроса

Свидетель: точка.

Вопрос. Что вы видели в ночь с 22 на 23 сентября?

О т в е т. Я сидела у окна и читала «Начала». Вдруг послышался звон разбитого стекла, и мимо нашего дома пробежала фигура - Четырехугольник.

Вопрос. Его приметы?

Ответ. /.В = 90°

Свидетель:.__________ Следователь:.____________

Протокол допроса

Свидетель: равносторонний треугольник - кандидат пла­ниметрических наук.

В о п р о с . Где вы встречались с преступником?

Ответ. Во дворе. Было три часа ночи. Я возвращался со службы домой. По дороге мне встретился только параллелограмм. У него в руках была георемная папка.

Вопрос. Вы не ошибаетесь?

Ответ. Нет, мне они хорошо знакомы. Но тогда я не знал, что ее похитили. Шел он очень естественно, как начальник отдела. Я бы и забыл эту встречу, но утром прочитал послание Наместника Евклида на плоскости.

Вопрос. Вы заметили у него какие-либо приметы?

Ответ. Было очень темно. Мне кажется, что BD - биссектриса ZABC.

Свидетель: Следователь:

А В

Наместнику Евклида на плоскости

Дано: ABCD - параллелограмм, ZB = 90° , BD - биссектриса ZABC.

Доказать: ABCD - квадрат.

D С

Доказательство:

Так как ABCD - параллелограмм и ZB = 90°, то ZB - ZD = 90° , как противолежащие ZC и ZB - внутренние одно­сторонние для параллельных прямых АВ и CD и секущей ВС, зна­чит ZC = 180°- ZB = 90°. ZA = ZC- 90°, как противолежащие. Значит ABCD - прямоугольник.

Так как BD - биссектриса ZABC, то ZABO = 45° . АВ - основа­ние равнобедренного ААВО по свойству прямоугольника, значит

ZA - ZB = 45° .

ZAOB = 180°(45о + 45о) = 90° (по теореме о сумме углов тре­угольника). ZAOB и ZCOD - равны как вертикальные. ZCOD = = ZAOB = 90°. ZAOB и ZCOB = смежные.

ZCOB-180° -90° = 90°. ZAOD и ZCOB - равны как верти­кальные. Значит ZAOD = ZCOB = 90° .

Так как ABCD - параллелограмм, то АО-ОС, BO = OD . Но АО = ВО - OD = ОС. Так как ZABO = 45° и BD - биссектриса ZB, то ZDBC = 45°. АВСО = равнобедренный с основанием ВС. ZOBC = ZBCO = 45°, a ZCOB = 90°. ZOAB - ZOBC, ZABO = - ZBCO , ZAOB = ZCOB . MOB = АСОВ , значит АВ = ВС (1).

Так как у параллелограмма противолежащие стороны равны, то АВ - CD и ВС = AD (2).

Из (1) и (2) следует, что ABCD - ромб (по определению ромба), и так как ZB = 90° по условию, то ABCD - квадрат.

Следователь

Первое расследование полицейского Финфинтеля

Часть I

В тихий маленький домик кто-то громко постучал. Миловидная служанка открыла дверь, грянул глухой выстрел, и послышался грохот. Неизвестный вбежал в комнату к госпоже Розалии. Ее там неФказалось. Он быстро взломал сейф и достал драгоценности, но вдруг...

Часть II

  • Вы видели кого-нибудь возле дома госпожи Розалии? - спро­сил полицейский Финфингель у большого грозного мужчины лет 45.

  • Да. Когда я проходил по улице Шляпок-тряпок (это напротив дома госпожи Розалии), то видел, как какой-то Четырехугольник с параллельными руками, выходил из дома. В одной руке у него был большой портфель. Сначала я не придал этому никакого значения, но после объявления в газете, я сказал себе: «Гризль, ты помнишь, что было на улице Шляпок-тряпок?» - и пришел прямо к вам.

  • Хорошо, мистер Бинтек, а вы не заметили еще что-нибудь?

  • Нет, господин полицейский. Мне очень жаль.

Финфинтель проводил свидетеля до двери и крикнул охраннику:

  • Позовите следующего!

В комнату вошел маленький толстенький человек с хитрыми, снующими глазками.

  • Господин Мюллер, как я понимаю?

-Да.

  • Итак, господин Мюллер, вы что-то видели?

  • Я проходил около магазина «Рыбные блюда» и видел, как Че­тырехугольник с равными диагоналями, двумя парами параллель­ных сторон проходил мимо парка. Он шел и очень часто огляды­вался. А потому я пошел за ним (я очень люблю детективы, а это пахло чем-то незаконным) и вдруг увидел, как он свернул на ма­ленькую тропинку, спрятался в кустах, и я увидел блеск алмазов, рубинов, сапфиров и т. д., думаю на 20-30 миллионов.

  • Очень хорошо. Большое спасибо за ценные сведения.

Финфинтель резко встал и, расхаживая по комнате, стал раз­мышлять.

  • Итак, что мы имеем:

  1. Четырехугольник с двумя параллельными сторонами;

  2. Четырехугольник с равными диагоналями и двумя парами параллельных сторон.

По показаниям первого свидетеля мы видим, что это трапеция. По показаниям второго свидетеля - параллелограмм. Значит, надо выяснить, какой фигурой является параллелограмм с равными диа-

гоналями.

А

Дано: ABCD - параллелограмм,

АС = BD.

Доказать: ABCD - прямоугольник.

Доказательство:

Треугольники BCD и ADC равны по третьему признаку равен­ства треугольников. Значит, равны углы ADC и BCD, и они внут­ренние односторонние при параллельных прямых ВС и AD и секу­щей CD. Следовательно, эти углы равны 90° и «преступник» - прямоугольник.

Через 12 часов в этой комнате сидел прямоугольник, и на столе лежала коробка с драгоценностями. А госпожа Розалия, которая была в реанимации во время расследования (поэтому и не прини­мала в нем участия), очень быстро поправилась.

Заключительный этап

Присяжные заседатели, выслушав материалы дела каждой группы, делают анализ работы, оценивая организованность, соот­ветствие исполняемым ролям, соблюдение правил сотрудничества, называют самые интересные сюжеты и самые сложные из решен­ных задач. В частности, присяжные заседатели отменили нерацио­нальность решения задачи первой группой при несомненной ори­гинальности литературного описания; легкость задачи второй группы. Судья подводит итог всей деятельности: предлагает ребя­там заполнить лист самооценки. Также для изучения самооценки были использована методика Дембо-Рубинштейн.


Анализ результатов

При анализе результатов кроме оценивания знаний и умений происходит оценка общительности участников ролевой игры, оп­ределяется степень активности, проявление личностных качеств; вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!